4а-217\2016
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Самара 29 февраля 2016 года
Заместитель председателя Самарского областного суда Шкуров С.И., рассмотрев надзорную жалобу Бариновой Ю.В. - представителя Баринова В.В. на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Самарской области от 10.08.2015 г., решение Волжского районного суда Самарской области от 23.10.2015 г. и решение Самарского областного суда от 22.12.2015 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.6 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Самарской области от 10.08.2015 г. Баринов В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.6 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 3 000 рублей за самовольное снятие и перемещение плодородного слоя почвы.
Решением Волжского районного суда Самарской области от 23.10.2015 г. постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Самарской области от 10.08.2015 г. оставлено без изменения.
Решением Самарского областного суда от 22.12.2015 г. постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Самарской области от 10.08.2015 г. и решение Волжского районного суда Самарской области от 23.10.2015 г. оставлены без изменения.
В надзорной жалобе представитель Баринова Ю.В. просит указанные судебные решения и постановление должностного лица отменить с прекращением производства по делу, ссылаясь на отсутствие в действиях Баринова В.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.6 КоАП РФ.
Проверив доводы надзорной жалобы, изучив материалы административного дела, полагаю, что жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии с ч. 2 ст. 36 Конституции РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории РФ, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ регулируются, в том числе Федеральным законом № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды».
Согласно ч. 1 ст. 4 указанного закона объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградация, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земли, недра, почвы.
В силу положений ч.1 ст.34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Согласно ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот; сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.
В силу ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель и других природных ресурсов; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные Земельным кодексом РФ, федеральными законами.
Оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», при этом согласно ч. 1 ст. 6 указанного закона собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
В соответствии с главой II Приказа Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации № 525, Комитета РФ по земельным ресурсам и землеустройству от 22.12.1995 г. № 67 «Об утверждении основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова осуществляется при наличии специального разрешения, выданного в порядке, установленном соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации
В соответствии с п.1, п.9 Порядка выдачи разрешений на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова на землях сельскохозяйственного назначения Самарской области, утвержденного Приказом министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области от 17.05.2010 г. № 116-п (в ред. от 29.07.2014 г.) выдача разрешений на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова на землях сельскохозяйственного назначения Самарской области осуществляется министерством сельского хозяйства и продовольствия Самарской области; под внутрихозяйственными работами, связанными с нарушением почвенного покрова на землях сельскохозяйственного назначения Самарской области понимаются работы, проводимые заявителями (юридическими и физическими лицами) самостоятельно или с привлечением третьих лиц, по снятию и (или) перемещению плодородного слоя почвы на землях сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Самарской области и принадлежащих заявителям на определенном праве; проведение внутрихозяйственных работ заявитель осуществляет только на основании разрешения.
Самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.6 КоАП РФ.
Из административного материала следует, что прокуратурой <адрес> совместно с Самарской межрайонной прокуратурой, министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования по Самарской области по обращению главы администрации сельского поселения <адрес> муниципального района <адрес> по вопросу исполнения законодательства в сфере охраны окружающей среды и природопользования, в ходе проверки, проведенной с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ было выявлено, что на земельных участках с кадастровыми номерами №, собственником которых является Баринов В.В., а также на земельных участках №, ведется работа по снятию и перемещению плодородного слоя почвы и по разработке карьера по добыче песка (нарушение ст.13, ст.42 Земельного кодекса РФ, ч.1 ст.6 Федерального закона от 24.07.2002 г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», главы II Приказа Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации № 525, Комитета РФ по земельным ресурсам и землеустройству от 22.12.1995 г. № 67 «Об утверждении основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы»).
По факту выявленного правонарушения государственным инспектором Управления Росприроднадзора РФ по Самарской области ДД.ММ.ГГГГ в отношении Баринова В.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.6 КоАП РФ.
ДД.ММ.ГГГГ старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Самарской области вынесено постановление № о привлечении Баринова В.В. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.6 КоАП РФ.
Должностным лицом и судебными инстанциями в подтверждение, что Бариновым В.В. совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.8.6 КоАП РФ, обоснованно приняты во внимание и указаны в решениях в качестве доказательств: определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.19); протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д.21); жалоба главы администрации сельского поселения Черноречье муниципального района <адрес>ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ по факту проведения в районе <адрес> собственниками земельных участков работ по снятию и перемещению плодородного слоя почвы и добыче песка, в результате которых разработан карьер (л.д.9); сообщение прокуратуры <адрес> руководителю Управления Россельхознадзора по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ и фотоснимки о выявленных нарушениях требований земельного законодательства на земельных участках с кадастровыми номерами № расположенных в <адрес>, относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения для ведения животноводства, в виде снятия верхнего слоя почвы, образования карьера и навала грунта (л.д. 77 -79); сообщение Управления Россельхознадзора по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ о направлении материала, поступившего из прокуратуры <адрес> по подведомственности в Управление Росприроднадзора Самарской области для рассмотрения по существу (л.д.73); свидетельства о государственной регистрации Бариновым В.В. права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами № (л.д.95-98); заключение специалиста от ДД.ММ.ГГГГ ООО «ГК А», согласно которому на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, севернее <адрес>, участок № снят верхний слой почвы площадью – 111 кв.м.; на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, севернее <адрес>, участок № снят верхний слой почвы площадью – 6095 кв.м.; на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, севернее <адрес>, участок № снят верхний слой почвы площадью – 4801 кв.м.; на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, 1350 м. к северу от <адрес> в северной части кадастрового квартала №, снят верхний слой почвы площадью – 2128 кв.м.; на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, 1350 м. к северу от <адрес> в северной части кадастрового квартала №, находится карьер и снят верхний слой почвы площадью – 11110 кв.м.; на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, 1350 м. к северу от <адрес> в северной части кадастрового квартала №, находится карьер, навал грунта и снят верхний слой почвы площадью – 12396 кв.м.; на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, 1350 м. к северу от <адрес> в северной части кадастрового квартала №, находится карьер и навал грунта площадью – 14743 кв.м. (л.д.76), - поскольку данные доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и исключают какие-либо сомнения в виновности Баринова В.В. в совершении данного административного правонарушения.
В постановлении должностного лица и судебных решениях вышеперечисленным доказательствам в их совокупности с учетом всестороннего, полного и непосредственного исследования с соблюдением положений ст. 26.11 КоАП РФ дана объективная правовая оценка.
Аналогичные изложенным в надзорной жалобе доводы об отсутствии в действиях Баринова В.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.6 КоАП РФ, были исследованы огранном государственного земельного надзора и судебными инстанциями при разрешении настоящего дела, и обоснованно признаны несостоятельными и достаточно объективно опровергнутыми имеющимися в материалах дела относимыми и допустимыми доказательствами.
Согласно материалам проверки, проведенной прокуратурой <адрес>, на земельных участках с кадастровыми номерами 63№, расположенных в <адрес>, принадлежащих Баринову В.В., имеется карьер, образованный снятием плодородного слоя почты, свидетельствующий об использовании земельных участков в нарушение их целевого назначения.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.6 КоАП РФ, образуют действия по вывозу, выносу плодородного слоя почвы за пределы земельного участка, в результате которых возникли неблагоприятные последствия для земельного участка.
Согласно заключению специалиста ООО «ГК А» от ДД.ММ.ГГГГ имеющиеся на земельном участке карьер, навал грунта и снятие верхнего слоя почвы составляют общую площадь 60 726 кв.м. (л.д.76), что свидетельствует об образовании указанных изменений почвенного покрова в результате длительного промежутка времени.
Согласно пояснениям Баринова В.В. о факте проведения работ по снятию плодородного слоя почвы ему было известно при оформлении права собственности на указанные земельные участки, поскольку рельеф земельных участков был неровный (л.д.27). Однако в настоящий момент объем снятого плодородного слоя почвы значительно увеличился, Баринов В.В. с момента предоставления земельных участков в собственность каких-либо мероприятий по рекультивации с восстановлением плодородного слоя почвы земельных участков, относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения, на нарушенной части не проводил.
Согласно п.5 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных Приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации № 525, Комитета РФ по земельным ресурсам и землеустройству от 22.12.1995 г. № 67 рекультивации подлежат земли, нарушенные при: … прокладке трубопроводов, проведении строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, геолого-разведочных, испытательных, эксплуатационных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением почвенного покрова.
Кроме того, Баринов В.В. за защитой своих прав по факту незаконных земляных работ, порче поверхностного слоя почвы на земельном участке с кадастровым номером № обратился в правоохранительные органы только ДД.ММ.ГГГГ (л.д.123), то есть после возбуждения ДД.ММ.ГГГГ дела об административном правонарушении государственным инспектором Управления Росприроднадзора по Самарской области.
Таким образом, в силу указанных обстоятельств и приведенных положений нормативно-правовых актов, Баринов В.В., являясь собственником земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами №, расположенных в <адрес>, 1350 м к северу от <адрес>, то есть лицом, ответственным за надлежащее исполнение обязательств, принятых, согласно действующего земельного законодательства, не осуществил надлежащий контроль за своим имуществом (земельными участками), допустил проведение работ по снятию и перемещению плодородного слоя почвы и образование карьера по добыче песка на указанных земельных участках, не предпринял каких- либо мероприятий по рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв и своевременному вовлечению земель в оборот, допустил нарушение требований ст.13, ст.42 Земельного кодекса РФ, ч.1 ст.6 Федерального закона от 24.07.2002 г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», п.5 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных Приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации № 525, Комитета РФ по земельным ресурсам и землеустройству от 22.12.1995 г. № 67, и совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.8.6 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с положениями ст.28.2 КоАП РФ, в нем указаны событие административного правонарушения и иные сведения, необходимые для рассмотрения дела, каких-либо процессуальных нарушений при его составлении судебными инстанциями не установлено.
Учитывая вышеизложенное, должностным лицом и предыдущими судебными инстанциями субъект административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.6 КоАП РФ, определен верно.
В соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении в области охраны окружающей среды не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении этот срок начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. С учетом установленных по делу обстоятельств, что работы по снятию и перемещению плодородного слоя почвы, в результате которых образован карьер, производились с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, то есть, имели длящийся характер, что подтверждается заключением специалиста ООО «ГК А» от ДД.ММ.ГГГГ, судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что срок давности привлечения Баринова В.В. к административной ответственности по ч.1 ст.8.6 КоАП РФ не истек.
Довод о незаконности возбуждения дела об административном правонарушении и составления протокола об административном правонарушении Управлением Росприроднадзора по Самарской области несостоятелен, поскольку согласно ч.1 ст.23.15 КоАП РФ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный земельный надзор (в отношении использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения), его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.6 КоАП РФ (в части административных правонарушений, относящихся к самовольному снятию или перемещению почвы, уничтожению плодородного слоя почвы земель сельскохозяйственного назначения), согласно п.5 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного постановлением правительства РФ от 02.01.2015 г. №1, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением требований о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы.
При рассмотрении настоящего дела должностное лицо и судья районного суда правильно установили все фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию и необходимые для рассмотрения по существу дела об административном правонарушении и пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях Баринова В.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.6 КоАП РФ.
При рассмотрении жалобы на постановление должностного лица и решение судьи районного суда, судьей областного суда дело проверено в полном объеме, в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, в решении судьи областного суда от 22.12.2015 г. дана полная и объективная правовая оценка всем доводам жалобы на постановление должностного лица и решение районного суда, приведены мотивы, по которым судья пришел к выводу о законности и обоснованности вынесенных постановления должностного лица от 10.08.2015 г. и решения судьи районного суда от 23.10.2015 г. об оставлении без изменения постановления должностного лица от 10.08.2015 г. о привлечении Баринова В.В. к административной ответственности по ч.1 ст.8.6 КоАП РФ и отсутствии оснований для отмены постановления должностного лица и решения районного судьи.
Принцип презумпции невиновности должностным лицом, судьей районного суда и судьей областного суда не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые могли быть истолкованы в пользу Баринова В.В., не усматривается, наказание назначено в соответствии с положениями ст. 4.1 КоАП РФ с учетом характера совершенного административного правонарушения и личности правонарушителя, в пределах санкции ч.1 ст.8.6 КоАП РФ, и оснований для отмены либо изменения судебных решений и постановления должностного лица не имеется.
Нарушений норм процессуального законодательства при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 30.17, ст. 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Самарской области от 10.08.2015 г., решение Волжского районного суда Самарской области от 23.10.2015 г. и решение Самарского областного суда от 22.12.2015 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.6 КоАП РФ г., в отношении Баринова В.В. оставить без изменения, а надзорную жалобу Бариновой Ю.В. - представителя Баринова В.В. оставить без удовлетворения.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.13 КоАП РФ, дальнейшее обжалование судебных решений возможно путем подачи жалобы в Верховный Суд РФ.
Заместитель председателя
Самарского областного суда С.И. Шкуров