ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-2206/18 от 12.11.2018 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№...

г. Уфа 12 ноября 2018 года

Исполняющий обязанности Председателя Верховного Суда Республики Башкортостан Юлдашев Р.Х., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении (дело поступило 17 октября 2018 года) протест заместителя прокурора Республики Башкортостан Логинова В.М. на вступившее в законную силу решение судьи Бирского межрайонного суда Республики Башкортостан от 18 апреля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ... Стрельского Василия Борисовича,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением мирового судьи судебного участка № 1 по Бирскому району и г. Бирску Республики Башкортостан от 28 февраля 2018 года должностное лицо ... Стрельский В.Б. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Решением судьи Бирского межрайонного суда Республики Башкортостан от 18 апреля 2018 года постановление мирового судьи судебного участка № 1 по Бирскому району и г. Бирску Республики Башкортостан от 28 февраля 2018 года отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В протесте, принесенном в Верховный Суд Республики Башкортостан в порядке статьи 30.12 КоАП РФ, заместитель прокурора Республики Башкортостан Логинов В.М. предлагает отменить решение судьи Бирского межрайонного суда Республики Башкортостан от 18 апреля 2018 года, считая незаконным и необоснованным, дело возвратить на новое рассмотрение в тот же суд, ссылаясь на то, что судьей не соблюдены требования статьи 24.1 КоАП РФ о всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении обстоятельств дела и разрешения его в соответствии с законом.

Стрельский В.Б. уведомлен о принесении заместителем прокурора Республики Башкортостан Логиновым В.М. протеста, возражения не представлены.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы протеста, прихожу к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, постановлением Бирской межрайонной прокуратуры 25 января 2018 года в отношении ... Стрельского В.Б. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 КоАП РФ, в связи со следующим.

Согласно приказу №... от 27 июня 2011 года Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан ФИО1. с 27 июня 2011 года принята на государственную гражданскую службу и назначена на государственную должность главного ревизора сектора ревизионной работы. Приказом №... от 23 сентября 2013 года ФИО2. с 18 сентября 2013 года переведена в отдел ревизионной работы на должность главного ревизора Министерства. Приказом №... от 25 декабря 2015 года ФИО3. с 31 декабря 2015 года освобождена от занимаемой должности государственной гражданской службы и уволена с государственной гражданской службы по инициативе гражданского служащего в связи с выходом на пенсию за выслугу лет и с ней расторгнут служебный контракт.

Государственным унитарным сельскохозяйственным предприятием ... в лице ... Стрельского В.Б. 19 апреля 2016 года ФИО4. принята экономистом 1 категории, 9 тарифный разряд, о чем в этот же день с ней заключен трудовой договор №... и издан соответствующий приказ.

В нарушение части 4 статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Закон о противодействии коррупции) ... предприятия не сообщил в Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан в установленный законом десятидневный срок о заключении 19 апреля 2016 года трудового договора с ФИО5., ранее замещавшей должность государственной гражданской службы.

Отменяя постановление мирового судьи и прекращая производство по делу об административном правонарушении, судья межрайонного суда указал на то, что у ... Стрельского В.Б. отсутствовала предусмотренная частью 4 статьи 12 Закона о противодействии коррупции обязанность сообщать в десятидневный срок в Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан о заключении трудового договора с ФИО6., поскольку должность главного ревизора не указана в Перечне должностей в министерствах и государственных комитетах Республики Башкортостан, утвержденном Указом Президента Республики Башкортостан № УП-615 от 20 декабря 2006 года, а также в Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденном Указом Президента Российской Федерации № 1574 от 31 декабря 2005 года.

Вместе с тем указанные выводы судьи межрайонного суда основаны на неправильном применении норм материального права.

Так, статья 19.29 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Законом о противодействии коррупции.

В соответствии с частью 2 статьи 12 Закона о противодействии коррупции гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязан сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы при заключении трудового договора (независимо от размера оплаты труда) и (или) гражданско-правового договора (договоров), стоимость выполнения работ (оказание услуг) по которому (которым) в течение месяца превышает сто тысяч рублей. Если в должностные (служебные) обязанности указанных лиц входили отдельные функции государственного управления данной организацией, то такие договоры могут быть заключены этими лицами только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов (часть 1 статьи 12 Закона о противодействии коррупции).

Названные требования антикоррупционного законодательства, исходя из положений пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2010 года № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции», распространяются на лиц, замещавших должность федеральной государственной службы, включенную в раздел I или раздел II перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 № 557, или должность федеральной государственной службы, включенную в перечень должностей федеральной государственной службы в федеральном государственном органе, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный руководителем федерального государственного органа в соответствии с разделом III названного перечня, в течение двух лет со дня увольнения с федеральной государственной службы.

Указом Президента Республики Башкортостан от 25 августа 2010 года № УП-502 утвержден Перечень должностей государственной гражданской службы Республики Башкортостан, предусмотренный статьей 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в который включены должности государственной гражданской службы Республики Башкортостан, при назначении на которые граждане и при замещении которых государственные гражданские служащие Республики Башкортостан в силу нормативных правовых актов государственных органов обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (далее - сведения о доходах).

В силу приказа Минсельхоза Республики Башкортостан от 01 сентября 2009 года № 178-к по состоянию на 31 декабря 2015 года, то есть на дату увольнения ФИО7., на лиц, работающих в должности главного ревизора отдела ревизионной работы, возложена соответствующая обязанность по предоставлению сведений о доходах.

Кроме того, должность главного ревизора относится к категории «специалисты» Реестра должностей государственной гражданской службы Республики Башкортостан, утвержденного Указом Президента Республики Башкортостан от 20 декабря 2006 года № УП-615, и включена в Перечень специализаций должностей государственной гражданской службы Республики Башкортостан, утвержденный Указом Президента Республики Башкортостан от 26 марта 2007 года № УП-122, и действовавший на момент прекращения трудовых отношений со служащей.

Согласно пункту 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 ноября 2017 года № 46 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», под указанными в статье 12 Федерального закона «О противодействии коррупции» перечнями, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации, следует понимать как перечни, утвержденные непосредственно для целей названной нормы, так и - в случае отсутствия названных перечней - нормативные правовые акты, определяющие должности государственной службы (должности муниципальной службы), при замещении которых государственные служащие (муниципальные служащие) обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (далее - Перечни), поскольку принятие последних также обусловлено предусмотренными законодательством мерами по противодействию коррупции.

В рассматриваемом случае имеет правовое значение то обстоятельство, что с момента принятия на государственную гражданскую службу до момента увольнения ФИО8. замещала должность государственной гражданской службы Республики Башкортостан, включенную в Перечень специализаций должностей государственной гражданской службы Республики Башкортостан, а также на нее накладывалась обязанность по предоставлению сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

С момента прекращения Министерством сельского хозяйства Республики Башкортостан с ФИО9. трудовых отношений и до момента заключения трудового договора с государственным унитарным сельскохозяйственным предприятием ... не истек установленный Законом о противодействии коррупции двухлетний срок, в течение которого работодатель обязан сообщать о заключении соответствующего трудового договора представителю нанимателя (работодателю) государственного служащего по последнему месту его службы.

Таким образом, замещаемая на момент увольнения ФИО10. должность нормативными правовыми актами министерства и Указами Президента Республики Башкортостан внесена в перечень должностей, предусмотренных статьей 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», а не направление уведомления о её трудоустройстве образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 КоАП РФ, чему судьей межрайонного суда не дана надлежащая правовая оценка.

Вместе с тем КоАП РФ не содержит нормы, предусматривающей возможность отмены в порядке статьи 30.13 КоАП РФ вступившего в законную силу постановления или решения по делу об административном правонарушении, если при этом ухудшается положение лица, привлекаемого к административной ответственности.

Согласно части 2 статьи 30.17 КоАП РФ изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается. Ухудшение положения указанного лица тем более недопустимо при отмене состоявшихся по делу об административном правонарушении судебных актов.

Указанная правовая позиция корреспондирует положениям статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 4 Протокола № 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (город Рим, 04 января 1950 года), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.

Довод протеста о том, что в данном случае судьей межрайонного суда допущено имеющее фундаментальный, принципиальный характер существенное нарушение, повлиявшее на исход дела, состоятельным признать нельзя, в связи с чем дело не может быть направлено на новое рассмотрение.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.17 КоАП РФ,

П О С Т А Н О В И Л:

решение судьи Бирского межрайонного суда Республики Башкортостан от 18 апреля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ... Стрельского Василия Борисовича оставить без изменения, протест заместителя прокурора Республики Башкортостан Логинова В.М. - без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Российской Федерации или его заместители.

Повторная подача жалобы по тем же основаниям в Верховный Суд Республики Башкортостан не допускается.

Исполняющий обязанности

Председателя Верховного Суда

Республики Башкортостан п/п Р.Х. Юлдашев

Справка:

мировой судья Салимзянов С.М.

федеральный судья Коровина О.А.