ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-1998/18 от 16.10.2018 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Уфа 16 октября 2018 года

Заместитель Председателя Верховного Суда Республики Башкортостан Латыпова З.У., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении (дело поступило 18 сентября 2018 года) жалобу Степановой Л.Р. на вступившие в законную силу решение судьи Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 07 мая 2018 года и решение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 04 июля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.33 КоАП РФ, в отношении начальника отдела охраны окружающей среды муниципального унитарного предприятия по эксплуатации водопроводно-канализационного хозяйства «Уфаводоканал» городского округа город Уфа Республики Башкортостан Степановой Л.Р.,

У С Т А Н О В И Л А:

постановлением старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Республике Башкортостан Средневолжского территориального управления рыболовства Иванова Е.В. № 02-01/947 от 21 ноября 2017 года должностное лицо - начальник отдела охраны окружающей среды муниципального унитарного предприятия по эксплуатации водопроводно-канализационного хозяйства «Уфаводоканал» городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - МУП «Уфаводоканал») Степанова Л.Р. привлечена к административной ответственности по ст. 8.33 КоАП РФ, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.

Решением судьи Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 29 января 2018 года постановление старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Республике Башкортостан Средневолжского территориального управления рыболовства Иванова Е.В. № 02-01/947 от 21 ноября 2017 года отменено, производство по делу прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.

Решением судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 28 марта 2018 года по жалобе представителя Средневолжского территориального управления рыболовства Иванова Е.В. решение судьи Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 29 января 2018 года отменено, дело возвращено в тот же суд на новое рассмотрение.

Решением судьи Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 07 мая 2018 года, решением судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 04 июля 2018 года постановление старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Республике Башкортостан Средневолжского территориального управления рыболовства Иванова Е.В. № 02-01/947 от 21 ноября 2017 года оставлено без изменения, жалоба Степановой Л.Р. - без удовлетворения.

Не согласившись с вынесенными по делу решением судьи Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 07 мая 2018 года и решением судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 04 июля 2018 года, Степанова Л.Р. обжалует их в Верховный Суд Республики Башкортостан в порядке ст. 30.12 КоАП РФ, просит отменить ввиду незаконности и необоснованности, производство по делу прекратить.

В соответствии с ч. 2 ст. 30.16 КоАП РФ судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.

Проверив материалы дела, изучив доводы заявителя, нахожу жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения.

На основании ст. 8.33 КоАП РФ нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

В силу ст. 1 Федерального закона от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ «О животном мире» (далее - Закон № 52-ФЗ) под средой обитания животного мира понимается природная среда, в которой объекты животного мира обитают в состоянии естественной свободы. Под объектами животного мира - организмы животного происхождения (дикое животное).

В соответствии со ст. 22 Закона № 52-ФЗ любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. Хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов животного мира, должна осуществляться таким образом, чтобы разрешенные к использованию объекты животного мира не ухудшали собственную среду обитания и не причиняли вреда сельскому, водному и лесному хозяйству.

При осуществлении хозяйственной деятельности должны предусматриваться и проводиться мероприятия по сохранению среды обитания объектов животного мира и условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, а также по обеспечению неприкосновенности защитных участков территорий и акваторий.

В силу п. 1 ст. 42 Водного кодекса РФ при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений должны предусматриваться и своевременно осуществляться мероприятия по охране водных объектов, а также водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Подпунктом 1 п. 6 ст. 60 Водного кодекса РФ установлено, что при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах.

В силу п. 1 ст. 47 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 11 Положения об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства в водоемах СССР, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 15 сентября 1958 года № 1045, запрещается сбрасывать в рыбохозяйственные водоемы, на берега и на лед этих водоемов неочищенные и необезвреженные сточные воды промышленных, коммунальных, сельскохозяйственных и иных предприятий и всех видов транспорта, а также производственные, бытовые и другие виды отходов и отбросов.

Приказом Госстроя России от 30 декабря 1999 года № 168 утверждены Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации (далее по тексту - Правила), которые регламентируют технические требования по эксплуатации объектов водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ) и их соответствие санитарным нормам (п. 1.1.1 Правил).

В соответствии с п. 1.1.4 Правил последние являются обязательными для предприятий канализации, обслуживающих абонентов, независимо от их ведомственной принадлежности, формы собственности и организационно - правовой формы.

Пунктами 1.1.30, 3.2.43 Правил установлено, что авариями на канализационной сети считаются внезапные разрушения труб и сооружений или их закупорка с прекращением отведения сточных вод и изливом их на территорию. Аварии подлежат внеочередному устранению. При возникновении аварий на сооружениях, сетях, оборудовании систем канализации организация водопроводно-канализационного хозяйства немедленно принимает меры для быстрого обнаружения, локализации и полной ликвидации возникших аварий и ликвидации их последствий.

При возникновении аварии должны быть выполнены срочные мероприятия по отведению поступающих сточных вод в обход поврежденного участка или сооружения, а при невозможности этого отведение их через аварийный выпуск или водосточную канаву с уведомлением населения и местных органов Госсанэпиднадзора; по отключению поврежденного участка или сооружения и производств; ремонтно-восстановительных работ (п. 3.2.44 Правил).

Согласно п. п. 3.1.1, 3.2.1 этих же Правил основными задачами служб эксплуатации систем водоотведения являются обеспечение бесперебойной, надежной и эффективной работы всех элементов, систем канализации - канализационных сетей и сооружений на них. Канализационная сеть должна обеспечить отведение сточных вод на очистные сооружения.

Из материалов дела следует, что дата в 09.00 ч в Отдел государственного контроля, надзора и охраны ВБР по адрес поступил сигнал о гибели рыбы на Лихачевской излучине реки Уфа.

дата было возбуждено административное расследование по факту утечки сточных вод из коллектора самотечной канализации Ду 800 через смотровой колодец кк-81, расположенный около АО «Пивоварня Москва-Эфес» по адрес, в Лихачевскую излучину реки Уфа и гибели рыбы, в ходе которого были истребованы документы и объяснительные у работников АО «Пивоварня Москва-Эфес». Также в рамках административного расследования были затребованы документы и объяснительные работников МУП «Уфаводоканал».

дата сотрудниками ГБУ РБ УГАК совместно с представителями других организаций были отобраны пробы воды для анализа.

15 и дата совместно с сотрудниками МБУ «Служба спасения 112» адрес был произведен сбор и подсчет погибшей рыбы.

На береговой полосе и акватории Лихачевской излучины была зафиксирована гибель рыбы в следующем количестве: щука - 95 штук, линь - 164 штуки, карась - 844 штуки, окунь - 4187 штук, плотва - 4733 штук, уклейка -1155 штук, язь - 1325 штук, голавль - 423 штуки, густера - 1539 штук, жерех - 37 штук, рак – 21 штука.

В ходе административного расследования из поступивших из пивоварни АО «Пивоварня Москва-Эфес» материалов было установлено, что дата около 16.30 ч сотрудниками предприятия была обнаружена утечка сточных вод со стороны Лихачевской излучины. После обнаружения утечки со стороны выноса канализационной сети Ду 800 по Лихачевской излучине были осмотрены выводные колодцы большой глубины, расположенные ниже обнаруженного участка. Все колодцы со стороны городских сетей были затоплены. Предприятие АО «Пивоварня Москва-Эфес» приостановило производство и по телефону довело до представителей МУП «Уфаводоканал», включая диспетчерскую службу, информацию об аварийной ситуации, факте пролива сточных вод из кк-81 и наполнении колодцев, расположенных на территории завода.

МУП «Уфаводоканал» подтвердило факт получения информации о засоре на канализационном коллекторе дата примерно в 16.30 ч. Однако аварийные работы эксплуатационной службой УВКС МУП «Уфаводоканал» были проведены лишь дата в 15.15 ч.

Согласно уставу МУП «Уфаводоканал» основной целью его деятельности является обеспечение хозяйственно-питьевых нужд населения городского округа адрес Республики Башкортостан, отвод и очистка хозяйственно-бытовых сточных вод, предприятие обеспечивает надлежащую эксплуатацию и функционирование систем водоснабжения и канализации в соответствии с требованиями нормативно-технической документации.

Лицом, допустившим нарушение требований правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов, является начальник отдела охраны окружающей среды МУП «Уфаводоканал» Степанова Л.Р., в должностные обязанности которой согласно п. 3.2 должностной инструкции входит организация и контроль над соблюдением в подразделениях предприятия действующего экологического законодательства, инструкций, стандартов и нормативов по охране окружающей среды, способствование снижению вредного влияния производственных факторов на окружающую среду.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами производства об административном правонарушении отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по адрес территориального управления рыболовства, приложенными к настоящему делу, в том числе:

протоколом об административном правонарушении от дата (административное производство ОГКНиОВБР по РБ);

протоколами №№..., 210 от дата результатов количественного химического, качественного анализов пробы воды (административное производство ОГКНиОВБР по РБ);

протоколом №... от дата результатов биотестирования пробы воды (административное производство ОГКНиОВБР по РБ);

распечатками телефонных звонков, подтверждающих факт звонков в МУП «Уфаводоканал» дата в 15.55 ч, 16.37 ч, 16.42 ч (административное производство ОГКНиОВБР по РБ);

письмом начальника службы по работе с абонентами МУП «Уфаводоканал» ФИО3 от дата, согласно которому дата примерно в 16.30 ч поступила информация о засоре на канализационном коллекторе от главного инженера ОАО «Амстар» (АО «Пивоварня Москва-Эфес») ФИО4, по просьбе администрации адрес Республики Башкортостан дата в 15.15 ч засор на линии самотечного канализационного коллектора был устранен (административное производство ОГКНиОВБР по РБ);

актом, составленным службой УВКС в присутствии представителей МУП «Уфаводоканал», об устранении засора 1 категории в 15.15 ч дата (административное производство ОГКНиОВБР по РБ).

Достоверность, допустимость и относимость перечисленных доказательств сомнений не вызывает, их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу.

Представленные доказательства проверены должностным лицом и судьями Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан, Верховного Суда Республики Башкортостан на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности, им дана надлежащая правовая оценка по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.

В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.

При таких обстоятельствах, должностное лицо, судьи первой и второй инстанций пришли к правильному выводу о том, что действия начальника отдела охраны окружающей среды МУП «Уфаводоканал» Степановой Л.Р. составляют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.33 КоАП РФ. Юридическая квалификация и оценка действий должностного лица даны верные.

Довод жалобы о том, что обязанность надлежащей эксплуатации, в том числе принятие своевременных мер по устранению последствий аварийной ситуации на смотровом колодце кк-81 системы водоотведения возложена на ЗАО «Пивоварня Москва-Эфес», был предметом рассмотрения нижестоящих судебных инстанций.

Постановлением главы администрации городского округа адрес Республики Башкортостан от дата№... «Об определении гарантирующей организации, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение на территории городского округа адрес Республики Башкортостан» МУП «Уфаводоканал» определено в качестве гарантирующей организации, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение на территории городского округа адрес Республики Башкортостан. Зоной деятельности гарантирующей организации определена территория городского округа адрес Республики Башкортостан.

Для расширения производства пивоваренного завода ОАО «Амстар» (АО «Пивоварня Москва-Эфес» является правопреемником данной организации) произвело вынос участка самотечной канализации с территории завода ОАО «Амстар» по адрес (с кк-79 по кк-87). По завершению работ ОАО «Амстар» получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Письмом от дата ОАО «Амстар» обратилось в администрацию городского округа адрес Республики Башкортостан о принятии объекта завершенного строительства.

В соответствии с п. 1 постановления главы администрации городского округа адрес Республики Башкортостан №... от дата (л.д. 6) вынос участка самотечной канализации с территории завода ОАО «Амстар» по адрес городского округа адрес Республики Башкортостан принят в муниципальную собственность. КУМС администрации городского округа адрес Республики Башкортостан постановлено принять указанный объект в казну и при участии ОАО «Амстар» обеспечить его передачу в хозяйственное ведение МУП «Уфаводоканал», внести соответствующие изменения в реестр муниципального имущества.

Фактическое неисполнение данного постановления в части передачи колодца кк-81 в хозяйственное ведение МУП «Уфаводоканал» не освобождало его как организацию водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющую водоотведение на территории городского округа адрес Республики Башкортостан, от выполнения срочных мероприятий по устранению аварийной ситуации после получения телефонного звонка дата согласно п. 3.2.44 Правил, в силу которого при возникновении аварии должны быть выполнены следующие срочные мероприятия: а) отведение поступающих сточных вод в обход поврежденного участка или сооружения, а при невозможности этого - отведение их через аварийный выпуск или водосточную канаву с уведомлением населения и местных органов Госсанэпиднадзора и управления использованием и охраной водного фонда; б) отключение поврежденного участка или сооружения; в) производство ремонтно-восстановительных работ с уведомлением диспетчерской службы.

Аварийные работы были проведены лишь дата в 15.15 ч, что является нарушением правил охраны среды обитания водных биологических ресурсов.

Доводы жалобы направлены на переоценку установленных, проверенных и надлежаще исследованных обстоятельств дела и представленных доказательств, оснований для которой по материалам дела не имеется. Выводы должностного лица и судебных инстанций о виновности начальника отдела охраны окружающей среды МУП «Уфаводоканал» Степановой Л.Р. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.33 КоАП РФ, являются мотивированными, обоснованными и правомерными.

Назначенное наказание отвечает требованиям ст. 4.1 КоАП РФ. Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.

Нарушений процессуальных требований КоАП РФ, влекущих отмену или изменение постановления должностного лица и судебных решений, по делу не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.17 КоАП РФ,

П О С Т А Н О В И Л А:

постановление старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Республике Башкортостан Средневолжского территориального управления рыболовства № 02-01/947 от 21 ноября 2017 года, решение судьи Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 07 мая 2018 года и решение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 04 июля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.33 КоАП РФ, в отношении начальника отдела охраны окружающей среды муниципального унитарного предприятия по эксплуатации водопроводно-канализационного хозяйства «Уфаводоканал» городского округа город Уфа Республики Башкортостан Степановой Л.Р. оставить без изменения, жалобу Степановой Л.Р. – без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Российской Федерации или его заместители.

Повторная подача жалобы по тем же основаниям в Верховный Суд Республики Башкортостан не допускается.

Заместитель Председателя

Верховного Суда

Республики Башкортостан З. У. Латыпова

Справка:

федеральный судья Шафикова Е.С.

судья Верховного Суда РБ Шарафутдинова С.И.

№ 44а-1998/18