4а-205/2017
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Самара 07 марта 2017 года
Заместитель председателя Самарского областного суда Шкуров С.И., рассмотрев надзорную жалобу Крестовникова Н.Ю. – представителя директора ООО «Управляющая компания» Бычкова А.А., на постановление мирового судьи судебного участка №75 Похвистневского судебного района Самарской области от 02.11.2016 года и решение Похвистневского районного суда Самарской области от 23.12.2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка №75 Похвистневского судебного района Самарской области от 02.11.2016 года должностное лицо - директор ООО «Управляющая компания» Бычков А.А. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением Похвистневского районного суда Самарской области от 23.12.2016 года постановление мирового судьи от 02.11.2016 года оставлено без изменения.
В надзорной жалобе представитель Крестовников Н.Ю., указывая на невиновность директора ООО «Управляющая компания» Бычкова А.А. в данном административном правонарушении, поскольку обязанность по начислению ежемесячной платы жителям многоквартирных домов за потребленную энергию и направлению потребителям платежных документов лежит непосредственно на ресурсоснабжающей организации – ПАО «Самараэнерго», просит состоявшиеся по делу судебные решения отменить и производство по административному делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Проверив доводы надзорной жалобы, изучив материалы административного дела, считаю, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 г. № 1110, лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», являются: соблюдение требований, предусмотренных ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ; соблюдение требований, предусмотренных ч. 1 ст. 193 Жилищного кодекса РФ.
Положения части 2 статьи 162 ЖК РФ предусматривают обязанность управляющей организации в течение согласованного срока за плату выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Стандарты и порядок осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом установлены Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами», в соответствии с подпунктом «ж» пункта 4 которых управление многоквартирным домом осуществляется выполнением стандартов по организации и осуществлению расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе: начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; оформление платежных документов и направление их собственникам пользователям помещений в многоквартирном доме.
В соответствии со ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
Согласно п. 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354 (далее Правила) предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Из положений п. 31 Правил управляющая организация обязана производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги, принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета (телефон, сеть Интернет и др.) и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания, а также проводить проверки состояния указанных приборов учета и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях.
В соответствии с п. 67 плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.
Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных ст.7.23.1 КоАП РФ, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Судебными инстанциями установлено и следует из материалов дела, что многоквартирные <адрес>№ по <адрес> в <адрес> на основании договоров управления многоквартирными домами от 14.02.2013 и от 30.10.2014 года находятся на обслуживании ООО «Управляющая компания», имеющего лицензию №69 от 22.04.2015 года на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, директором которого является Бычков А.А.
12.08.2016 года во исполнение распоряжения руководителя органа государственного жилищного надзора № г.о. Пхв-34624 от 25.07.2016 года, в отношении юридического лица ООО «Управляющая компания» была проведена внеплановая документарная проверка соблюдения лицензиатом обязательных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с целью проверки сведений, изложенных в обращении № 15750-ц от 21.07.2016.
В ходе проверки установлено, что ООО «Управляющая компания», директором которого является Бычков А.А., допущены нарушения: п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014г. № 1110; п.2, пп. «ж» п.4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 г. №416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами»; ч.2 ст.162, ст. 155 ЖК РФ; пп. 13,31,67 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354, выразившиеся в нарушение лицензионных требований в виде обязанности по начислению, оформлению и направлению платежных документов за электрическую энергию собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах №№, 49 по <адрес>, что подтверждается актом № г.о. Пхв-34624 от 12.08.2016.
По факту выявленного правонарушения государственным жилищным инспектором Самарской области 30.08.2016 года в отношении должностного лица - директора ООО «Управляющая компания» Бычкова А.А. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ.
Судебными инстанциями в подтверждение, что директором ООО «Управляющая компания» Бычковым А.А. совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, обоснованно приняты во внимание и указаны в решениях в качестве доказательств: протокол об административном правонарушении № г.о.Пхв.-34624/1 от 30.08.2016 года (л.д.2); обращение ПАО «Самараэнерго» № 15750-ц от 21.07.2016 о нарушении лицензиатом обязательных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (л.д. 6-8); распоряжение №г.о. Пхв-34624 от 25.07.2016 года о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица ООО «Управляющая компания» (л.д.25-27); запрос государственной жилищной инспекции о предоставлении информации от 25.07.2016 № Пхв-34624 направленный 30.07.2016 года ООО «Управляющая компания» и полученный Обществом 03.08.2016 (л.д.28-31); акт проверки №г.о. Пхв – 34624 от 12.08.2016 года в отношении ООО «Управляющая компания» (л.д.32); ответ на запрос от 25.07.2016 № Пхв-34624 о предоставлении Обществом информации (л.д.35); приказ №1/К-1 от 01.09.2008 о вступлении в должность Бычкова А.А. (л.д.36); протокол общего собрания собственников помещений многоквартирных домов по адресу: <адрес> от 13.05.2016 и от 16.05.2016 (л.д.37-52); договор энергоснабжения №11-0004Э от 01.06.2016 года, заключенный между ПАО «Самараэнерго» и ООО «Управляющая компания» (л.д.53-70); уведомление - вызов о составлении протокола об административном правонарушении №г.о. Пхв – 34624/1 от 12.08.2016 года, направленное 16.08.2016 ГЖИ и полученное Обществом 19.08.2016 года (л.д.71-75); лицензия №69 от 22.04.2015 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами выданная ООО «Управляющая компания» (л.д.84); договоры управления многоквартирными домами от 14.02.2013 и от 30.10.2014, заключенные между ООО «Управляющая компания» и собственниками домов по <адрес>,51 в <адрес> (л.д.94-103), - поскольку данные доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и исключают какие-либо сомнения в виновности директора ООО «Управляющая компания» Бычкова А.А. в совершении данного административного правонарушения.
В судебных решениях вышеперечисленным доказательствам в их совокупности с учетом всестороннего, полного и непосредственного исследования с соблюдением положений ст. 26.11 КоАП РФ дана объективная правовая оценка.
Доводы надзорной жалобы представителя Крестовникова Н.Ю. о невиновности директора ООО «Управляющая компания» Бычкова А.А. в данном административном правонарушении, поскольку обязанность по начислению ежемесячной платы жителям многоквартирных домов за потребленную энергию и направлению потребителям платежных документов лежит непосредственно на ресурсоснабжающей организации – ПАО «Самараэнерго», были проверены предыдущими судебными инстанциями и обоснованно признаны несостоятельными.
В соответствии с п.67 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354, плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем коммунальных услуг.
Согласно подпункту «ж» пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 №416, исполнитель коммунальных услуг производит осуществление расчетов за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе осуществляет оформление платежных документов и направляет их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 01.06.2016 года между ПАО «Самараэнерго» и ООО «Управляющая компания» заключен договор энергоснабжения, по условиям которого ПАО «Самараэнерго» осуществляет продажу электрической энергии ООО «Управляющая компания» в целях ее использования при предоставлении коммунальной услуги по электроснабжению потребителям.
Согласно п. 4.4 указанного договора в случае, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о внесении платы за электрическую энергию непосредственно гарантирующему поставщику, то оплата по настоящему договору производится путем внесения потребителями ежемесячно платы за электрическую энергию, потребляемую в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, за исключением платы за электрическую энергию, потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме, непосредственно в адрес «гарантирующего поставщика» в срок, установленный жилищным законодательством Российской Федерации.
Частью 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что собственниками многоквартирных домов №№ 49, 51 по ул. Кооперативная в г. Похвистнево на общем собрании принято решение о внесении платы за коммунальную услугу в виде электроснабжения ресурсоснабжающей организации - ПАО «Самараэнерго ».
Однако, принятие общим собранием собственников помещений в указанных многоквартирных домах решения о порядке внесения платы за коммунальные услуги в виде поставки электроэнергии по индивидуальным приборам учета непосредственно ресурсоснабжающей организации - ПАО «Самараэнерго» какими – либо договорами или соглашениями между участниками правоотношений или в силу закона не освобождает ООО «Управляющая компания» от обязанности по расчету, оформлению и направлению платежных документов на оплату электроэнергии гражданам, и не предусматривает обязанность ресурсоснабжающей организации при указанных обстоятельствах предоставлять собственникам помещений в МКД платежные документы.
Кроме того, договор энергоснабжения от 01.06.2016 не содержит обязанности ресурсоснабжающей организации по начислению и выдаче гражданам платежных документов за потребляемую электрическую энергию.
Таким образом, ООО «Управляющая компания», являющееся организацией, осуществляющей лицензированное управление многоквартирными домами, обязано предоставлять собственникам многоквартирных домов платежные документы на оплату коммунальных услуг по электроснабжению, не зависимо от принятия собственниками решения о внесении платы за электроэнергию непосредственно ресурсоснабжающей организации.
Согласно приказу № 1/К-1 Бычков А.А. является директором ООО «Управляющая компания» с 01.09.2008 года.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Исходя из смысла указанных выше правовых норм допущенное нарушение, выразившееся в нарушение лицензионных требований в виде обязанности по начислению, оформлению и направлению платежных документов за электрическую энергию собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах №№, 49 по <адрес>, свидетельствует об осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом с нарушением лицензионных требований. Поскольку должностным лицом – директором ООО «Управляющая компания» Бычковым А.А., не осуществлен должный контроль за действиями (бездействием) подчиненных лиц, исполняющих свои должностные обязанности в интересах и от имени общества, в том числе предоставлять собственникам многоквартирных домов платежные документы на оплату коммунальных услуг в виде электроэнергии, и не приняты надлежащие меры к недопущению нарушения лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, в соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ, в связи с ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей бездействие должностного лица Бычкова А.А. правильно квалифицировано по ч.2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
При рассмотрении настоящего дела мировым судьей установлены все фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию, имеющие значение для правильного рассмотрения дела об административном правонарушении, и на основании полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств сделан обоснованный вывод о наличии в бездействии директора ООО «Управляющая компания» Бычкова А.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Наказание должностному лицу – директору ООО «Управляющая компания» Бычкову А.А. назначено с соблюдением положений ст. 4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения, личности правонарушителя, в минимальном размере административного штрафа, предусмотренного санкцией ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ.
Законность и обоснованность вынесенного мировым судьей 02.11.2016 года постановления проверены судьей районного суда в соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ, и в решении от 23.12.2016 дана надлежащая правовая оценка всем доказательствам по делу и доводам жалобы на постановление мирового судьи, указаны мотивы, по которым судья районного суда пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения постановления мирового судьи.
Нарушений норм материального и процессуального административного права в ходе производства по делу об административном правонарушении, позволяющих рассматривать состоявшиеся судебные решения как незаконные и необоснованные, не установлено, в связи с чем, оснований для их отмены или изменения не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.17 ч. 2 п. 2, 30.18 КоАП РФ,
п о с т а н о в и л:
постановление мирового судьи судебного участка №75 Похвистневского судебного района Самарской области от 02.11.2016 года и решение Похвистневского районного суда Самарской области от 23.12.2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, в отношении директора ООО «Управляющая компания» Бычкова А.А. оставить без изменения, надзорную жалобу Крестовникова Н.Ю. – представителя директора ООО «Управляющая компания» Бычкова А.А. оставить без удовлетворения.
В соответствии с ч.3 ст.30.13 КоАП РФ дальнейшее обжалование судебных решений возможно путем подачи жалобы в Верховный Суд РФ.
Заместитель председателя
Самарского областного суда С.И. Шкуров