№ 4а-215-2019
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
26 апреля 2019 года г. Оренбург
Заместитель председателя Оренбургского областного суда Кужабаев М.Д., рассмотрев жалобу директора общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Советская» Маниной И.В. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 10 Советского района г. Орска Оренбургской области от 12 декабря 2018 года и решение судьи Советского районного суда г. Орска Оренбургской области от 21 февраля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Советская»,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка № 10 Советского района г. Орска Оренбургской области от 12 декабря 2018 года, оставленным без изменения решением судьи Советского районного суда г. Орска Оренбургской области от 21 февраля 2019 года, общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Советская» (далее – ООО «УК «Советская», общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.
В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, заявитель просит об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений и прекращении производства по делу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа государственного финансового контроля, должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа муниципального контроля, органа муниципального финансового контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 14.24, частью 9 статьи 15.29 и статьей 19.4.2 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ) одним из оснований для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Согласно ч. 5 ст. 12 Закона № 294-ФЗ руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель обязаны предоставить должностным лицам органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки, а также обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в используемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемым юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями оборудованию, подобным объектам, транспортным средствам и перевозимым ими грузам.
В соответствии с ч. 1 ст. 25 Закона № 294-ФЗ при проведении проверок юридические лица обязаны обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц.
В силу п. 2 ст. 15 Закона № 294-ФЗ при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, за исключением случая проведения такой проверки по основанию, предусмотренному подп. "б" п. 2 ч. 2 ст. 10 указанного Федерального закона.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, 20 сентября 2017 года должностным лицом государственной жилищной инспекции по Оренбургской области в отношении ООО «УК «Советская» вынесено предписание № об устранении выявленных нарушений, со сроком исполнения до 01 сентября 2018 года.
Распоряжением заместителя начальника государственной жилищной инспекции по Оренбургской области от 21 сентября 2018 года № назначено проведение проверки выполнения предписания от 20 сентября 2017 года №. Срок проведения проверки установлен 26 сентября 2018 года.
24 сентября 2018 года ООО «УК «Советская» по электронной почте направлена копия распоряжения от 21 сентября 2018 года №, которое получено в этот же день, и зарегистрировано в журнале исходящей документации вх. № от 24 сентября 2018 года. Согласно распоряжению обществу необходимо обеспечить присутствие руководителя либо иного уполномоченного лица 26 сентября 2018 года в 13:30 часов по адресу: (адрес)
26 сентября 2018 года в 14:30 часов ведущим специалистом государственной жилищной инспекции по Оренбургской области по адресу: (адрес) составлен акт №, согласно которому руководитель ООО «УК «Советская» или уполномоченное лицо с надлежаще оформленными документами не явились, что в соответствии со ст. 25 Закона № 294-ФЗ является обязанностью общества, в связи с чем проверка не состоялась. Тем самым ООО «УК «Советская» воспрепятствовало осуществлению служебных обязанностей должностного лица государственной жилищной инспекции по Оренбургской области.
По данному факту 01 октября 2018 года ведущим специалистом отдела нормативно-технического контроля (надзора) государственной жилищной инспекции по Оренбургской области составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО «УК «Советская» к административной ответственности, установленной данной нормой.
Фактические обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе протоколом об административном правонарушении (л.д. 2); копией распоряжения административного органа о проведении проверки, сведениями об отправке распоряжения (л.д. 7, 8, 9); предписанием (л.д. 6); актом (л.д. 10); актом проверки (л.д. 10а), а также иными доказательствами, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Мировой судья и судья районного суда пришли к выводу о том, что общество допустило воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверки, поскольку в силу п. 2 ст. 15 Закона № 294-ФЗ должностные лица органа государственного контроля (надзора) не вправе осуществлять внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица.
Действия ООО «УК «Советская» правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ.
В жалобе заявитель указывает, что протокол об административном правонарушении в отношении ООО «УК «Советская» составлен неуполномоченным на то должностным лицом, кроме того, общество не было извещено о дате его составления.
Данные доводы жалобы являются несостоятельными.
Из материалов дела следует, что о необходимости явки 01 октября 2018 года в 11.00 часов по адресу: (адрес) для составления и подписания протокола об административном правонарушении, ООО «УК «Советская» было извещено надлежащим образом посредством направления уведомления от 26 сентября 2018 года №, которое было вручено нарочно обществу 26 сентября 2018 года и зарегистрировано последним за входящим номером № от 26 сентября 2018 года (л.д. 3).
Учитывая изложенное составление протокола в отношении ООО «УК «Советская» в отсутствие его законного представителя не противоречит требованиям ст. 28.2 КоАП РФ.
Наличие у ведущего специалиста отдела нормативно-технического контроля (надзора) государственной жилищной инспекции по Оренбургской области ФИО3 правомочий на составление протокола по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ, сомнений не вызывает.
Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 20 ЖК РФ).
Требования к организации и проведению государственного жилищного надзора установлены Положением о государственном жилищном надзоре, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 года № 493 "О государственном жилищном надзоре" (далее – Положение).
На основании п. 4 названного Положения государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований, предусмотренных этим же Положением.
Из смысла приведенных норм следует, что Государственный жилищный надзор (региональный государственный жилищный надзор) осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Законом Оренбургской области от 16 ноября 2005 года N 2706/470-III-ОЗ "О системе исполнительных органов государственной власти Оренбургской области", государственная жилищная инспекция по Оренбургской области входит в систему органов исполнительной власти Оренбургской области.
Указом Губернатора Оренбургской области от 15 февраля 2010 года №25-ук утверждено "Положение о государственной жилищной инспекции по Оренбургской области" (далее - Положение № 25-ук). Согласно ст. 2 Положения № 25-ук на территории Оренбургской области государственный жилищный надзор осуществляет государственная жилищная инспекция по Оренбургской области.
Инспекция (должностные лица, являющиеся государственными жилищными инспекторами (должностные лица, уполномоченные проводить мероприятия по надзору и контролю)) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеет право: составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований и (или) лицензионных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений (ст. 10 Положения № 25-ук ).
Частью 6.1. ст. 28.3 КоАП РФ установлено, что при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, перечень которых устанавливается законами субъектов Российской Федерации, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.4, статьей 19.4.1, частями 1 и 20.1 статьи 19.5, статьей 19.7 настоящего Кодекса.
Таким образом, ведущий специалист отдела нормативно-технического контроля (надзора) государственной жилищной инспекции по Оренбургской области ФИО3 является должностным лицом государственной жилищной инспекции по Оренбургской области, уполномоченным на осуществление государственного жилищного контроля (регионального государственного жилищного надзора), ею осуществлялась внеплановая выездная проверка в отношении ООО «УК «Советская», а потому указанное должностное лицо, в соответствии с ч. 6.1 ст. 28.3 КоАП РФ, наделено полномочиями на составление протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями ч. 3 ст. 14 Закона № 294-ФЗ заверенные печатью копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля вручаются под роспись должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебных удостоверений.
Из материалов дела следует, что копия распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки от 21 сентября 2018 года была направлена в адрес ООО «УК «Советская» 24 сентября 2018 года по электронной почте и получена адресатом в этот же день.
Таким образом, нарушений ч. 3 ст. 14 Закона № 294-ФЗ не имеется.
Вопреки доводу жалобы не направление в адрес ООО «УК «Советская» копии акта проверки от 26 сентября 2018 года, не свидетельствует о грубом нарушении требований Закона № 294-ФЗ, поскольку из смысла положений ст. 16 указанного закона акт проверки по установленной форме составляется должностными лицами органа государственного контроля (надзора), проводящими проверку, по результатам проверки.
По настоящему делу внеплановая выездная проверка не была проведена по причине отсутствия руководителя либо иного уполномоченного лица ООО «УК «Советская».
Иные доводы жалобы заявителя, которыми аргументирована жалоба, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой и второй инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, выполненной судом в соответствии с положениями ст. 26.11 КоАП РФ. Между тем, несогласие с оценкой конкретных обстоятельств и доказательств не может служить основанием для отмены вынесенных по делу судебных постановлений.
С учетом изложенного, следует признать, что жалоба не содержит доводов, которые влекут отмену обжалуемых судебных постановлений.
Постановление о привлечении ООО «УК «Советская» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ, вынесено мировым судьей в пределах срока давности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено в пределах, установленных санкцией ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ, с учетом обстоятельств дела.
Обстоятельств, которые в силу п.п. 2 - 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13, 30.17 КоАП РФ,
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка № 10 Советского района г. Орска Оренбургской области от 12 декабря 2018 года и решение судьи Советского районного суда г. Орска Оренбургской области от 21 февраля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Советская» оставить без изменения, а жалобу директора общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Советская» Маниной И.В. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Оренбургского областного суда М.Д. Кужабаев