Дело № 4а-20/2018
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Ярославль 12 февраля 2018 года
Председатель Ярославского областного суда Ананьев В.Н., рассмотрев жалобу защитника Черновой Н.А. в интересах директора ОАО «...» Полякова С.Г. на вступившие в законную силу постановление заместителя директора департамента государственного жилищного надзора Ярославской области - государственного жилищного инспектора Ярославской области Чужановой О.Б. от 20 декабря 2016 года №143-11-02/16 и решение судьи Ленинского районного суда г. Ярославля от 15 февраля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора ОАО «...» Полякова С.Г.,
установил:
Постановлением заместителя директора департамента государственного жилищного надзора Ярославской области - государственного жилищного инспектора Ярославской области Чужановой О.Б. от 20 декабря 2016 года № 143-11-02/16 директор ОАО «...» Поляков С.Г. привлечен к административной ответственности по ст. 7.22 КоАП РФ и подвергнут наказанию в виде штрафа в размере 4 200 рублей за административное правонарушение.
Как следует из постановления, административное правонарушение выразилось в том, что директор ОАО «...» Поляков С.Г. допустил нарушение обязательных требований, установленных Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», постановлением Правительства РФ от 03 апреля 2013 г. № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения»; Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 № 170 - по вопросу соблюдения требований к содержанию общего имущества дома, находящегося по адресу: ....
В указанном постановлении содержится вывод о том, что директор ОАО «...» Поляков С.Г. не обеспечил надлежащее содержание управляющей организацией общего имущества собственников помещений многоквартирного дома.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Ярославля от 15 февраля 2017 года постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба защитника Полякова С.Г. – Черновой Н.А. – без удовлетворения.
На вступившие в законную силу постановление административного органа и решение судьи принесена жалоба Черновой Н.А. в интересах директора ОАО «...» Полякова С.Г. В жалобе ставится вопрос об отмене постановления административного органа, решения судьи районного суда и прекращении производства по делу об административном правонарушении. В жалобе приводятся доводы о том, что в действиях директора ОАО «...» Полякова С.Г. отсутствует состав административного правонарушения.
Изучив жалобу и материалы дела об административном правонарушении, полагаю, что вынесенные по настоящему делу постановление административного органа и решение судьи подлежат отмене.
В соответствии со статьей 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что основанием для вынесения постановления о назначении административного наказания являлся протокол об административном правонарушении от 07 ноября 2016 года, составленный Муниципальной жилищной инспекцией мэрии г. Ярославля по результатам проведения внеплановой выездной проверки в рамках мероприятий по муниципальному жилищному контролю.
Как следует из пункта 3 части 1 статьи 2 Закона Ярославской области от 29 мая 2013 года № 30-З "Об отдельных вопросах производства по делам об административных правонарушениях" должностные лица органов местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, при осуществлении органами местного самоуправления в пределах своих полномочий: муниципального жилищного контроля - об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.21, 7.22, 7.23, частями 4 и 5 статьи 9.16 КоАП РФ.
Между тем, как установлено в части 7 статьи 28.3 КоАП РФ, должностные лица органов местного самоуправления, перечень которых устанавливается законами субъектов Российской Федерации, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.4, статьей 19.4.1, частью 1 статьи 19.5, статьей 19.7 настоящего Кодекса, при осуществлении муниципального контроля, а об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.21, 15.1, 15.11, 15.14 - 15.16;., частью 1 статьи 19.4, статьей 19.4.1, частью 20 статьи 19.5, статьями 19.6 и 19.7 настоящего Кодекса, - при осуществлении муниципального финансового контроля.
Таким образом, даже при наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации должностные лица органов местного самоуправления не могут получить полномочие по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.22 КоАП РФ.
Кроме того, ОАО «...» осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом ... на основании лицензии 76 ЯР №000010 от 21 апреля 2015 года, выданной Департаментом государственного жилищного надзора Ярославской области.
По статье 7.22 КоАП РФ наказуемо нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.
В силу части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ административным правонарушением признается осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.
Подпункт "б" пункта 3 Положения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года № 1110) к лицензионным требованиям относит исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), в соответствии с которой по данному договору одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений и т.д.) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
Таким образом, лицензионными требованиями, административная ответственность за нарушение которых установлена частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, является оказание всех услуг и (или) выполнение работ по управлению многоквартирным домом, а также по надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме управляющей организацией, что предполагает, в том числе, и соблюдение вышеуказанных Правил № 170, Перечня № 290, а также Правил № 491.
Следовательно, директор общества, допустившего нарушение Правил № 170, Перечня № 290, а также Правил № 491 в рамках предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, мог быть привлечен к административной ответственности только по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, как являющейся специальной по отношению к статье 7.22 КоАП РФ.
Для привлечения лица к административной ответственности за совершение данного административного правонарушения установлению подлежит, помимо прочих обстоятельств, законность проведенной в отношении управляющей компании проверки.
В соответствии со статьей 192 ЖК РФ лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами включает в себя деятельность органов государственного жилищного надзора по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществление лицензионного контроля.
Согласно части 7 статьи 20 ЖК РФ государственный жилищный надзор не осуществляется в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление.
В соответствии с частью 1.1 статьи 20 ЖК РФ под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации уполномоченные органы местного самоуправления отдельными полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.
На территории Ярославской области закон о наделении органов местного самоуправления отдельными полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии, не принят.
Таким образом, полномочий на проведение проверки в отношении ОАО «...» орган муниципального жилищного контроля не имел.
Согласно ч.3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в связи с чем протокол об административном правонарушении от 7 ноября 2016 года по статье 7.22 КоАП РФ, составленный по результатам внеплановой выездной проверки, является незаконным.
При таких обстоятельствах постановление административного органа и решение судьи подлежат отмене, производство по делу об административном правонарушении – прекращению на основании п.4 ч.2 ст.30.17 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых был вынесены указанные процессуальные решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.17 КоАП РФ,
постановил:
Постановление заместителя директора департамента государственного жилищного надзора Ярославской области - государственного жилищного инспектора Ярославской области Чужановой О.Б. от 20 декабря 2016 года №143-11-02/16 и решение судьи Ленинского районного суда г. Ярославля от 15 февраля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора ОАО «...» Полякова С.Г. отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление и решение.
Председатель
Ярославского областного суда В.Н. Ананьев