ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-20/2017 от 02.02.2017 Омского областного суда (Омская область)

4-20/2017 (4-621/2016)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Омск 2 февраля 2017 года

Председатель Омского областного суда Ярковой В.А., рассмотрев жалобу Б.В.А. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 29 в Таврическом судебном районе Омской области от 20 октября 2016 года, решение Таврического районного суда Омской области от 13 декабря 2016 года, вынесенные в отношении Главы <...> сельского поселения Таврического муниципального района Омской области Б.В.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.13 КоАП,

УСТАНОВИЛ:

постановлением мирового судьи судебного участка № 29 в Таврическом судебном районе Омской области от 20 октября 2016 года (резолютивная часть объявлена 18 октября 2016 года), оставленным без изменения решением Таврического районного суда Омской области от 13 декабря 2016 года, Глава <...> сельского поселения Таврического муниципального района Омской области Б.В.А. привлечен к административной ответственности по ст. 9.13 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в <...>.

В жалобе Б.В.А. просит отменить судебные акты и прекратить производство по делу, ссылаясь на отсутствие бездействия по исполнению требований законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации. В <...>. в здании Администрации <...> сельского поселения проведены работы по обеспечению доступности здания для маломобильных групп населения, его ходатайство о выделении денежных средств для решения вопросов осуществления беспрепятственного доступа инвалидов к объекту при формировании бюджета на 2016 год рассмотрено в соответствии с установленной процедурой и оставлено без удовлетворения.

Рассмотрев доводы жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении № <...>, прихожу к следующему.

Статьей 9.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур.

Как следует из материалов дела, в ходе проведенной в <...> года прокуратурой Таврического района Омской области проверки соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов и престарелых в деятельности Администрации Любомировского сельского поселения Таврического муниципального района Омской области выявлены нарушения Свода правил 59.13330.2012 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (далее по тексту – СП 59.13330.2012), а именно:

- отсутствуют поручни, необходимые для наружных лестниц, предусмотренные ГОСТ Р 51261 (п.5.1.2 СП 59.13330.2012);

- высота элементов порогов более 3 см (п. 5.1.4 СП 59.13330.2012);

- входная дверь двустворчатая, металлическая, без смотровых панелей (п. 5.1.4 СП 59.13330.2012);

- пандус не соответствует нормам СП 59.13330.2012;

- отсутствует кнопка вызова специалиста.

Признавая Б.В.А. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.13 КоАП РФ, мировой судья исходил из того, что здание Администрации сельского поселения не в полной мере приспособлено для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения, при этом Главой сельского поселения не приняты все зависящие от него меры по исполнению требований законодательства, в том числе по получению субсидий в порядке ст. 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Судья районного суда не усмотрел оснований для отмены или изменения постановления мирового судьи.

Вместе с тем судебными инстанциями не учтено следующее.

В силу ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.

Согласно ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ в случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иным должностным лицом органа местного самоуправления, руководителем муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа местного самоуправления, выполнение муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные средства на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц подлежит прекращению.

Исходя из положений ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета.

В соответствии со ст. 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации составление и рассмотрение проекта местного бюджета (в том числе бюджета сельского поселения), утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета относится к бюджетным полномочиям муниципального образования.

Исходя из Устава <...> сельского поселения утверждение местного бюджета сельского поселения и отчета о его исполнении относится к компетенции Совета сельского поселения. Проект бюджета представляется Главой сельского поселения, который осуществляет общее руководство работой по составлению проекта сельского бюджета, а также представляет проекты решений о внесении изменений и (или) дополнений в решение о сельском бюджете.

<...> Глава <...> сельского поселения Б.В.А. обратился в Бюджетную комиссию Совета <...> сельского поселения Таврического муниципального района Омской области с просьбой рассмотреть вопрос о выделении денежных средств для решения ряда вопросов местного значения, в том числе на осуществление беспрепятственного доступа для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры (л.д.17).

С учетом показателей доходов и расходов бюджета в выделении запрашиваемых денежных средств на осуществление беспрепятственного доступа для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры было отказано по мотиву отсутствия средств и отсутствия возможности перераспределения бюджетных средств (л.д.16).

<...> при обсуждении проекта бюджета Любомировского сельского поселения Таврического муниципального района Омской области с учетом ходатайства Главы <...> сельского поселения Б.В.А. о выделении средств на исполнение вопросов местного значения (в том числе на осуществление беспрепятственного доступа для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры) были проанализированы показатели доходов и расходов бюджета поселения на 2016 год, ходатайство удовлетворено частично, при этом в выделении в 2016 году денежных средств на осуществление беспрепятственного доступа для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры отказано (л.д.18-23).

В силу пунктов 1 и 3 ст. 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

Цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями названного Кодекса.

В соответствии с п. 2 ст. 7 Закона Омской области от 27 июля 2007 года № 947-ОЗ «О межбюджетных отношениях в Омской области» цели и условия предоставления и расходования субсидий, критерии отбора муниципальных образований Омской области для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями Омской области с указанием доли софинансирования из областного бюджета устанавливаются законом Омской области об областном бюджете и (или) Правительством Омской области в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Статьей 9 Закона Омской области от 30 декабря 2015 года № 1839-ОЗ «Об областном бюджете на 2016 год» утвержден объем субсидий местным бюджетам Омской области и установлено, что целями предоставления в 2016 году субсидий бюджетам муниципальных образований Омской области является софинансирование расходных обязательств местных бюджетов, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления Омской области по вопросам местного значения. Условием предоставления субсидий является соблюдение муниципальными образованиями Омской области доли софинансирования из местных бюджетов, рассчитанной с учетом доли софинансирования из областного бюджета, установленной Правительством Омской области.

Утвержденной Законом Омской области от 30 декабря 2015 года № 1839-ОЗ «Об областном бюджете на 2016 год» ведомственной структурой расходов областного бюджета на 2016 год по главным распорядителям средств областного бюджета, разделам, подразделам и целевым статьям (государственным программам Омской области и непрограммным направлениям деятельности), группам и подгруппам видов расходов классификации расходов бюджетов (приложение № 8) не предусмотрено предоставление субсидий местным бюджетам на выполнение мероприятий по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.

Распределение бюджетных ассигнований областного бюджета по целевым статьям (государственным программам и непрограммным направлениям деятельности), группам и подгруппам видов расходов классификации расходов бюджетов на 2016 год (приложение № 9) предусматривает расходы на реализацию государственной программы Омской области «Доступная среда».

Названная программа утверждена Постановлением Правительства Омской области от 16 октября 2013 года № 261-п и предусматривает финансирование различных мероприятий в целях повышения уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп в Омской области. Также Программа определяет порядок и условия предоставления субсидий местным бюджетам на софинансирование расходов местных бюджетов, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления Омской области по вопросам местного значения в рамках реализации мероприятий Программы, предусмотренных пунктами 5, 7-8.1, 15, 16 перечня мероприятий Программы. Выделение субсидий на обеспечение условий доступности для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения зданий органов местного самоуправления Программой не предусмотрено.

Вышеизложенное свидетельствует о наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с чем принятые по делу судебные акты подлежат отмене, а производство по делу – прекращению согласно п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13, 30.17 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

постановление мирового судьи судебного участка № 29 в Таврическом судебном районе Омской области от 20 октября 2016 года, решение Таврического районного суда Омской области от 13 декабря 2016 года, вынесенные в отношении Главы Любомировского сельского поселения Таврического муниципального района Омской области Б.В.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.13 КоАП, отменить.

Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ.

Копию постановления направить Б.В.А.., прокурору Таврического муниципального района Омской области.

Председатель

Омского областного суда подпись В.А. Ярковой

Копия верна

Судья Г.Г. Старостина