САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 апреля 2016 года № 4а-200/2016
Заместитель председателя Самарского областного суда Шкуров С.И., рассмотрев надзорную жалобу ФИО1 – представителя <ИЭ> на решение Самарского областного суда от 22.12.2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.14.16 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
17.09.2015 инспектором ОИАЗ Средневолжского ЛУ МВД России на транспорте в отношении <ИЭ> составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.14.16 КоАП РФ, за нарушение ДД.ММ.ГГГГ правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Постановлением Железнодорожного районного суда г.Самара от 15.10.2015 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.14.16 КоАП РФ, в отношении <ИЭ> прекращено на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решением Самарского областного суда от 22.12.2015 года отменено постановление Железнодорожного районного суда г.Самара от 15.10.2015 года, которым производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.14.16 КоАП РФ, в отношении <ИЭ> прекращено на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения, дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд, в ином составе судей.
В надзорной жалобе представитель ФИО1 просит решение Самарского областного суда от 22.12.2015 года отменить, поскольку в действиях <ИЭ> отсутствует состав правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.16 КоАП РФ, в связи с чем постановление Железнодорожного районного суда г.Самара от 15.10.2015 года является законным и обоснованным, вынесенным с соблюдением норм материального и процессуального права.
Изучив материалы административного дела, проверив доводы надзорной жалобы, оснований для удовлетворения жалобы не нахожу.
В силу п.1 ст.16 Федерального закона ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» №171-ФЗ от 22.11.1995 года розничная продажа пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями.
В пункте 2 статьи 16 названного Федерального закона перечислены места, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, в том числе: на вокзалах и на прилегающих к нему территориях (абзац пятый); в нестационарных торговых объектах (абзац седьмой). Запрет на розничную продажу алкогольной продукции в местах, указанных в абзацах пятом и седьмом пункта 2, не распространяется на розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более чем 16,5 процента объема готовой продукции, осуществляемую организациями, и на розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемую индивидуальными предпринимателями, при оказании этими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания. Пунктом 6 данной статьи предусмотрено, что организации, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде стационарные торговые объекты и складские помещения, а также контрольно-кассовую технику, если иное не установлено федеральным законом.
Нарушение вышеуказанных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.16 КоАП РФ.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 13 часов 25 минут продавец <ИЭ>ФИО2 из нестационарного торгового объекта (несвязанного прочно фундаментом с землей и не имеющего технологического присоединения к инженерным сетям) киоска №, не являющегося предприятием, оказывающим услуги общественного питания (отсутствуют зал, места для приема пищи, туалетная комната, раковина, вентиляция), расположенного по <адрес>, на остановочном пункте транспорта общего пользования - платформе <адрес>, в нарушение требований Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» №171-ФЗ от 22.11.1995 года, осуществила продажу в розницу алкогольной продукции – пива <данные изъяты> объемом 0,5 литра с содержанием этилового спирта 4,5% объема готовой продукции, без применения контрольно-кассового аппарата, либо иных документов, подтверждающих факт продажи, в связи с чем в отношении <ИЭ> составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.14.16 КоАП РФ.
При рассмотрении материалов дела об административном правонарушении судья Железнодорожного районного суда г.Самара, полагая, что деятельность киоска № отвечает признакам предприятия общественного питания, пришел к выводу об отсутствии в действиях <ИЭ> состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.16 КоАП РФ.
Однако с данным выводом согласиться нельзя по следующим основаниям.
Статьей 16 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» №171-ФЗ от 22.11.1995 года установлены особые требования к розничной продаже и потреблению (распитию) алкогольной продукции.
В силу абз.7 п. 2 ст. 16 указанного Федерального закона не допускается розничная продажа алкогольной продукции, в том числе в нестационарных торговых объектах.
Абз.10 п.2 ст.16 Федерального закона №171-ФЗ от 22.11.1995 года установлено, что запрет на розничную продажу алкогольной продукции в местах, указанных в абзацах пятом и седьмом настоящего пункта, не распространяется на розничную продажу пива и пивных напитков, осуществляемую индивидуальными предпринимателями, при оказании этими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания.
Согласно п.3 Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных постановлением Правительства РФ №1036 от 15.08.1997 года, услуги общественного питания оказываются в ресторанах, кафе, барах, столовых, закусочных и других местах общественного питания, типы которых, а для ресторанов и баров также их классы (люкс, высший, первый) определяются исполнителем в соответствии с государственным стандартом.
На основании п.4.10 «ГОСТ Р 50762-2007. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги общественного питания. Классификация предприятий общественного питания», утвержденного Приказом Ростехрегулирования №475-ст от 27.12.2007 года, предприятие быстрого обслуживания - предприятие общественного питания, реализующее узкий ассортимент блюд, изделий, напитков несложного изготовления, как правило, из полуфабрикатов высокой степени готовности, и обеспечивающее минимальные затраты времени на обслуживание потребителей.
Предприятия быстрого обслуживания могут быть оборудованы в киосках и автоприцепах, не иметь собственного зала и реализовывать продукцию собственного производства через раздаточное окно (п.4.10.1 ГОСТ Р 50762-2007).
Согласно п.5.1 «ГОСТ Р 50762-2007. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги общественного питания. Классификация предприятий общественного питания», утвержденного Приказом Ростехрегулирования №475-ст от 27.12.2007 года на предприятиях общественного питания любого типа и класса должны обеспечиваться безопасность жизни и здоровья потребителей и сохранность их имущества и соблюдение действующих правил оказания услуг общественного питания
В силу п.п.5.6, 5.8 указанного ГОСТа предприятия общественного питания всех типов и классов должны быть оснащены инженерными системами и оборудованием, обеспечивающими необходимый уровень комфорта по ГОСТ 30494, в том числе иметь искусственное и естественное освещение, горячее и холодное водоснабжение, канализационную, отопительную, вентиляционную системы, телефонную связь и обязаны в наглядной и доступной форме довести до сведения потребителей необходимую и достоверную информацию об оказываемых услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора, в том числе: фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес), тип, класс и режим работы, размещая указанную информацию на вывеске и в других местах, удобных для ознакомления потребителей.
Вместе с тем из материалов дела следует, что при осуществлении деятельности в киоске, расположенном по <адрес>, платформа №<адрес>, <ИЭ> не соблюдены установленные минимальные требования к предприятиям общественного питания, где не продавались блюда быстрого приготовления или собственного производства, в том числе, из полуфабрикатов, а осуществлялась продажа товаров, ассортимент которых свидетельствовал о том, что киоск не является пунктом общественного питания или предприятием быстрого обслуживания.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела об административном правонарушении, в том числе: протоколом об административном правонарушении от 17.09.2015 (л.д.4); уставом <ИЭ> (л.д.9-12); накладными № от 06.09.2015 года, № от 01.09.2015 года, № от 06.09.2015 года о доставке в киоск № алкогольной продукции (л.д.14-16); рапортом инспектора ОИАЗ Средневолжского ЛУ МВД России на транспорте ФИО3 от 11.09.2015 года о выявлении ДД.ММ.ГГГГ факта продажи алкогольной продукции – пива, из нестационарного торгового объекта – павильона №, расположенного на платформе № (л.д.24); протоколом от ДД.ММ.ГГГГ осмотра принадлежащих юридическому лицу помещения, территории и находящихся там вещей и документов с фототаблицей, из которых следует, что помещение киоска <ИЭ> имеет окно выдачи товара, киоск не прочно связан с основанием платформы, не имеет коммуникаций, не оборудован урной для сбора отходов и мусора, отсутствует доска информации для потребителей, внутри помещения расположен холодильник, внутри которого расположены бутылки с пивом <данные изъяты> объемом 0,5 и 1,5 литра, <данные изъяты> объемом 1,5 литра, на полках расположены бакалейные товары и бутылки с пивом <данные изъяты> объемом 0,5 и 1,5 литра (л.д.27, 38-42); объяснениями ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, подтвердившей факт работы продавцом в <ИЭ> (л.д.29); трудовым договором от 19.12.2014 года, заключенным между <ИЭ> и ФИО2, принятой на должность продавца (л.д.31-32); опросом ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ по факту приобретения пива <данные изъяты> объемом 0,5 литра в киоске №, расположенном на платформе № с содержанием этилового спирта 4,5% объема готовой продукции (л.д.33); опросами от ДД.ММ.ГГГГФИО5 и ФИО6, которые подтвердили, что продавец киоска ФИО2 в их присутствии продала бутылку пива <данные изъяты> объемом 0,5 литра с содержанием этилового спирта 4,5% объема готовой продукции ФИО4 (л.д.34-35).
Судьей Железнодорожного районного суда г.Самара в нарушение положений ст.26.11 КоАП РФ не исследованы с достаточной полнотой все обстоятельства по административному делу и выводы сделаны без всестороннего и объективного исследования всех представленных доказательств.
Судья Самарского областного суда, рассмотрев жалобу на постановление районного судьи и установив существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, пришел обоснованно к выводу в силу п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ об отмене постановления Железнодорожного районного суда г.Самара от 15.10.2015 года и направлении дела на новое рассмотрение.
При указанных обстоятельствах решение Самарского областного суда от 22.12.2015 года является законным и обоснованным, оснований для отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч.2 ст.30.17, 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Самарского областного суда от 22.12.2015 года об отмене постановления Железнодорожного районного суда г.Самара от 15.10.2015 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.14.16 КоАП РФ, в отношении <ИЭ> на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения, с направлением дела на новое рассмотрение в тот же суд, в ином составе судей, оставить без изменения, надзорную жалобу ФИО1 – представителя <ИЭ> оставить без удовлетворения.
В соответствии с ч.3 ст.30.13 КоАП РФ дальнейшее обжалование судебных решений возможно путем подачи жалобы в Верховный Суд РФ.
Заместитель председателя
Самарского областного суда
Шкуров С.И.