Дело № 4А-205
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Тамбов 23 июля 2018 года
Заместитель председателя Тамбовского областного суда Бурашникова Н.А., рассмотрев жалобу защитника акционерного общества «Тамбовские коммунальные системы» ФИО1 на вступившие в законную силу постановление и.о. начальника управления по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области от 11 января 2018 года, решение судьи Советского районного суда г. Тамбова от 15 марта 2018 года и решение судьи Тамбовского областного суда от 25 апреля 2018 года, вынесенные в отношении акционерного общества «Тамбовские коммунальные системы» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ,
установил:
постановлением и.о. начальника управления по охране окружающей среды и прородопользованию Тамбовской области от 11 января 2018 года, оставленным без изменения решением судьи Советского районного суда г. Тамбова от 15 марта 2018 года и решением судьи Тамбовского областного суда от 25 апреля 2018 года, акционерное общество «Тамбовские коммунальные системы» (далее – АО «ТКС») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
В жалобе, поданной в Тамбовский областной суд, содержится просьба об отмене указанных постановления и судебных актов и прекращении производства по делу.
Автор жалобы указывает, что коллектор, на котором произошла авария, АО «ТКС» не принадлежит, на техническое обслуживание и в аренду не передавался, т.е. является бесхозяйным объектом.
Ответственность за содержание и безопасную эксплуатацию бесхозяйных городских сетей должно осуществлять муниципальное образование городской округ – г. Тамбов в лице администрации города.
Административным органом не представлены доказательства того, что заявленный к государственной охране объект р. Паника является водным объектом, а в Государственный водный реестр р. Паника не включена.
Полагает, что в ходе рассмотрения дела не получил надлежащей оценки довод о том, что административным органом не доказано, что действия АО «ТКС» повлекли загрязнение, засорение и (или) истощение р. Паника, поскольку не ясно, откуда административным органом брались нормативы допустимого сброса загрязняющих веществ.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 названного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Водным объектом признается природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима (пункт 4 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 5 Водного кодекса Российской Федерации водотоки (реки, ручьи, каналы) относятся к поверхностным водным объектам.
В силу ст. 4 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» компоненты природной среды, к числу которых относятся поверхностные и подземные воды, являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности.
Требования к охране водных объектов от загрязнения и засорения установлены статьей 56 Водного кодекса Российской Федерации.
Частью 1 данной статьи установлен запрет на сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления.
Как следует из материалов дела, 28 ноября 2017 г. в 15 часов 00 минут заместителем начальника отдела государственного контроля управления по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области в ходе проверки обращения ФИО2 проведено обследование места сброса сточных вод в районе моста на пересечении улиц Гастелло - Районная г. Тамбова в водный объект (р.Паника). В ходе обследования установлено следующее: из-под моста, расположенного на пересечении улиц Гастелло - Районная г. Тамбова, осуществляется сброс неочищенных сточных вод с характерным запахом и цветом в водный объект (р.Паника). Сброс неочищенных сточных вод осуществляется из канализационного коллектора, проложенного под мостом вдоль ул. Гастелло.
По данному факту 29 ноября 2017 г. возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования.
В рамках административного расследования с привлечением специалистов филиала ЦЛАТИ по Тамбовской области 28 ноября 2017 г. были отобраны пробы сточной воды на сбросе в водный объект (р.Паника). Результаты КХА воды показали превышение нормативов допустимых сбросов веществ (протокол №*** от ***) по БПКз в *** раз, *** в 120 раз, *** в 81 раз; запах по 5-ти бальной шкале оценивается в 5 баллов (***).
12 декабря 2017 г. филиалом ЦЛАТИ по Тамбовской области были отобраны пробы сточной воды на сбросе в водный объект (р.Паника) и ниже по течению в районе ул.Заречная. Результаты КХА воды показали превышение нормативов допустимых сбросов веществ (протокол №*** от ***) на сбросе: по БПК5 в 99,5 раз, *** в 160 раз, *** в 103,4 раза, запах по 5-ти бальной шкале оценивается в 5 баллов (***); р. Паника ниже по течению: по БПКз в 4,1 раза, *** в 19 раз, *** в 9,7 раза, запах по 5-ти бальной шкале оценивается в 2 балла (***).
Согласно информации, представленной в управление по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области техническим директором АО «ТКС», по договору аренды от *** г. № *** общество арендует канализационные сети по *** д. №№ ***, канализационные стоки, из которых поступают в аварийный коллектор.
В соответствии с информацией, представленной АО «ТКС» в управление по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области, 18 ноября 2017 г. в 12 часов 34 минуты произошла авария на канализационном коллекторе по ***, АО «ТКС» проводит работы по устранению повреждения канализационного коллектора диаметром 500 мм.
Указанная информация подтверждает, что АО «ТКС» является организацией, эксплуатирующей вышеуказанный коллектор.
АО «ТКС» является монополистом в данной области и никакие другие юридические лица не осуществляют на территории г. Тамбова эксплуатацию системы водоотведения (канализации).
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 16-17), протоколами результатов количественного химического анализа воды (л.д. 24-25), предписанием об устранении нарушений природоохранного законодательства РФ (л.д. 26), определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (л.д. 28-29), протоколом осмотра (л.д. 30-31), учетной карточкой приема сообщений граждан по телефону (л.д. 32), договором аренды движимого имущества (долгосрочный) (л.д. 37-43), актом приема-передачи (л.д. 44), которым в совокупности с иными доказательствами дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Указанные действия АО «ТКС» образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.
Выводы должностного лица административного органа и судебных инстанций о виновности АО «ТКС» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, в полной мере мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Доводы, изложенные в настоящей жалобе, являлись предметом проверки предыдущих судебных инстанций, обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в обжалуемых судебных актах. Аналогичные по существу доводы жалобы направлены на переоценку установленных судебными инстанциями обстоятельств, а потому не могут являться правовым основанием к их отмене.
Нарушений норм материального и процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было.
Срок давности и порядок привлечения АО «ТКС» к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено в пределах, установленных санкцией ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ.
Обстоятельств, которые в силу п.п. 2-4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых постановления и судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.13, 30.17 и 30.18 КоАП РФ,
постановил:
постановление и.о. начальника управления по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области от 11 января 2018 года, решение судьи Советского районного суда г. Тамбова от 15 марта 2018 года и решение судьи Тамбовского областного суда от 25 апреля 2018 года, вынесенные в отношении акционерного общества «Тамбовские коммунальные системы» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу защитника акционерного общества «Тамбовские коммунальные системы» ФИО1 - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Тамбовского областного суда Бурашникова Н.А.