ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-1/2018 от 16.02.2018 Томского областного суда (Томская область)

№ 4а – 1/2018

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Заместитель председателя Томского областного суда Воротников С.А., рассмотрев жалобу Белоусова Андрея Валерьевича на вступившие в законную силу постановление судьи Октябрьского районного суда г.Томска от 08.08.2017 и решение судьи Томского областного суда от 13.10.2017, вынесенные в отношении Белоусова Андрея Валерьевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 20 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением судьи Октябрьского районного суда г. Томска от 08.08.2017 начальник Управления физической культуры и спорта администрации города Томска Белоусов А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 20 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначен административный штраф в размере 20000 рублей.

Решением судьи Томского областного суда от 13.10.2017 постановление судьи Октябрьского районного суда г. Томска от 08.08.2017 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 20 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника Управления физической культуры и спорта администрации города Томска Белоусова А.В. оставлено без изменения, его жалоба – без удовлетворения.

В жалобе Белоусов А.В. просит постановление и решение отменить. В обоснование жалобы указывает, что в нарушение требований ст.24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе рассмотрения дела судьей районного суда законность предписания об устранении нарушений, в частности пункта 3, надлежащим образом не исследована и не оценена. Считает, что при рассмотрении жалобы судьей областного суда были неправильно применены нормы материального права. Обращает внимание на то, что содержанием нарушения, указанного в пункте 3 предписания об устранении нарушений, является неправомерное заключение муниципальным автономным учреждением «Центр социальных инициатив» (далее – МАУ «ЦСИ», Учреждение) договора на временное распоряжение имущественным комплексом, расположенным по адресу: пос. Заварзино, ул. Левобережная, 25, на срок с 01.07.2015 по 31.08.2015 для размещения трудового отряда молодежи с арендной платой за период аренды 477400 рублей. Ссылаясь на положения Порядка осуществления полномочий органами внутреннего муниципального финансового контроля по внутреннему муниципальному финансовому контролю в муниципальном образовании «Город Томск», утвержденного постановлением администрации города Томска от 20.11.2013 № 1320, отмечает, что результаты контрольного мероприятия излагаются в акте. Указывает, что предписание об устранении нарушений должно корреспондироваться с актом проверки. Обращает внимание на то, что Департамент финансов администрации города Томска по итогам проверки управления по вопросу целевого и эффективного использования средств, выделенных в 2015 году на реализацию муниципальной программы «Молодежь Томска», не выявил нарушения в части ненадлежащего осуществления управлением финансового контроля и непринятия мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств; акт поверки управления от 12.08.2016, на основании которого вынесено предписание об устранении нарушений, не содержит сведений, указывающих на это. Обращает внимание, что акт проверки не содержит и сведений о нарушениях, связанных с заключением МАУ «ЦСИ» договора аренды нежилых помещений от 25.06.2015 № 3302396 на сумму 447400 рублей и допущенных управлением и его должностными лицами. Указывает, что при установлении фактов нарушений в сфере бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, следует руководствоваться Единым классификатором нарушений, выявляемых в ходе контрольных мероприятий органами внутреннего муниципального финансового контроля, утвержденным постановлением администрации города Томска от 20.11.2013 № 1320. Отмечает, что таких нарушений, как неэффективное использование муниципальным учреждением, подведомственным объекту контроля, средств субсидии, выделенных на финансовое обеспечение муниципального задания; неправомерное заключение муниципальным учреждением, подведомственным объекту контроля, договоров; ненадлежащее осуществление объектом контроля в отношении подведомственного муниципального учреждения финансового контроля и непринятии объектом контроля мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств, указанный Единый классификатор не содержит. Считает несоответствующим бюджетному законодательству вывод судьи областного суда о ненадлежащем осуществлении управлением финансового контроля и непринятии мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств и о незаконности предписания. Ссылаясь на положения ст. 34, ст. 78.1, ст. 6 и п. 1 ст. 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации, указывает, что поскольку автономные учреждения не являются участниками бюджетного процесса, то требование о соблюдении принципа эффективности к ним применять нельзя. Выводы судей о возможности исполнения предписания путем уменьшения объема муниципального задания МАУ «ЦСИ» в целях соблюдения принципа эффективности использования бюджетных средств считает несостоятельными и противоречащими нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, оценив доводы жалобы Белоусова А.В., оснований для удовлетворения жалобы не усматриваю.

В соответствии с частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Белоусова А.В. к административной ответственности) административная ответственность наступает за невыполнение в установленный срок законного предписания органа государственного (муниципального) финансового контроля.

Из материалов дела усматривается, что муниципальное автономное учреждение «Центр социальных инициатив» создано муниципальным образованием «Город Томск» в соответствии с постановлением администрации города Томска от 27.09.2011 № 1054 «О создании муниципального автономного учреждения «Центр социальных инициатив».

Муниципальное автономное учреждение «Центр социальных инициатив» - муниципальное учреждение, в отношении которого функции и полномочия учредителя осуществляет Управление физической культуры и спорта администрации города Томска (далее- Управление).

Учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с муниципальным заданием. Муниципальное задание для учреждения в соответствии с предусмотренными уставом основными видами деятельности формирует и утверждает уполномоченный отраслевой орган (Управление). Учреждение не вправе отказаться от выполнения муниципального задания.

Порядок формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальными учреждениями, финансового обеспечения выполнения такого задания, предоставления субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания муниципальными бюджетными и автономными учреждениями утвержден постановлением администрации города Томска от 09.12.2015 № 1215 (далее - Порядок от 09.12.2015 № 1215).

В соответствии с частью 3 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 1.2 Порядка от 09.12.2015 № 1215 муниципальное задание формируется для бюджетных и автономных учреждений органами местного самоуправления, осуществляющими бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении соответствующих муниципальных бюджетных и муниципальных автономных учреждений.

Муниципальное задание МАУ «ЦСИ» формируется Управлением физической культуры и спорта администрации города Томска, осуществляющим бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, осуществляющим функции и полномочия учредителя.

Согласно муниципальной программе «Молодежь Томска» на 2015-2020 годы» Управление физической культуры и спорта администрации города Томска является соисполнителем программы, который в рамках организованной ответственным исполнителем муниципальной программы осуществляет взаимодействие по вопросам: обеспечения своевременного внесения изменений в муниципальную программу; формирования заявок и предложений для обеспечения финансирования муниципальной программы из бюджета муниципального образования «Город Томск» на очередной финансовый год.

Одним из мероприятий программы (2.1, задача 2) является организация работы сводного городского трудового отряда молодежи (в соответствии с постановлением администрации г.Томска от 05.06.2013 № 571 «О сводном городском трудовом отряде молодежи и организации его деятельности на территории муниципального образования «Город Томск» с выделением соответствующего финансирования на 2015-2020 годы (тыс. руб.): в 2015 г. - 8412,38; в 2016 г. - 8513,2; в 2017 г. - 8844,90).

В соответствии с п. 1.1, 1.3, 2.1, 3.1, 3.2, 3.2.10, 4.1, 4.3 Положения о Сводном городском трудовом отряде молодежи и организации его деятельности на территории муниципального образования "Город Томск", утв. постановлением администрации города Томска от 05.06.2013 N 571, сводный городской трудовой отряд молодежи (далее - СГТОМ) представляет собой добровольное объединение молодежи. К числу задач деятельности СГТОМ отнесены, в частности, привлечение молодежи к трудовой деятельности для получения трудовых навыков и опыта работы в коллективе; содействие временному трудоустройству молодежи. СГТОМ формируется муниципальным автономным учреждением "Центр социальных инициатив" из числа молодежи, в количестве до 100 (ста) человек (далее - Бойцы СГТОМ). Обеспечение деятельности СГТОМ осуществляется МАУ "ЦСИ", выполняющим, в том числе функцию по обеспечению предоставления дополнительных социальных гарантий трудовых прав Бойцов СГТОМ (временное размещение). Финансовое обеспечение дополнительных социальных гарантий трудовых прав Бойцов СГТОМ осуществляется за счет средств МАУ "ЦСИ", в том числе за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг МАУ "ЦСИ". Трудоустройство Бойцов осуществляется МАУ "ЦСИ" в количестве до 100 (ста) человек. Руководитель МАУ "ЦСИ" несет ответственность за целевое использование средств, выделенных на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг МАУ "ЦСИ".

Согласно сформированным и утвержденным Управлением физической культуры и спорта администрации города Томска муниципальным заданиям МАУ «ЦСИ» на 2015, 2016, 2017 годы предусмотрено обеспечение временного трудоустройства молодежи (организация мероприятий в сфере молодежной политики, направленных на вовлечение молодежи в инновационную, предпринимательскую, добровольческую деятельность, а также на развитие гражданской активности молодежи и формирования здорового образа жизни) с общим объемом оказываемых муниципальных услуг (тыс. руб.) 8412,38; 8843,56; 8844,90 соответственно.

Во исполнение плана проведения контрольных мероприятий Департаментом финансов администрации города Томска в сфере внутреннего муниципального финансового контроля на 2016 год, утвержденного распоряжением администрации города Томска от 29.12.2015 № р. 1450, на основании поручения от 27.06.2016 № 7, выданного начальником Департамента финансов администрации города Томска, была проведена поверка Управления физической культуры и спорта администрации города Томска по вопросу целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных в 2015 году на реализацию муниципальной программы «Молодежь Томска» на 2015-2020», выявлен ряд нарушений, отраженных в акте проверки от 12.08.2016.

В частности, в акте проверки от 12.08.2016 при описании мероприятия 2.1 «Организация работы свободного городского трудового отряда молодежи» указано, что в нарушение ст. 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации МАУ «ЦСИ» допущено неэффективное использование средств субсидии, выделенных на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания в сумме 566017,60 рублей, в результате произведенных расходов на содержание неэксплуатируемых зданий и прилегающей к ним территории.

На основании акта проверки от 12.08.2016 Департаментом финансов администрации города Томска вынесено предписание об устранении выявленных нарушений от 02.11.2016 № 06-07/2389, срок исполнения предписания установлен в течение двух месяцев с момента получения. Впоследствии Департаментом финансов администрации города Томска срок исполнения указанного предписания был продлен до 03.03.2017, а затем до 03.05.2017.

Согласно пункту 3 предписания об устранении нарушений от 02.11.2016 № 06-07/2389 при наличии в оперативном управлении МАУ «ЦСИ» объекта недвижимости общей площадью 1868,3 кв.м по адресу: г. Томск, ул. Басандайская, 41, неправомерно заключен договор на временное распоряжение имущественным комплексом, расположенным по адресу: пос. Заварзино, ул. Левобережная, 25, на срок с 01.07.2015 по 31.08.2015 для размещения трудового отряда молодежи с арендной платой за период аренды 477400 рублей. Кроме того, в предписании перечислены нормативно-правовые акты, которые нарушены, приведены наименования документов, подтверждающих нарушение.

Указанным предписанием на Управление физической культуры и спорта администрации города Томска возложена обязанность оказать содействие МАУ «ЦСИ» в вопросах отказа от права оперативного управления указанным имуществом или проведения ремонта объекта недвижимости, расположенного по адресу: г. Томск, ул. Басандайская, 41, для его использования в деятельности МАУ «ЦСИ». В случае, если решение об отказе от оперативного управления не будет принято, уменьшить объем финансового обеспечения на выполнение муниципального задания на сумму арендной платы.

Между тем начальником Управления физической культуры и спорта администрации города Томска Белоусовым А.В. не выполнено в установленный срок законное предписание органа муниципального финансового контроля, а именно – предписание Департамента финансов администрации города Томска об устранении нарушений от 02.11.2016 № 06-07/2389, в связи с чем 11.07.2017 в отношении Белоусова А.В. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении № 14 от 11.07.2017 (л.д. 3-4); предписанием об устранении нарушений от 02.11.2016 № 06-07/2389 (л.д. 15-16); распоряжением мэра города Томска от 31.07.2014 №227к о назначении Белоусова А.В. с 01.08.2014 на должность муниципальной службы начальника Управления физической культуры и спорта администрации города Томска (л.д. 21); обращением начальника Управления физической культуры и спорта администрации города Томска Белоусова А.В. от 30.12.2016 № 1366/01-33 о продлении срока исполнения предписания в части (л.д. 22); обращением начальника Управления физической культуры и спорта администрации города Томска Белоусова А.В. от 22.02.2017 № 196/01-33 о рассмотрении предписания (л.д. 24); сообщениями начальника Департамента финансов администрации города Томска от 11.01.2017 № 06-08/33, от 10.03.2017 № 06-08/561 о рассмотрении информации, которыми продлено исполнение предписания соответственно до 03.03.2017 и 03.05.2017 (л.д. 23, 26); выпиской из ЕГРЮЛ, согласно которой начальником Управления физической культуры и спорта администрации города Томска является Белоусов А.В. (л.д. 38-46), и иными материалами дела, которые оценены по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.

Представленные материалы с достоверностью свидетельствуют о том, что в ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

При таких обстоятельствах к выводу о виновности должностного лица Белоусова А.В. в совершении административного правонарушения и квалификации его действий по части 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судебные инстанции пришли на основании всестороннего, полного и объективного исследования доказательств по делу, достоверность и допустимость всех доказательств судебными инстанциями проверены, их совокупности дана надлежащая правовая и мотивированная оценка, сомневаться в правильности которой оснований не имеется. Действия должностного лица Белоусова А.В. правильно квалифицированы по части 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и представленными доказательствами.

Довод жалобы о том, что законность предписания об устранении нарушений, надлежащим образом не исследована и не оценена, не может являться основанием для отмены состоявшихся по делу судебных актов.

Из материалов дела усматривается, что предписание вынесено уполномоченным органом - Департаментом финансов администрации города Томска исключительно в целях устранения выявленных в ходе проверки нарушений, с соблюдением порядка его вынесения, не отменено.

Вывод судьи областного суда о том, что оспариваемое предписание содержит описание конкретного выявленного нарушения, с указанием нормативно-правовых актов, которые нарушены, перечня документов, подтверждающих нарушение, требования о проведении конкретных мероприятий и принятии конкретных мер по его устранению, соответствует критериям определенности, конкретности и исполнимости и признается законным, сомнений не вызывает и оснований для его пересмотра, о чем Белоусов А.В. просит в настоящей жалобе, не имеется.

Вывод судьи областного суда о нарушении принципа эффективности использования бюджетных средств (ст. 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации), поскольку объективно не соблюдается предусмотренное законом условие о необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности), основан на имеющихся в материалах дела доказательствах и правильном применении норм материального права, в связи с чем довод жалобы об обратном является несостоятельным.

Вопреки доводу жалобы, судья областного суда, рассмотрев жалобу на постановление судьи районного суда, проверил дело в соответствии с требованиями ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынес законное и обоснованное решение. Все доводы жалобы Белоусова А.В. проверены в полном объеме и получили надлежащую оценку. В решении судьи приведены мотивы, по которым судья пришел к выводу о законности и обоснованности привлечения Белоусова А.В.к административной ответственности по части 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вопреки доводу жалобы, нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих безусловную отмену состоявшихся по делу судебных актов, при рассмотрении дела об административном правонарушении и жалобы не допущено.

Иные доводы жалобы основаны на собственном толковании заявителем норм действующего законодательства Российской Федерации, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы судебными инстанциями при рассмотрении дела об административном правонарушении и жалобы и оценены по правилам, установленным в ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не свидетельствуют о невиновности Белоусова А.В. в совершении указанного административного правонарушения.

Квалификация действий Белоусова А.В. соответствует установленным обстоятельствам дела, требованиям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и является правильной.

Административное наказание назначено Белоусову А.В. с учетом положений статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и в пределах санкции части 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление о привлечении Белоусова А.В. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

При таких обстоятельствах принятые по делу судебные акты являются законными и обоснованными, оснований для их отмены не имеется.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заместитель председателя Томского областного суда

постановил:

постановление судьи Октябрьского районного суда г.Томска от 08.08.2017 и решение судьи Томского областного суда от 13.10.2017, вынесенные в отношении Белоусова Андрея Валерьевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 20 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Белоусова Андрея Валерьевича – без удовлетворения.

Заместитель председателя

Томского областного суда С.А. Воротников