№4а-214/13
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
23 августа 2013 года город Тула
Заместитель председателя Тульского областного суда Жубрин М.А., рассмотрев жалобу представителя ООО «ТГ», действующего на основании доверенности, Б.М.В., на постановление мирового судьи судебного участка № 68 Пролетарского района г.Тулы от 28 декабря 2012 года и решение судьи Пролетарского районного суда г.Тулы от 07 февраля 2013 года, вынесенные в отношении ООО «ТГ» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка № 68 Пролетарского района г.Тулы от 28 декабря 2012 года ООО «ТГ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере ... руб.
Решением судьи Пролетарского районного суда г.Тулы от 07 февраля 2013 года указанное постановление мирового судьи оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Тульский областной суд, представитель ООО «ТГ» по доверенности Б.М.В. просит отменить состоявшиеся по делу судебные решения, производство по делу прекратить со ссылкой на решение Арбитражного суда Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ, которым признано недействительным предписание Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ по устранению нарушений требований в области гражданской обороны. Полагает, что в основу решений были положены недопустимые доказательства, в том числе протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ. Считает, что в действиях ООО «ТГ» отсутствует состав вменяемого административного правонарушения, виновность общества не доказана.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы ООО «ТГ», нахожу указанную жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Часть 2 статьи 20.7 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что на основании распоряжения органа государственного контроля (надзора) от ДД.ММ.ГГГГ в период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «ТГ», расположенного по адресу: <адрес>, проведена плановая выездная проверка с целью контроля за соблюдением установленных требований в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в ходе которой выявлено, что общество не обеспечило выполнение требований в области гражданской обороны, установленных Положением об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденным приказом МЧС России от 21 декабря 2005 года №993, и Положением об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденным приказом МЧС России от 14 ноября 2008 года №687, а именно: не обеспечило накопление в запасах (резервах) для обеспечения проведения мероприятий гражданской обороны и защиты населения противогазов из расчета на 100% от общей численности рабочих и служащих; не обеспечило обучение в области гражданской обороны.
По результатам данной проверки составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ №, протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ, от ДД.ММ.ГГГГ и выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ № по устранению нарушений в области гражданской обороны.
Отвергая доводы представителя ООО «ТГ» об отсутствии у общества необходимости накопления, хранения, освежения и использования средств индивидуальной защиты, а также полномочий по утверждению программ обучения работников организаций в области гражданской обороны и признавая ООО «ТГ» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ, мировой судья и судья районного суда исходили из того, что перечисленные в указанных выше документах нарушения образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ.
Однако с таким выводом судебных инстанций согласиться нельзя.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 12.02.1998г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» гражданская оборона - это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона № 28-ФЗ организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Согласно пункту 4 статьи 18 Федерального закона № 28-ФЗ обеспечение мероприятий по гражданской обороне, проводимых организациями, осуществляется за счет средств организаций.
В соответствии с пунктом 3 Положения о гражданской обороне в РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.11.2007г. №804, организации в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с установленными полномочиями создают и содержат объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне.
В силу пункта 10 данного Положения одним из основных мероприятий по гражданской обороне является накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты населения.
Согласно пункту 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от 14.11.2008г. №687, организации в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют мероприятия по предоставлению населению средств индивидуальной защиты, в частности, накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты для обеспечения ими работников организаций, разрабатывают планы выдачи и распределения средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ) работникам организаций в установленные сроки.
Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 21.12.2005г. № 993 утверждено Положение об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты (далее - Положение № 993), определяющее организацию и порядок накопления, хранения, освежения и использования средств индивидуальной защиты федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также организациями, независимо от их организационно-правовой формы.
Согласно пункту 4 Положения № 993 обеспечение населения средствами индивидуальной защиты осуществляется организациями - работников этих организаций и подведомственных им объектов производственного и социального назначения.
В силу пункта 6 Положения № 993 обеспечению СИЗ в военное время подлежит население, проживающее: на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне; в населенных пунктах с объектами особой важности, железнодорожными станциями первой и второй категорий и объектами, отнесенными к категориям по гражданской обороне; на территориях в пределах границ зон возможного радиоактивного, химического и биологического загрязнения (заражения).
Пунктом 7 Положения № 993 установлено, что обеспечению СИЗ в мирное время подлежит население, проживающее: на территориях в пределах границ зон защитных мероприятий, устанавливаемых вокруг комплекса объектов по хранению и уничтожению химического оружия; на территориях в пределах границ зон возможного опасного радиоактивного загрязнения (заражения) при авариях на радиационно опасных объектах (далее - РОО); на территориях в пределах границ зон возможного опасного химического загрязнения (заражения) при авариях на химически опасных объектах; на территориях в пределах границ зон возможного биологического загрязнения (заражения) при авариях на биологически опасных объектах.
Согласно пункту 8 Положения № 993 накопление СИЗ в запасах (резервах) осуществляется для обеспечения проведения мероприятий гражданской обороны и защиты населения, проживающего на территориях и в населенных пунктах, указанных в пунктах 6, 7 названного Положения.
На основании пункта 9 Положения № 993 для обеспечения защиты вышеуказанных категорий населения также осуществляется накопление в запасах (резервах): медицинских средств индивидуальной защиты в военное время из расчета на 100% от их общей численности и в мирное время - на 30% от их общей численности; дополнительных патронов к фильтрующим противогазам для защиты от аварийно химически опасных веществ в военное и мирное время из расчета на 40% от их общей численности, если они не обеспечивают защиту от аммиака.
В силу пункта 25 Положения № 993 организации определяют номенклатуру, объемы СИЗ в запасах (резервах), создают и содержат запасы (резервы) СИЗ, осуществляют контроль за созданием, хранением и использованием своих запасов (резервов) СИЗ.
Таким образом, необходимость накопления, хранения, освежения и использования средств индивидуальной защиты указанными выше нормами ставится в зависимость от территории, на которой расположены соответствующие органы власти и организации.
В соответствии с пунктом 1.4. «СНиП 2.01.51-90. Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны», утв. Постановлением Госстроя СССР, Госплана СССР и Минобороны СССР от 26.04.1990 N 1с, зона возможных разрушений категорированного города и объекта особой важности с прилегающей к этой зоне полосой территории шириной 20 км составляет зону возможного опасного радиоактивного заражения (загрязнения). Для атомной станции зону опасного радиоактивного заражения (загрязнения) составляет зона ее возможного разрушения и прилегающая к этой зоне полоса территории шириной 20 км для АС установленной мощностью до 4 ГВт включительно и 40 км для АС установленной мощностью более 4 ГВт.
Между тем, в материалах дела отсутствуют достаточные сведения о том, что территория, на которой расположено Общество, относится к территориям, находящимся в зоне возможного опасного радиоактивного загрязнения. Ни протокол об административном правонарушении, ни иные материалы дела не содержат указаний на то, что территория города отнесена к группе по гражданской обороне.
Кроме того, в силу пункта 6 Положения № 993 население, проживающее на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне, подлежит обеспечению СИЗ в военное время.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ ООО «ТГ» является организацией, основным видом деятельности которой является производство деревянных рам для картин, фотографий, зеркал или аналогичных предметов и прочих изделий из дерева.
При этом ГУ МЧС по Тульской области не было представлено доказательств, подтверждающих необходимость функционирования ООО «ТГ» в военное время. В материалах дела также отсутствуют доказательства отнесения Общества к организациям, обеспечивающим жизнедеятельность населения, продолжающих свою работу в военное время, включения его в единую государственную систему гражданской обороны.
В качестве противоправного деяния, образующего объективную сторону состава правонарушения, ООО «ТГ» вменено необеспечение накопления в запасах (резервах) для обеспечения проведения мероприятий ГО противогазов из расчета на 100% от их общей численности рабочих служащих, а также аварийно-спасательных формирований в соответствии с табелями оснащения, привлекаемых к выполнению задач по ГО и защите населения от чрезвычайных ситуаций, дополнительных патронов к фильтрующим противогазам для защиты от аварийно химически опасных веществ в военное и мирное время из расчета на 40% от их общей численности, если они не обеспечивают защиту от аммиака.
При этом ни в акте проверки, ни в каком-либо ином документе, составленном по результатам проверки, ни в протоколе об административном правонарушении не указано, какие конкретно фильтрующие противогазы, патроны к фильтрующим противогазам должны быть закуплены Обществом, какую степень защиты должны обеспечивать, от какого вида заражения.
В силу пункта 1 статьи 9 Закона N 28-ФЗ организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально- технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
В соответствии с пунктом 16 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС РФ от 14.11.2008 N 687 (далее - Положение №687) организации в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют следующие основные мероприятия по обучению населения в области гражданской обороны: разработка с учетом особенностей деятельности организаций и на основе примерных программ, утвержденных МЧС России, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, соответственно, рабочих программ обучения личного состава формирований и служб организаций, а также рабочих программ обучения работников организаций в области гражданской обороны; осуществление обучения личного состава формирований и служб организаций, а также работников организаций в области гражданской обороны; создание и поддержание в рабочем состоянии учебной материально-технической базы для подготовки работников организаций в области гражданской обороны; пропаганда знаний в области гражданской обороны.
В силу подпункта «г» пункта 5 Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.11.2000 N 841, в целях организации и осуществления обучения населения в области гражданской обороны организации разрабатывают с учетом особенностей деятельности организаций и на основе примерных программ, утвержденных соответственно Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, рабочие программы обучения личного состава формирований и служб организаций, а также рабочие программы обучения работников организаций в области гражданской обороны; осуществляют обучение личного состава формирований и служб организаций, а также работников организаций в области гражданской обороны; создают и поддерживают в рабочем состоянии соответствующую учебно-материальную базу.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций определяется Правительством Российской Федерации.
В силу подпункта «а» пункта 4 Постановления Правительства РФ от 04.09.2003 N 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» подготовка в области защиты от чрезвычайных ситуаций предусматривает для работающего населения - проведение занятий по месту работы согласно рекомендуемым программам и самостоятельное изучение порядка действий в чрезвычайных ситуациях с последующим закреплением полученных знаний и навыков на учениях и тренировках.
Таким образом, в целях организации и осуществления обучения населения в области гражданской обороны организации разрабатывают рабочие программы обучения личного состава формирований и служб организаций, а также работников организаций в области гражданской обороны, осуществляют их обучение.
Вместе с тем, в протоколе об административном правонарушении, а также в постановлении мирового судьи и решении судьи районного суда событие административного правонарушения описано без учета диспозиции ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ, так как в вину ООО «ТГ» вменено необеспечение обучения в области гражданской обороны.
Также, в ходе рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении и жалобы судебными инстанциями надлежащим образом не был исследован вопрос об утверждении органом исполнительной власти Тульской области примерных программ обучения работников организаций в области гражданской обороны.
Каких-либо доказательств, подтверждающих направление в адрес Общества рекомендуемых программ обучения, а также факт опубликования разработанных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации примерных программ обучения работников организаций в области гражданской обороны применительно к Тульской области, в материалах дела не имеется и судебными инстанциями они не истребовались.
При таких обстоятельствах выводы судей обеих инстанций о виновности ООО «ТГ» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ, не были основаны на доказательствах, которые бы достоверно подтверждали тот факт, что Общество не выполнило ряд мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Тульской области от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Изложенное свидетельствует о том, что при производстве по делу мировым судьей и судьей районного суда были допущены существенные процессуальные нарушения, являющиеся самостоятельным основанием для отмены постановления и решения, принятых по делу.
Кроме того, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, в рамках которого ООО «ТГ» обжаловалось предписание Управления надзорной деятельности Главного управления министерства по чрезвычайным ситуациям России по Тульской области № от ДД.ММ.ГГГГ по устранению нарушений обязательных требований и мероприятий в области гражданской обороны, также дана оценка проведенной проверке и отмечено, что обстоятельства несоблюдения юридическим лицом правил и норм в области гражданской обороны, а именно необеспечение накопления в запасах (резервах) для обеспечения проведения мероприятий гражданской обороны и защиты населения противогазов из расчета на 100% от общей численности рабочих и служащих и необеспечения обучения в области гражданской обороны административным органом не доказаны.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка № 68 Пролетарского района г.Тулы от 28 декабря 2012 года и решение судьи Пролетарского районного суда г.Тулы от 07 февраля 2013 года, вынесенные в отношении ООО «ТГ» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ, подлежат отмене.
Производство по данному делу подлежит прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ – в связи с отсутствием в действиях ООО «ТГ» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.7 КоАП РФ.
Руководствуясь ст.ст. 30.13 и 30.17 КоАП РФ,
постановил:
жалобу представителя ООО «ТГ», действующего на основании доверенности, Б.М.В. удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка № 68 Пролетарского района г.Тулы от 28 декабря 2012 года и решение судьи Пролетарского районного суда г.Тулы от 07 февраля 2013 года, вынесенные в отношении ООО «ТГ» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить.
Заместитель председателя /подпись/ М.А.Жубрин
<данные изъяты>
<данные изъяты>