ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
№ 4А-200/2019
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
29 марта 2019 года г. Симферополь
Заместитель Председателя Верховного Суда Республики Крым Скляров В.Н., рассмотрев в порядке 30.16 КоАП РФ жалобу Представителя ФИО1 действующую на основании доверенности в интересах Акционерного общества «Дом творчества «ФИО4» на постановление начальника управления экологического надзора в <адрес> управления экологического надзора Южно-Крымского региона – старшего государственного инспектора Республики Крым ФИО5 от 29.06.2018 года, решение судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 08.11.2018 года и решение судьи Верховного Суда Республики Крым от 21.01.2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.12.1 КоАП Российской Федерации, в отношении Акционерного общества «Дом творчества «ФИО4»,
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника управления экологического надзора в <адрес> управления экологического надзора Южно-Крымского региона – старшего государственного инспектора Республики Крым ФИО5 от 29.06.2018 года №005850/0014 АО «Дом творчества «ФИО4» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.12.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 210 000 рублей.
Решением судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 08.11.2018 года постановление начальника управления экологического надзора в <адрес> управления экологического надзора Южно-Крымского региона – старшего государственного инспектора Республики Крым ФИО5 от 29.06.2018 года №005850/0014 оставлено без изменения, а жалоба АО «Дом творчества «ФИО4» - без удовлетворения.
Решением судьи Верховного Суда Республики Крым от 21.01.2019 года решение судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 08.11.2018 года оставлено без изменения, а жалоба АО «Дом творчества «ФИО4» - без удовлетворения.
В жалобе, принятой в порядке ст. 30.15 КоАП РФ, представитель ФИО1 действующая на основании доверенности в интересах АО «Дом творчества «ФИО4» просит отменить постановление начальника управления экологического надзора в <адрес> управления экологического надзора Южно-Крымского региона – старшего государственного инспектора Республики Крым ФИО5 от 29.06.2018 года, решение судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 08.11.2018 года и решение судьи Верховного Суда Республики Крым от 21.01.2019 года с прекращением производства по делу об административном правонарушении.
Требования мотивированы тем, что выводы судов основаны на неправильном толковании норм права, считает, что дело рассмотрено неполно, необъективно, постановленными при неполном установлении всех обстоятельств по делу, при ненадлежащей оценке доказательств, в связи, с чем принятые по делу судебные решения подлежат отмене.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии со статьей 8.12.1 КоАП Российской Федерации несоблюдение условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Диспозицией ст. 8.12.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе.
Правила свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе регламентированы Водным кодексом Российской Федерации.
Согласно частям 1, 2, 6 и 8 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования.
Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.
Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.
Исходя из пункта 12 статьи 1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации территории общего пользования - это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Судебными решениями первой и апелляционной инстанций установлено, что на основании приказа Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая выездная проверка в отношении АО «Дом творчества «ФИО4» с целью выявления возможных нарушений требований природоохранного законодательства в области использования и охраны водных объектов в части соблюдения условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе. Данный приказ вынесен на основании обращений граждан, поступивших в адрес Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ за №КО-40/1940/2 и мотивированного представления начальника управления экологического надзора Южно-Крымского региона ФИО5 Проверка согласована заместителем прокурора Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№/Нд5845-2017.
По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ составлен акт №, в котором были указаны выявленные в ходе проведенной проверки нарушения требований п.1,2,6 и 8 ст.6 Водного кодекса Российской Федерации.
В ходе проведения обследования территории АО «Дом творчества «ФИО4», находящегося по адресу: Республика Крым, <адрес>, в районе <адрес> установлено, что у АО «Дом творчества «ФИО4» имеется три карты пляжа, доступ к которым возможен только через контрольно-пропускные пункты, установленные АО «Дом творчества «ФИО4». Через контрольно-пропускные пункты АО «Дом творчества «ФИО4» доступ на территорию Общества и к водному объекту общего пользования разрешен исключительно лицам, отдыхающим в данном пансионате и курортном комплексе. Таким образом, доступ к водному объекту общего пользования, Чёрному морю и его береговой полосе, ограничен для других граждан.
Из публичной кадастровой карты (https://pkk5.rosreestr.ru/) следует, что территория земельного участка с кадастровым номером №, находящегося по адресу: Республика Крым, <адрес>, огорожена, и что данный земельный участок находится в собственности АО «Дом творчества «ФИО4». Три карты пляжа находятся на земельном участке с кадастровым номером № (Республика Крым, <адрес>).
Со стороны соседних общедоступных пляжей доступ на три карты пляжа АО «Дом творчества «ФИО4» не возможен по причине конструкций и высоты берегоукрепительных сооружений – восточной и западной буны. На основании решения исполнительного комитета Ялтинского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ№ АО «Дом творчества «ФИО4» является собственниками недвижимости имущества: буна № площадью 107,5 кв.м, буна № площадью № кв.м., буна-шпора № площадью 159,3 кв.м.
Восточная буна представляет собой бетонное сооружение, на котором возведена кирпичная стена, поверх которой установлено металлическое ограждение – решетка. Возможности свободного доступа на общедоступные пляжи с территории АО «Дом творчества «ФИО4» отсутствует. Со стороны общественного пляжа имеется информационная надпись о запрете прохода на пляжную территорию АО «Дом творчества «ФИО4».
Согласно публичной кадастровой карте арендуемый земельный участок с кадастровым номером № полностью расположен в прибрежной защитной полосе Черного моря. Земельный участок с кадастровым номером № частично попадает в прибрежную защитную полосу Черного моря, которая составляет тридцать метров, и частично в двадцатиметровую зону от Черного моря.
Следовательно, на территории береговой полосы водного объекта общего пользования – Черного моря установлены металлические ограждения, что нарушает предусмотренные п.8 ст.6 Водного кодекса Российско й Федерации права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц на пользование береговой полосой водного объекта для передвижения и пребывания около них, в том числе, для отдыха и туризма, любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств, бесплатное использование водного объекта для личных бытовых нужд.
Таким образом, Общество, являющиеся собственником земельного участка с кадастровым номером № и пользователем земельного участка с кадастровым номером 90:25:010104:1065, создало ограничения для свободного прохода граждан к водному объекту и его береговой полосе путем размещения ограждений на указанных земельных участках в границах береговой полосы Черного моря.
10.11.2017 года в отношении АО «Дом творчества «ФИО4» главным специалистом отдела экологического надзора в <адрес> управления экологического надзора Южно-Крымского региона-государственным инспектором Республики Крым ФИО6 составлен протокол об административном правонарушении №005850 по признакам ст. 8.12.1 КоАП РФ. Данный протокол составлен в присутствии юрисконсульта АО «Дом творчества «ФИО4» ФИО7
06.04.2018 главным специалистом отдела экологического надзора <адрес> управления экологического надзора Южно-Крымского региона-государственным инспектором Республики Крым ФИО6 были направлены определения об истребовании сведений, необходимых для разрешения дел об административных правонарушениях в адреса Министерства курортов и туризма Республики Крым и Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю.
Согласно письма Министерства курортов и туризма Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№, установление «статуса» пляжа не отнесено к компетенции Министерства курортов и туризма Республики Крым. Также министерство не наделено полномочиями по разъяснению действующего законодательства и практике его применения. Также сообщено, что на территории городского округа Ялта в пользовании АО «Дом творчества «ФИО4» находятся два пляжа, расположенные в пгт Кореиз (в районе Мисхорского парка) и в <адрес> (в район <адрес>). Однако в прошлом году был паспортизирован только один пляж АО «Дом творчества «ФИО4» в пгт. Кореиз (паспорт пляжа за №), соответствующие сведения внесены в перечень пляжей Республики Крым, допущенные к работе в 2017 года (размещен на сайте министерства: <данные изъяты>).
Из Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и городе федерального значения Севастополю (далее Межрегиональное управление Роспотребнадзора) поступило письмо от ДД.ММ.ГГГГ№, согласно которому, вопросы определения статуса пляжей и рекреационных зон, а также критерии ограничений свободного доступа на пляжи не входят в компетенцию Роспотребнадзора. Дополнительного сообщено, что на основании положении Приказа Роспотребнадзора от ДД.ММ.ГГГГ№ санитарно-эпидемические заключения на использование водных объектов в рекреационных, оздоровительных, лечебных целях, с учетом сезонности работ выдаются на купальный сезон текущего года. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ АО «Дом творчества «ФИО4» с заявлением на получение санитарно-эпидемического заключения на использование водного объекта в рекреационных, оздоровительных, лечебных целях в купальный сезон 2018 года в Межрегиональное управление не обращалось, в связи с чем информацией о соответствии АО «Дом творчества «ФИО4» требованиям СанПин 4060-85 «Лечебные пляжи. Санитарные правила устройства, оборудования и эксплуатации» Межрегиональное управление не располагает.
Таким образом, пляж, находящийся в пользовании АО «Дом творчества «ФИО4», расположенный по адресу: Республика Крым, <адрес>, в районе <адрес>, не отнесен к лечебным пляжам, следовательно действия СанПин 4060-85 на него не распространяются.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения АО «Дом творчества «ФИО4» к административной ответственности по настоящему делу.
На основании вышеизложенного, начальником управления экологического надзора в <адрес> управления экологического надзора Южно-Крымского региона – страшим государственным инспектором Республики Крым ФИО5 29.06.2018 года вынесено постановление по делу об административном правонарушении, которым АО «Дом творчества «ФИО4» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.12.1 КоАП РФ.
Таким образом, правильность выводов судов о событии административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.12.1 КоАП РФ, и вине АО «Дом творчества «ФИО4» в его совершении подтверждается приведенными в судебных решениях доказательствами, необходимость повторного приведения которых в данном постановлении отсутствует.
Обстоятельства, подлежащие в силу ст. 26.1 КоАП РФ выяснению по делу об административном правонарушении, выяснены всесторонне, полно и объективно.
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный главами 29 и 30 КоАП РФ, судами соблюден, нормы материального права применены и истолкованы правильно, нарушения норм процессуального права не допущено.
Обжалуемые судебные решения вынесены на основании установленных обстоятельств и в рамках процедуры, установленной Кодексом РФ об административных правонарушениях, надлежащим образом мотивированы и отвечают требованиям статьи 29.10 КоАП РФ.
Таким образом, АО «Дом творчества «ФИО4» обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из материалов дела усматривается, что судебные акты о привлечении АО «Дом творчества «ФИО4» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.12.1 КоАП РФ, вынесены в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание АО «Дом творчества «ФИО4» назначено в пределах санкции ст. 8.12.1 КоАП РФ с учетом требований ст.ст.4.1, 4.2 КоАП РФ.
Доводы заявителя указанные в жалобе о том, что судьей Верховного Суда Республики Крым в нарушение ч. 1 ст. 30 КоАП РФ, дело рассматривалось не единолично судьей ФИО8, а совместно с судьей ФИО9, а также, что в решении Верховного Суда Республики Крым от 21.01.2019 года отсутствует подпись судьи ФИО9 являются несостоятельными.
В решении судьи Верховного Суда Республики Крым от 21.01.2019 года судья ФИО9 указана в качестве судьи рассматривающей дело по первой инстанции, соответственно подпись судьи ФИО9 не требовалась.
Кроме того, отсутствие в резолютивной части решения судьи Верховного Суда Республики Крым разъяснения о порядке и сроках его обжалования, на что ссылается в жалобе заявитель, не является существенным нарушением, влекущим отмену данного судебного решения. Тем более, что сроки обжалования в порядке ст. 30.12 КоАП РФ не ограничены и данное обстоятельство не помешало АО «Дом творчества «ФИО4» обжаловать его в соответствующий суд. Оспариваемое решение судьи по настоящему делу соответствует требованиям ст. 30.7 КоАП РФ и является мотивированным.
Иные изложенные в жалобе доводы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств; аналогичные доводы были предметом проверки в судах первой и апелляционной инстанций и не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств и обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, в связи с чем не ставят под сомнение наличие в действиях АО «Дом творчества «ФИО4» объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.12.1 КоАП РФ.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения соответствующей жалобы выносится постановление об оставлении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы без изменения, а жалобы без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.16, 30.17, 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление начальника управления экологического надзора в <адрес> управления экологического надзора Южно-Крымского региона – старшего государственного инспектора Республики Крым ФИО5 от 29.06.2018 года, решение судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 08.11.2018 года и решение судьи Верховного Суда Республики Крым от 21.01.2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.12.1 КоАП Российской Федерации, в отношении Акционерного общества «Дом творчества «ФИО4» оставить без изменения, а жалобу Представителя ФИО1 действующую на основании доверенности в интересах Акционерного общества «Дом творчества «ФИО4» - без удовлетворения.
Заместитель Председателя суда В.Н. Скляров