ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-21/19 от 11.01.2019 Тюменского областного суда (Тюменская область)

<.......>А-21/2019

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Тюмень 11 января 2019 года

Заместитель председателя Тюменского областного суда Антропов В.Р., рассмотрев жалобу генерального директора АО «Авиационная транспортная компания «Ямал» К.В.Н. на постановление судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 06 сентября 2018 года и решение судьи Тюменского областного суда от 08 октября 2018 года, вынесенные в отношении АО «Авиационная транспортная компания «Ямал» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 06 сентября 2018 года АО «Авиационная транспортная компания «Ямал» (далее – АО «АТК «Ямал») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 38652890,225 рублей в доход государства без конфискации предмета административного правонарушения – «авиационного турбореактивного двигателя CF34-3B1 б/у, для технического обслуживания и ремонта гражданского пассажирского самолёта BOMBARDIER CL600-2B19 (CRJ-200): - 1 шт., серийный номер 872758».

Решением судьи Тюменского областного суда от 08 октября 2018 года постановление судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 06 сентября 2018 года оставлено без изменения, жалоба генерального директора АО «АТК «Ямал» К.В.Н. – без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Тюменский областной суд, генеральный директор К.В.Н. просит вынесенные в отношении АО «АТК «Ямал» судебные постановления отменить.

Указывает, что в целях определения рыночной стоимости товара, явившегося предметом административного правонарушения, определением таможни от 14 июня 2018 года назначена товароведческая экспертиза. Согласно заключению эксперта от 06 июля 2018 года № 12407004/0019267 рыночная стоимость двигателя CF34-3B1 с/н 872758 по состоянию на 15 сентября 2016 года составляет 77 305 780,45 рублей. Однако в определении от 14 июня 2018 года на разрешение эксперта поставлен вопрос об определении рыночной стоимости авиационного турбореактивного двигателя CF34-3B1 с/н 872758 с учетом его года выпуска, технического состояния и комплектации по состоянию на 15 сентября 2016 год. В заключение же эксперта от 06 июля 2018 года дан ответ о рыночной стоимости указанного двигателя без учета его года выпуска, технического состояния и комплектации.

Рыночная стоимость двигателя CF34-3B1 с/н 872758 определена экспертом не на основе информации о затратах, необходимых для приобретения данного двигателя с учетом его износа и устаревания на дату оценки, а исходя их стоимости двигателей CF34-3B1 с/н 872259 и 807311С, приобретённых 20 августа 2015 года АО <.......>. Экспертом не учтено, что указанные двигатели, стоимость которых была взята за основу определения рыночной стоимости двигателя CF34-3B1 с/н 872758, были приобретены 20 августа 2015 года, т.е. более чем за год до даты, на которую определялась рыночная стоимость объекта экспертизы (15 сентября 2016 года), несмотря на то, что в течение года эксплуатации любого двигателя CF34-3B1 его рыночная стоимость с учетом наработки, износа и уменьшения остатка ресурсов до следующего планового капитального ремонта и следующей замены его компонентов с ограниченным ресурсом существенно снижается.

Кроме того, рыночная стоимость двигателя определена экспертом с учетом, в том числе ввозной таможенной пошлины, что противоречит требованиям п. 7.1.15 решения Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 года № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании Евразийского экономического союза».

Таким образом, заключение эксперта нельзя признать допустимым, достоверным и достаточным доказательством по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.

Заявитель отмечает, что представленные таможней эксперту копии контракта № б/н от 25 августа 2015 года, инвойса № 2015-09-001 от 03 сентября 2015 года и счета не отвечают требованиям стати 26.7 КоАП РФ, поскольку копии контракта и инвойса являются не копиями соответствующих документов, а копиями их переводов с английского языка на русский язык, при том, что оригиналов этих документов в материалах дела не имеется, верность их перевода на русский язык никем не заверена.

Считает, выводы суда о том, что 15 сентября 2016 года при перемещении воздушного судна CRJ-200 VQ-BSA через таможенную границу ЕЭС установленный на данном воздушном судне двигатель CF34-3B1 c/н 872758 подлежал таможенному декларированию как самостоятельный товар, являются необоснованными, поскольку в нарушение подпункта 39 пункта 1 статьи 4, пункта 1 статьи 52 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) и пункта 3 примечания к разделу XVII, пункта 1 дополнительных примечаний к разделу XVII ТН ВЭД не учитывают, что товаром, перемещенным через таможенную границу ЕЭС и представленным для таможенного контроля, являлось транспортное средство – самолёт, состоящий из фюзеляжа и двух двигателей, включая двигатель CF34-3B1 c/н 872758, в связи с чем воздушное судно и двигатель являлись для таможенных целей одним и тем же товаром – транспортное средство. Двигатели, вмонтированные в самолет, являются оборудованием, постоянно укомплектованным на воздушном судне, и не могут в данном случае рассматриваться как отдельно перемещаемый товар.

В соответствии с частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения АО «АТК «Ямал») к административной ответственности) недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 названного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

В пункте 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 г. № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за недекларирование товаров и (или) транспортных средств, когда лицом фактически не выполняются требования таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению товара, то есть таможенному органу не заявляется весь товар либо его часть (не заявляется часть однородного товара либо при декларировании товарной партии, состоящей из нескольких товаров, в таможенной декларации сообщаются сведения только об одном товаре или к таможенному оформлению представляется товар, отличный от того, сведения о котором были заявлены в таможенной декларации).

Согласно статье 179 ТК ТС товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с настоящим Кодексом. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта. Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.

Требования к содержанию таможенной декларации установлены статьёй 181 ТК ТС. В декларации на товары указываются следующие основные сведения: 1) заявляемая таможенная процедура; 2) сведения о декларанте, таможенном представителе, об отправителе и о получателе товаров; 3) сведения о транспортных средствах, используемых для международной перевозки товаров и (или) их перевозки по таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем; 4) сведения о транспортных средствах международной перевозки и (или) транспортных средствах, на которых товары перевозились (будут перевозиться) по таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем; 5) сведения о товарах: наименование; описание; классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности; наименование страны происхождения; наименование страны отправления (назначения); описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядковые номера); количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в других единицах измерения; таможенная стоимость; статистическая стоимость; 6) сведения об исчислении таможенных платежей: ставки таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов; применение льгот по уплате таможенных платежей; суммы исчисленных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов; курс валют, устанавливаемый в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза и применяемый для исчисления таможенных платежей в соответствии с настоящим Кодексом; 7) сведения о внешнеэкономической сделке и ее основных условиях; 8) сведения о соблюдении ограничений; 9) сведения о производителе товаров; 10) сведения, подтверждающие соблюдение условий помещения товаров под таможенную процедуру.

В силу статьи 188 ТК ТС при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант обязан: произвести таможенное декларирование товаров; представить в таможенный орган документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено таможенным законодательством таможенного союза; предъявить декларируемые товары в случаях, установленных настоящим Кодексом, либо по требованию таможенного органа; уплатить таможенные платежи и (или) обеспечить их уплату в соответствии с настоящим Кодексом; соблюдать требования и условия использования товаров в соответствующей таможенной процедуре.

В соответствии со статьёй 189 ТК ТС декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза за неисполнение обязанностей, предусмотренных статьей 188 настоящего Кодекса, а также за заявление недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации, в том числе при принятии таможенными органами решения о выпуске товаров с использованием системы управления рисками.

Из представленных материалов дела следует, что в период с 03 августа 2017 года по 14 сентября 2017 года Тюменской таможней проведена камеральная таможенная проверка АО АТК «Ямал» по вопросу соблюдения установленных правом Евразийского экономического союза условий таможенных процедур, в том числе при помещении под которые товары не приобретают статус товаров Евразийского экономического союза, по декларациям на товары (далее-ДТ) №№ 10503050/030816/0009125, 10503050/230816/0010195, 10503050/230816/0010198, 10503050/150916/0011362.

В ходе проверки установлено, что 03 августа 2016 года АО «АТК «Ямал» в рамках международного договора от 23 июля 2013 года на Тюменский таможенный пост подана ДТ № 10503050/030816/0009103, в которой заявлен товар «Гражданское воздушное судно BOMBARDIER CL600-2B19 (серия CRJ-200), 2004 Г.В., бывшее в эксплуатации, двигатели тип CF34-3B1 серийные №№ GE-E950035, GE-E950040 бортовой номер VQ-BSA- 1 шт., серийный номер: 7910» (далее - гражданское воздушное судно CRJ-200, бортовой номер VQ-BSA, серийный номер 7910) под таможенную процедуру выпуск для внутреннего потребления. Выпуск товара осуществлён 04 августа 2016 года с уплатой ввозных таможенных пошлин, налогов.

Также 03 августа 2016 года АО «АТК «Ямал» подана ДТ № 10503050/030816/0009125, в которой заявлен товар «Авиационный турбореактивный двигатель CF34-3B1 б/у, для технического облуживания и ремонта гражданского пассажирского самолета BOMBARDIER CL600-2B19 (CRJ-200): 1 шт., серийный номер: 872758» (далее – авиационный турбореактивный двигатель с/н 872758) под таможенную процедуру временного ввоза. Выпуск товара осуществлён 03 августа 2016 года с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов.

Таким образом, на территорию Евразийского экономического союза ввезено два различных товара, помещенных под различные таможенные процедуры: воздушное судно по ДТ № 10503050/030816/0009103 – под таможенную процедуру выпуск для внутреннего потребления (с приобретением статуса товара Евразийского экономического союза), и двигатель по ДТ № 10503050/030816/0009125 – под таможенную процедуру временного ввоза (с сохранением статуса иностранного товара).

Согласно акту установки от 03 августа 2016 года графе 31 ДТ № 10503050/230816/0010195 товар «Авиационный турбореактивный двигатель с/н 872758» был установлен на товар «Гражданское воздушное судно CRJ-200, бортовой номер VQ-BSA, серийный номер 7910».

23 августа 2016 года «Гражданское воздушное судно CRJ-200, бортовой номер VQ-BSA, серийный номер 7910» заявлено к таможенной процедуре переработка вне таможенной территории по ДТ № 10503050/230816/0010198. Выпуск товара осуществлён 24 августа 2016 года с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов.

23 августа 2016 года АО «АТК «Ямал» на товар «Авиационный турбореактивный двигатель с/н 872758» в целях завершения таможенной процедуры временного ввоза подана ДТ № 10503050/230816/0010195, с применение таможенной процедуры реэкспорта. Выпуск товара осуществлен 24 августа 2016 года – в один день с ДТ № 10503050/230816/0010198, без уплаты таможенных пошлин, налогов.

Таким образом, два разных товара изначально помещенные под различные таможенные процедуры, и находящиеся в разных правовых статусах, вывезены с таможенной территории Евразийского союза в различных таможенных процедурах при установке двигателя на воздушном судне.

После завершения таможенной процедуры переработки вне таможенной территории, при обратном ввозе товара «Гражданское воздушное судно CRJ-200, бортовой номер VQ-BSA, серийный номер 7910» (с установленным на нём «Авиационным турбореактивным двигателем с/н 872758») подана ДТ № 10503050/150916/0011362, с применением таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления. Выпуск товара по ДТ № 10503050/150916/0011362 осуществлен 15 сентября 2016 года с уплатой таможенных пошлин исходя из стоимости операций по переработке товара.

При этом, при завершении таможенной процедуры переработки вне таможенной территории товара «Гражданское воздушное судно CRJ-200, бортовой номер VQ-BSA, серийный номер 7910» установленный на нём «Авиационный турбореактивный двигатель с/н 872758», являясь иностранным товаром, был ввезен на таможенную территорию Евразийского экономического союза под таможенной процедурой выпуск для внутреннего потребления без декларирования по установленной форме и без уплаты за него ввозных таможенных пошлин, налогов.

В силу требований подпункта 3 пункта 1 статьи 195, подпункта 1 пункта 1, пункта 2 статьи 210 ТК ТС иностранные товары могут быть помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления и приобрести статус товаров Евразийского экономического союза только при условии уплаты за ним сумм установленных действующим правом ставок ввозных таможенных пошлин, налогов.

Выпуск товаров осуществляется таможенными органами в том числе при соблюдении условия уплаты в отношении товаров таможенных пошлин, налогов.

Так, товар «Авиационный турбореактивный двигатель с/н 872758», согласно ДТ №№ 10503050/030816/0009125,10503050/230816/0010195, был последовательно помещен под таможенные процедуры временный ввоз и реэкспорта.

Согласно статье 277 ТК ТС временный ввоз (допуск) - таможенная процедура, при которой иностранные товары используются в течение установленного срока на таможенной территории таможенного союза с условным освобождением, полным или частичным, от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим помещением под таможенную процедуру реэкспорта.

В соответствии со статьёй 296 ТК ТС реэкспорт - таможенная процедура, при которой товары, ранее ввезенные на таможенную территорию таможенного союза, либо продукты переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, вывозятся с этой территории без уплаты и (или) с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.

В силу статьи 209 ТК ТС выпуск для внутреннего потребления - таможенная процедура, при помещении под которую иностранные товары находятся и используются на таможенной территории таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 210 ТК ТС предусмотрено, что товары помещаются под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления при условии уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, если не установлены тарифные преференции, льготы по уплате таможенных пошлин, налогов.

При перемещении товара «Авиационный турбореактивный двигатель с/н 872758» под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления за него как за иностранный товар подлежали уплате ввозные таможенные пошлины, налоги.

«Авиационный турбореактивный двигатель с/н 872758» будучи установленным на «Гражданском воздушном судне CRJ-200, бортовой номер VQ-BSA, серийный номер 7910» 23 августа 2016 года ДТ № 10503050/230816/0010195 был вывезен за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза под таможенной процедурой реэкспорта как самостоятельный товар, а 15 сентября 2016 года при перемещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления по ДТ № 10503050/150916/0011362 был заявлен непосредственно как часть товара «Гражданское воздушное судно CRJ-200, бортовой номер VQ-BSA, серийный номер 7910».

Вместе с тем, исходя из данных ДТ № 10503050/150916/0011362, с учётом положений статьи 262 ТК ТС таможенные пошлины, налоги по ДТ № 10503050/150916/0011362 были исчислены исходя из стоимости операций по переработке, произведённых с товаром «Гражданское воздушное судно CRJ-200, бортовой номер VQ-BSA, серийный номер 7910», в который замена двигателя не входила.

Таможенные пошлины, налоги при подаче ДТ № 10503050/150916/0011362 не включали платежи за двигатель как за самостоятельный товар, впервые помещаемый под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

Кроме того, двигатель не подлежал декларированию в ДТ № 10503050/150916/0011362, закрывающей процедуру переработки вне таможенной территории воздушного судна, поскольку двигатель под процедуру переработки вне таможенной территории не помещался, и не являлся продуктом переработки «Гражданского воздушного судна CRJ-200, бортовой номер VQ-BSA, серийный номер 7910».

Таким образом, товар «Авиационный турбореактивный двигатель с/н 872758» при перемещении через таможенную границу Евразийского экономического союза 15 сентября 2016 года в составе «Гражданское воздушное судно CRJ-200, бортовой номер VQ-BSA, серийный номер 7910» подлежал таможенному декларированию и помещению под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в установленном ТК ТС порядке как самостоятельный товар.

АО «АТК «Ямал» не продекларировало по установленной форме товар «Авиационный турбореактивный двигатель CF34-3B1 б/у, для технического обслуживания и ремонта гражданского пассажирского самолёта BOMBARDIER CL600-2B19 (CRJ-200): - 1 шт., серийный номер: 872758», нарушив требования статьи 181 ТК ТС, за что предусмотрена административная ответственность по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ.

Факт совершения административного правонарушения и виновность АО «АТК «Ямал» подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьи 26.1 данного Кодекса, в том числе, лицо, совершившее противоправные действия, и его виновность.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, учитывая установленные по делу обстоятельства и вышеприведенные нормы закона, судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что товары «Авиационный турбореактивный двигатель с/н 872758» и «Гражданское воздушное судно CRJ-200, бортовой номер VQ-BSA, серийный номер 7910» были помещены под различные таможенные процедуры и находились в разных правовых статусах. На момент убытия с таможенной территории Евразийского экономического союза товар «Авиационный турбореактивный двигатель с/н 872758» имел статус иностранного товара и не мог быть помещен под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории. После завершения таможенной процедуры переработки вне таможенной территории, при обратном ввозе товара «Гражданское воздушное судно CRJ-200, бортовой номер VQ-BSA, серийный номер 7910» (с установленным на нём «Авиационным турбореактивным двигателем с/н 872758») подана ДТ № 10503050/150916/0011362, с применением таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления. Однако при помещении товара «Авиационный турбореактивный двигатель с/н 872758», имевшего статус иностранного товара, под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в силу статей 209 и 210 ТК ТС, за него подлежали уплате ввозные таможенные пошлины, налоги. Соответственно, таможенные пошлины, налоги при подаче ДТ № 10503050/150916/0011362 не включали платежи за двигатель как за самостоятельный товар, впервые помещаемый под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. Таким образом, товар «Авиационным турбореактивным двигателем с/н 872758» не продекларирован по установленной форме.

Оснований сомневаться в заключении эксперта, определившего рыночную стоимость товара у судебных инстанций не имелось. Заключение эксперта, предупрежденного об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 17.9 КоАП РФ, изготовлено в соответствии с требованиями статей 25.9, 26.4 КоАП РФ.

Вместе с тем, указанные в настоящей жалобе доводы АО «АТК «Ямал» являлись предметом рассмотрения судов первой и второй инстанции и получили надлежащую правовую оценку с учетом установленных фактических обстоятельств совершенного административного правонарушения.

Приведенные заявителем доводы не опровергают выводы судов о наличии в действиях АО «АТК «Ямал» состава вмененного административного правонарушения. Имея возможность для соблюдения требований таможенного законодательства, АО «АТК «Ямал» не предприняло все зависящие от него меры по их соблюдению. Оснований не согласиться с установленными обстоятельствами и выводами судов не имеется.

Административное наказание назначено АО «АТК «Ямал» в пределах санкции части 1 статьи 16.2 КоАП РФ с учетом требований статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности, принцип презумпции невиновности не нарушены.

При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения судебных постановлений не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17 и 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановил:

постановление судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 06 сентября 2018 года и решение судьи Тюменского областного суда от 08 октября 2018 года, вынесенные в отношении АО «Авиационная транспортная компания «Ямал» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу генерального директора АО «Авиационная транспортная компания «Ямал» К.В.Н. - без удовлетворения.

Заместитель председателя суда (подпись) В.Р. Антропов

Копия верна:

Заместитель председателя суда В.Р. Антропов