ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-219/2014 от 14.04.2014 Самарского областного суда (Самарская область)

 4 а – 219/2014

 ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 г. Самара 14 апреля 2014 года

 Заместитель председателя Самарского областного суда Шкуров С.И., рассмотрев надзорную жалобу первого заместителя мэра <данные изъяты> Бузинного А.Ю. на постановление мирового судьи судебного участка № 114 Центрального судебного района г. Тольятти Самарской области от 26.12.2013 года и решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 22.01.2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.29 КоАП РФ,

 УСТАНОВИЛ:

 Постановлением мирового судьи судебного участка № 114 Центрального судебного района г. Тольятти Самарской области от 26.12.2013 года первый заместитель мэра <данные изъяты> Бузинный А.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.19.29 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 20 000 рублей за привлечение работодателем к трудовой деятельности на условиях трудового договора бывшего государственного служащего, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

 Решением Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 22.01.2014 года постановление мирового судьи от 26.12.2013 года оставлено без изменения.

 В надзорной жалобе и в дополнении к ней первый заместитель мэра <данные изъяты> Бузинный А.Ю. указывает: в соответствии с п.2 раздела 4 письма Минтруда России от 18.07.2013 года «О применении ст.12 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» у него не возникает обязанности в десятидневный срок сообщать представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы о заключении трудового договора с бывшим государственным (муниципальным) служащим, если бывший служащий осуществляет свою трудовую деятельность в муниципальном органе; постановлением мэрии <данные изъяты> от 12.04.2012 года вышеуказанная обязанность не входит в обязанности первого заместителя мэра <данные изъяты>; уведомление о начале осуществления трудовой деятельности бывшего государственного (муниципального) служащего ФИО1 было подготовлено и направлено Управлением муниципальной службы и кадровой политики мэрии <данные изъяты> в адрес бывшего работодателя в установленный законом срок (то есть, в десятидневный срок со дня заключения трудового договора с ФИО1); нарушение судом его права на рассмотрение дела по месту жительства; на малозначительность административного правонарушения, предусмотренного ст.19.29 КоАП РФ, - и просит состоявшиеся судебные решения отменить с прекращением производства по делу.

 Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, нахожу, что состоявшиеся судебные решения подлежат отмене по следующим основаниям.

 На основании ст.19.29 КоАП РФ административная ответственность для работодателя возникает за привлечение к трудовой деятельности на условиях трудового договора бывшего государственного служащего с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», влечет назначение административного наказания.

 Согласно ч.1 ст.12 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (в редакции Федерального закона от 21.11.2011 года № 329-ФЗ, действующей на момент совершения административного правонарушения), гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

 В силу ч.2 ст.12 вышеуказанного Федерального закона, гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязан при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг), указанных в ч.1 ст.12, сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы.

 В частности к таким должностям, согласно Приказу Министерства внутренних дел Российской Федерации от 31.08.2009 года № 680 (в редакции, действующей до 30.12.2013 года, то есть действующей на момент совершения административного правонарушения), относится должность заместителя начальника УВД <данные изъяты> (заместители начальников управлений внутренних дел по субъектам Российской Федерации), которая включена в Перечень должностей федеральной государственной службы в Министерстве внутренних дел Российской Федерации, при назначении на которые граждане и при замещении которых сотрудники органов внутренних дел, военнослужащие внутренних войск МВД России и федеральные государственные гражданские служащие системы МВД России обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, на которые в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 925 от 21.07.2010 года «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» распространяются ограничения, налагаемые на гражданина замещавшего должность государственной службы, при заключении им трудового договора.

 Корреспондирующие обязанности возложены на работодателя, который согласно ч.4 ст.12 указанного Федерального закона № 273-ФЗ при заключении с названными лицами указанных выше договоров в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан сообщать в десятидневный срок о заключении договоров представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту их службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 Привлекая первого заместителя мэра <данные изъяты> Бузинного А.Ю. к административной ответственности, мировой судья установил, что 29.05.2012 года мэрией <данные изъяты> заключен трудовой договор № с ФИО1, в соответствии с которым он был принят на работу на должность директора муниципального бюджетного учреждения г.о. <данные изъяты> «А» на основании распоряжения первого заместителя мэра г.о. <данные изъяты> Бузинного А.Ю. от 29.05.2012 года. До заключения данного трудового договора № ФИО1 занимал должность начальника управления – начальника милиции общественной безопасности УВД <данные изъяты>. В десятидневный срок с момента заключения трудового договора с ФИО1 первый заместитель мэра г.о. <данные изъяты> Бузинный А.Ю. не уведомил о данном факте предыдущего работодателя (нанимателя) государственного служащего У МВД России <данные изъяты>.

 На основании изложенного мировой судья пришел к выводу о наличии в действиях первого заместителя мэра г.о. <данные изъяты> Бузинного А.Ю. состава административного правонарушения, предусмотренного ст.19.29 КоАП РФ.

 С такими выводами мирового судьи согласиться нельзя.

 Ограничения, направленные на соблюдение специальных правил трудоустройства лиц, ранее замещавших должности государственной или муниципальной службы, предусмотренные в ст.12 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», приняты в целях реализации рекомендаций Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции (принята в городе Нью-Йорке 31 октября 2003 г. Резолюцией 58/4 на 51-м пленарном заседании 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН), ратифицированной Федеральным законом РФ от 08.03.2006 года № 40-ФЗ.

 Пунктом 1 статьи 12 указанной Конвенции предусмотрена обязанность каждого государства-участника по принятию мер в соответствии с основополагающими принципами своего внутреннего законодательства, по предупреждению коррупции в частном секторе.

 Согласно пп. «е» п.2 ст.12 Конвенции в целях предупреждения возникновения коллизии публичных и частных интересов государства вправе устанавливать ограничения в надлежащих случаях и на разумный срок в отношении профессиональной деятельности бывших публичных должностных лиц или в отношении работы публичных должностных лиц в частном секторе после их выхода в отставку или на пенсию, когда такая деятельность или работа прямо связаны с функциями, которые такие публичные должностные лица выполняли в период их нахождения в должности или за выполнением которых они осуществляли надзор.

 Таким образом, из анализа п.1, пп. «е» п.2 ст.12 Конвенции против коррупции, чч.2,4 ст.12 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в их системной взаимосвязи следует, что указанные выше ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора, установлены в целях устранения коллизии публичных и частных интересов. Данные ограничения, как и обязанность работодателя при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим ранее должности государственной или муниципальной службы, сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы, направлены на соблюдение специальных правил трудоустройства бывших государственных и муниципальных служащих в коммерческие и некоммерческие организации.

 Следовательно, у представителя нанимателя (работодателя) обязанность в десятидневный срок сообщать о заключении трудового договора (служебного контракта) с бывшим государственным (муниципальным) служащим, замещавшим должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы не возникает в том случае, если бывший служащий осуществляет свою служебную (трудовую) деятельность в государственном (муниципальном) органе.

 В соответствии с приказом от 17.03.2010 года № л/с ФИО1 назначен на должность заместителя начальника управления – начальника милиции общественной безопасности УВД <данные изъяты> (л.д.32), и в его служебные обязанности, помимо прочих также входила обязанность по предоставлению сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги и несовершеннолетних детей, что отражено в дополнении к служебным обязанностям по должности заместителя начальника управления – начальника милиции общественной безопасности УВД <данные изъяты>, утвержденных начальником УВД <данные изъяты> 01.11.2010 года (л.д.44).

 Согласно выписке из приказа от 30.12.2011 года № л/с (л.д.34) ФИО1 уволен из органов внутренних дел 30.12.2011 года.

 29.05.2012 года первым заместителем мэра г.о. <данные изъяты> Бузинным А.Ю. вынесено распоряжение № о назначении на должность директора муниципального бюджетного учреждения г.о. <данные изъяты> «А» ФИО1 (л.д.14) и с ним заключен трудовой договор № от 29.05.2012 года, согласно которому ФИО1 принят на работу на должность директора муниципального бюджетного учреждения «А» (л.д.19-22).

 Поскольку ФИО1 принят на должность директора муниципального бюджетного учреждения г.о. <данные изъяты> «А», следовательно, в действиях первого заместителя мэра г.о. <данные изъяты> Бузинного А.Ю. отсутствует объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ст.19.29 КоАП РФ.

 При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка № 114 Центрального судебного района г. Тольятти Самарской области от 26.12.2013 года и решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 22.01.2014 года, вынесенные в отношении первого заместителя мэра г.о. <данные изъяты> Бузинного А.Ю. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.29 КоАП РФ, подлежат отмене.

 Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием события административного правонарушения, предусмотренного ст.19.29 КоАП РФ.

     На основании изложенного и руководствуясь п.4 ч.2 ст.30.17 КоАП РФ,

 ПОСТАНОВИЛ:

 Надзорную жалобу первого заместителя мэра г.о. <данные изъяты> Бузинного А.Ю. удовлетворить.

 Постановление мирового судьи судебного участка № 114 Центрального судебного района г. Тольятти Самарской области от 26.12.2013 года и решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 22.01.2014 года, вынесенные в отношении первого заместителя мэра г.о. <данные изъяты> Бузинного А.Ю. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.29 КоАП РФ, отменить.

 Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.

 В соответствии с ч.3 ст.30.13 КоАП РФ дальнейшее обжалование судебных решений возможно путем подачи жалобы в Верховный Суд Российской Федерации.

 Заместитель председателя

 Самарского областного суда подпись С.И. Шкуров

 Копия верна:

 Заместитель председателя

 Самарского областного суда С.И. Шкуров

 Секретарь: