ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-216 от 11.05.2017 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

Дело № 4а-216

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ижевск 11 мая 2017 года

Заместитель Председателя Верховного Суда Удмуртской Республики Емельянов А.В., рассмотрев жалобу Федерального казенного учреждения «ИК» на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 3 Завьяловского района Удмуртской Республики от 06 мая 2016 года и решение судьи Завьяловского районного суда Удмуртской Республики от 02 сентября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении Федерального казенного учреждения «ИК»,

УСТАНОВИЛ:

постановлением мирового судьи судебного участка № 3 Завьяловского района Удмуртской Республики от 06 мая 2016 года Федеральное казенное учреждение «ИК» (далее ФКУ ИК, ФКУ ИК) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.12 ст. 19.5 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 70 000 рублей.

Решением судьи Завьяловского районного суда Удмуртской Республики от 02 сентября 2016 года постановление мирового судьи судебного участка № 3 Завьяловского района Удмуртской Республики от 06 мая 2016 года по существу оставлено без изменения. Из резолютивной части постановления мирового судьи исключен абзац третий.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Удмуртской Республики в порядке ст.30.12.-30.14 КоАП РФ, заявитель ФКУ ИК просит постановление мирового судьи и решение судьи районного суда отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Считает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, а также судом неправильно применены нормы материального и процессуального права. Судом не установлено наличие вины в действиях (бездействии) ФКУ ИК, исходя из установленных в суде обстоятельств, повлекших совершение административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.12 ст.19.5 КоАП РФ. Указывает, что в целях выполнения противопожарных мероприятий, указанных в предписании ОНД по Завьяловскому району УР № от ДД.ММ.ГГГГ., ФКУ ИК необходимо было осуществить закупку противопожарных дверей, люков, пожарных шкафов, светильников, планов эвакуации, автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, огнезащитного состава – путем заключения соответствующих договоров гражданско-правового характера. Договор такого характера и предмета является возмездным и требует оплаты оказанных по нему услуг. Вместе с тем, ФКУ ИК, в соответствии с Уставом учреждения, с 2011 года является казенным учреждением, финансируемым за счет федерального бюджета, а также в соответствии с Бюджетным кодексом РФ – получателем бюджетных средств. Получатели бюджетных средств осуществляют расходование данных средств в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, определенными главным распорядителем и распорядителем бюджетных средств. Не имея в наличии установленных главным распорядителем, распорядителем бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств на принятие обязательств по оплате соответствующих договоров, в рамках устранения недостатков в области пожарной безопасности, выявленных в 2015 году, ФКУ ИК не имело права заключать такие договоры. Таким образом, без наличия финансирования из средств федерального бюджета ФКУ ИК не имело возможности осуществить требования ОНД Завьяловского района. При этом учреждением фактически предпринимались все возможные действия, направленные на исполнение требований ОНД Завьяловского района УР путем реализации предусмотренных ими мероприятий, не требующих финансовых затрат, а также истребования дополнительных лимитов бюджетных обязательств, а также материалов и оборудования для реализации мероприятий, требующих финансирования. Указывает, что в 2015-2016 г.г. были выполнены пункты1,3,4,5,6,9,15,16,7,18,20,21,22,24,28,29,31,42,46,52,57,69,60,65,68,72,73,76,77,78,81,82,89,90,91,92 предписания ОНД Завьяловского района УР от ДД.ММ.ГГГГ. Мероприятия предписания ОНД по Завьяловскому району УР от ДД.ММ.ГГГГ., не требующие финансовых затрат, выполнены в полном объеме. Таким образом, у учреждения отсутствовала возможность исполнить в полном объеме требования ОНД Завьяловского района УР, что является следствием отсутствия финансирования, т.е. причин, не зависящих от учреждения. Указывает, что ни мировым судьей, ни судьей районного суда не учтены принятые ФКУ ИК меры по исполнения предписания ОНД по Завьяловскому району УР от ДД.ММ.ГГГГ Так, на момент вынесения решения судьей Завьяловского районного суда Удмуртской Республики от 02.09.2016 г. учреждением выполнены пункты 1,5,28,29,46,89,90 предписания ОНД по Завьяловскому району УР от ДД.ММ.ГГГГ, что не нашло отражения в решении. В настоящее время учреждением выполняются пункты 74,75 предписания от ДД.ММ.ГГГГ., производится монтаж автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в зданиях учреждения. Указывает, что согласно п.5.8,5.9 Устава ФКУ ИК источниками финансирования деятельности Учреждения являются средства федерального бюджета и иные поступления, разрешенные законодательством РФ. Доходы, полученные от приносящей доход деятельности в результате осуществления собственной производственной деятельности в целях исполнения требования уголовно-исполнительного законодательства РФ об обязательном привлечении осужденных к труду в полном объеме засчитываются в федеральный бюджет. Учитывая отсутствие у учреждения возможности исполнить требования ОНД Завьяловского района УР, а также предпринятые ФКУ ИК действия во исполнение указанных требований, вины в совершении данного правонарушения у учреждения не имеется. Следовательно, состав административного правонарушения, предусмотренный ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, отсутствует. Считает, что ФКУ ИК не подлежит привлечению к административной ответственности.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, оснований к отмене или изменению судебных решений не нахожу.

Как усматривается из представленных материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ. заместителем главного государственного инспектора Завьяловского района Удмуртской Республики по пожарному надзору А.А.П. ФКУ ИК выдано предписание по устранению нарушений требований пожарной безопасности. Срок устранения нарушений установлен до 01.03.2016 г. Предписание по устранению нарушений требований пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ. не обжаловалось, вступило в законную силу.

ДД.ММ.ГГГГ. в 11 час. 30 мин. по адресу: <адрес> при проведении плановой выездной проверки с целью надзора за исполнением предписания от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что ФКУ ИК не предприняты меры для выполнения в срок до 01.03.2016 г. пунктов 1,2,5,7,8,10-14,19,23,25-30,32-41,43-51,53-56, 58,61-64,66,67,74,75,79,80,83-90 предписания от ДД.ММ.ГГГГ. Результаты проверки отражены в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ. заместителем главного государственного инспектора Завьяловского района Удмуртской Республики по пожарному надзору А.А.П.. в отношении ФКУ ИК составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.12 ст.19.5 КоАП РФ.

В соответствии с ч.12. ст.19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, влечет назначение административного наказания.

Учитывая обстоятельства, зафиксированные в протоколе об административном правонарушении, предписание от ДД.ММ.ГГГГ г., акт проверки ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ которым установлено, что пункты 1,2,5,7,8, 10-14,19,23,25-30,32-41,43-51,53-56, 58,61-64,66,67,74,75,79,80,83-90 предписания от ДД.ММ.ГГГГ г. государственного инспектора Завьяловского района УР по пожарному надзору ФКУ ИК выполнены не были, мировой судья пришел к выводу, что в действиях ФКУ ИК наличествует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.12 ст.19.5 КоАП РФ.

Обеспечение пожарной безопасности регламентируется Федеральным законом от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», статьей 37 которого установлены права и обязанности организаций в области пожарной безопасности, а именно руководители организаций обязаны, в том числе, соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности. Статьями 38-39 данного Федерального закона определены правовые основы ответственности за нарушение требований пожарной безопасности.

В нарушение установленных требований ФКУ ИК-8 УФСИН России по УР на принадлежащих (вверенных) ему объектах не обеспечило соблюдение нормативных документов в области обеспечения пожарной безопасности.

Доводы заявителя жалобы о том, что у ФКУ ИК отсутствовала возможность исполнить в полном объеме требования Отдела надзорной деятельности (ОНД) Завьяловского района ГУ МЧС России по УР, что является следствием отсутствия финансирования, т.е. причин, не зависящих от учреждения, ФКУ ИК предпринимались действия во исполнение указанных требований, доводы о том, что ФКУ ИК не подлежит привлечению к административной ответственности, подлежат отклонению. Как усматривается из представленных материалов дела, законность и обоснованность предписания от ДД.ММ.ГГГГ. не оспаривалась ФКУ ИК, следовательно, ФКУ ИК признавало законность и обоснованность указанного документа и согласилось со сроками его исполнения. Поскольку предписание исходило от государственного органа, обладающего властными полномочиями, связано с исполнением обязанности по государственному пожарному надзору, оно являлось обязательным для исполнения в установленный срок, за нарушение данного предписания наступает административная ответственность по ч.12 ст.19.5 КоАП РФ. При этом состав административного правонарушения, предусмотренного ч.12 ст.19.5 КоАП РФ, носит формальный характер. Недостаточное бюджетное финансирование не является основанием для освобождения от выполнения законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, и от ответственности за невыполнение требований об устранении нарушений в установленный срок. Допущенные нарушения требований пожарной безопасности, на необходимость устранения которых указано в предписании, могут повлечь негативные последствия, приводят к недопустимому риску для жизни и здоровья людей, поскольку деятельность ФКУ ИК связана с одновременным нахождением на вверенных ему объектах большого количества людей, не обладающих свободой перемещения в связи с отбыванием уголовного наказания в виде лишения свободы. Обстоятельством, исключающим привлечение к административной ответственности, приведенные заявителем доводы об отсутствии финансирования не являются, в данном случае ФКУ ИК имело возможность не допустить совершение административного правонарушения, в связи с чем привлечение его к административной ответственности по ч.12 ст.19.5 КоАП РФ является законным и обоснованным.

Принимая во внимание изложенное, состоявшиеся по делу об административном правонарушении постановление мирового судьи судебного участка № 3 Завьяловского района Удмуртской Республики от 06 мая 2016 года и решение судьи Завьяловского районного суда Удмуртской Республики от 02 сентября 2016 года по приведенным в жалобе доводам отмене либо изменению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

постановление мирового судьи судебного участка № 3 Завьяловского района Удмуртской Республики от 06 мая 2016 года и решение судьи Завьяловского районного суда Удмуртской Республики от 02 сентября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.12 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении ФКУ ИК оставить без изменения, жалобу ФКУ ИК - без удовлетворения.

Заместитель Председателя Верховного Суда

Удмуртской Республики А.В. Емельянов