ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-214/2015 от 19.05.2015 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))

4а-214-15

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Якутск 19 мая 2015 года

Председатель Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Горева Л.Т., рассмотрев жалобу представителя Булгарова А.Р. в интересах Государственного унитарного предприятия «ЖКХ РС (Я)» на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 9 февраля 2015 года, решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 18 марта 2015 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Государственного унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)»,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением главного государственного инспектора (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Саха (Якутия) Е.№ ... от 23 декабря 2014 года Государственное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)» (далее - ГУП ЖКХ РС (Я)) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 35 000 (тридцать пять тысяч) рублей.

Решением Якутского городского суда РС (Я) от 09 февраля 2015 года постановление Государственной инспекции труда в Республике Саха (Якутия) от 23 декабря 2014 года оставлено без изменения.

Решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 18 марта 2015 года решение Якутского городского суда РС (Я) оставлено без изменения.

Не согласившись с состоявшимися решениями, Булгаров А.Р. в интересах ГУП ЖКХ РС (Я) обратился с жалобой, в которой просит отменить указанные решения, мотивируя тем, что проверка проводилась на предмет выплат отчислений, а не страхования; контроль за отчислением страховых взносов осуществляется Пенсионным фондом РФ; по аналогичному делу вынесено решение об удовлетворении жалобы; необоснованно отказано в удовлетворении требования об отмене распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки; инспекция труда не уполномочена рассматривать дела, отнесенные к главе 15 КоАП РФ; при назначении административного наказания не учтен характер совершенного правонарушения; в протоколе не указана дата совершения правонарушения, при вынесении постановления главным государственным инспектором допущены нарушения требований ст.ст.24.5, 29.10 КоАП РФ.

Изучив истребованные материалы дела, доводы, изложенные в жалобе, обоснованность и законность вынесенных решений, нахожу жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения, по следующим основаниям.

В силу статьи 22 ТК РФ работодатель обязан осуществлять обязательное социальное страхование работников в порядке, установленном федеральными законами.

В соответствии с пунктом 4 статьи 15 Федерального закона от 24 июля 2009 года "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" в течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей.

Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж. Если указанный срок уплаты ежемесячного обязательного платежа приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (часть 5 статьи 15 Закона N 212-ФЗ).

В случае нарушения трудового законодательства виновные лица в соответствии со статьей 419 ТК РФ привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности, а также к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.

Административная ответственность по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ предусмотрена за нарушение законодательства о труде и об охране труда - и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Из материалов дела следует, что на основании распоряжения заместителя руководителя ГИТ в РС (Я) Б. от 14 ноября 2014 № ... с 24 ноября 2014 по 16 декабря 2014 года в отношении ГУП ЖКХ РС (Я) была проведена внеплановая выездная проверка, по результатам которой было выявлено, что в ГУП ЖКХ РС (Я) по состоянию на 11.12.2014 имеется задолженность по страховым взносам за третий квартал в размере 172 052 726,21 рублей.

В связи с допущенными нарушениями законодательства о труде и охране труда Российской Федерации в отношении Генерального директора ГУП ЖКХ РС (Я) Н. 16 декабря 2014 года составлен протокол об административном правонарушении № ..., предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, выдано предписание № ... в срок до 28 февраля 2015 года устранить допущенные нарушения.

Вина должностного лица ГУП ЖКХ РС (Я) в совершенном правонарушении подтверждается актом проверки от 16.12.2014 № ...; протоколом об административном правонарушении от 16 декабря 2014, сопроводительным письмом за подписью начальника отдела организации администрирования страховых взносов и взыскания задолженности ГУ ОПФР по РС (Я) от 11.12.2014 № ... и другими доказательствами, оцененными судом в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Доводы жалобы относительно того, что контроль за отчислением страховых взносов осуществляется Пенсионным фондом РФ, а инспекция труда не уполномочена рассматривать дела, отнесенные к главе 15 КоАП РФ, являются не состоятельными.

В соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователи обязаны своевременно и в полном объеме перечислять в Пенсионный фонд Российской Федерации дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии в порядке, определенном Законом №56-ФЗ, а также вести учет, связанный с исчислением, удержанием и перечислением указанных страховых взносов.

В силу ст. 3 Закона №56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» уплата дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии является частью правоотношений по обязательному пенсионному страхованию.

Согласно положений ст. ст. 21 и 22 Трудового кодекса РФ работник имеет право на обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными законами, а работодатель обязан осуществлять обязательное социальное страхование работников в порядке, установленном федеральными законами.Следовательно, невыполнение работодателем обязанностей, возложенных на него Законом №56-ФЗ, может быть квалифицировано как нарушение требований трудового законодательства РФ.

В соответствии с абзацем 2 статьи 356 Трудового кодекса Российской Федерации федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Абзацем 6 части 1 статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

Ссылка заявителя жалобы на главу 15 КоАП РФ не может быть принята во внимание, поскольку нарушения законодательства РФ о страховых взносах предусмотрены ч. 2 ст. 15.10, ст. ст. 15.32 и 15.33 КоАП РФ, в объективную сторону которых не входит нарушение сроков уплаты страховых взносов. Между тем, в соответствии с п. 4 ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ должностные лица Управления Пенсионного фонда России, уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, прямо перечисленных в указанном пункте ст.28.3 КоАП РФ, при этом ч.1 ст.5.27 КоАП РФ в данном перечне не приведена.

Доводы жалобы относительно того, что необоснованно отказано в удовлетворении требования об отмене распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки по существу сводятся к переоценке доказательств, не опровергают установленных судом обстоятельств, не влияют на существо вмененного ГУП ЖКХ РС (Я) правонарушения, на его квалификацию, а также на суть вынесенного по делу постановления.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований статьи 26.1 КоАП РФ установлены наличие события административного правонарушения, юридическое лицо, нарушившее законодательство о труде и об охране труда, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, всем доказательствам дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

Таким образом, действия ГУП ЖКХ РС (Я) правильно квалифицированы по ч. 1 ст.5.27 КоАП РФ.

Вопреки доводам жалобы административное наказание назначено с учетом общих правил назначения наказания, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.8 и 4.1 КоАП РФ и в пределах санкции ч. 1 ст.5.27 КоАП РФ.

Государственный инспектор не допустил нарушения норм процессуального права, всесторонне, полно и объективно выяснил обстоятельства дела, создал лицам, участвующим в деле, необходимые условия для реализации ими своих процессуальных прав. Постановление вынесено в соответствии с установленными обстоятельствами и в рамках процедуры, установленной КоАП РФ, надлежащим образом мотивировано и отвечает требованиям ст.29.10 КоАП РФ.

Вопреки доводам жалобы, в ходе рассмотрения дела судьями Якутского городского суда и Верховного Суда РС (Я) все доводы жалоб проверены, материалы дела исследованы в полном объеме. Оценив все обстоятельства по делу и доводы жалоб в совокупности, судьи обоснованно пришли к выводу, что постановление должностного лица является законным и подлежит оставлению без изменения.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу решений, в ходе производства по настоящему делу допущено не было.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения жалобы представителя Булгарова А.Р. не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

В удовлетворении жалобы представителя Булгарова А.Р. - отказать.

Решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 9 февраля 2015 года, решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 18 марта 2015 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Государственного унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)» - оставить без изменения.

..........

..........

..........

Председатель Верховного Суда

Республики Саха (Якутия) Л.Т. Горева