ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-2216М от 14.02.2018 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

4а-2216м

город Казань <дата>

Заместитель Председателя Верховного Суда Республики Татарстан Гафаров Р.Ф., рассмотрев жалобу ФИО1 на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 2 по Тукаевскому судебному району Республики Татарстан от 26 сентября 2017 года и решение судьи Тукаевского районного суда Республики Татарстан от 16 ноября 2017 года, вынесенные в отношении заявителя по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

постановлением мирового судьи судебного участка № 2 по Тукаевскому судебному району Республики Татарстан от 26 сентября 2017 года, оставленным без изменения решением судьи Тукаевского районного суда Республики Татарстан от 16 ноября 2017 года, ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Татарстан, заявитель просит вынесенные судебные постановления по делу об административном правонарушении отменить и производство по делу прекратить.

Изучив истребованное дело об административном правонарушении, доводы заявителя, полагаю, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 5.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неправомерный отказ в предоставлении гражданину, в том числе адвокату в связи с поступившим от него адвокатским запросом, и (или) организации информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

В силу статьи 1 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон № 63-ФЗ) адвокатской деятельностью признается квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.

Адвокат является независимым профессиональным советником по правовым вопросам (часть 1 статьи 2 Закона № 63-ФЗ).

В статье 3 законодатель провозгласил, что адвокатура действует на основе принципов законности, независимости, самоуправления, корпоративности, а также принципа равноправия адвокатов.

При этом в целях обеспечения доступности для населения юридической помощи и содействия адвокатской деятельности на органы государственной власти возложена обязанность обеспечить гарантии независимости адвокатуры.

В силу статьи 6 Закона № 63-ФЗ адвокат наделен правом собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций. Указанные органы и организации в установленном порядке обязаны выдать адвокату запрошенные им документы или их копии.

Статья 6.1 Закона № 63-ФЗ указывает, что официальное обращение адвоката в адрес указанных органов и организаций по входящим в их компетенцию вопросам именуется адвокатским запросом.

Требования к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса определены Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14 декабря 2016 года № 288.

Пункт 5 данного Приказа (в редакции, действовавшей на момент совершения ФИО1 деяния, послужившего основанием для возбуждения дела об административном правонарушении) указывает, что адвокатский запрос должен содержать:

1) полное или сокращенное (при наличии) наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения или иной организации, куда он направляется;

2) почтовый адрес органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения или иной организации, куда он направляется;

3) фамилию, имя, отчество (при наличии) адвоката;

4) регистрационный номер адвоката в реестре адвокатов субъекта Российской Федерации;

5) реквизиты соглашения об оказании юридической помощи, либо ордера, либо доверенности (номер, дата выдачи ордера, либо доверенности, либо дата заключения соглашения);

6) полное или сокращенное (при наличии) наименование адвокатского образования, в котором адвокат, направляющий запрос, осуществляет свою деятельность;

7) почтовый адрес; при наличии – электронный адрес и номер телефона/факса адвоката, направляющего запрос;

8) наименование документа (адвокатский запрос);

9) регистрационный номер адвокатского запроса в журнале регистрации адвокатских запросов;

10) указание нормы Федерального закона, в соответствии с которой направляется адвокатский запрос (в преамбуле запроса);

11) фамилию, имя, отчество (при наличии) физического лица или полное (сокращенное) наименование юридического лица, в чьих интересах действует адвокат. Процессуальное положение лица, в чьих интересах действует адвокат, номер дела (последние – при участии адвоката в конституционном, гражданском, арбитражном, уголовном или административном судопроизводстве, а также по делам об административных правонарушениях);

12) указание на запрашиваемые сведения, в том числе содержащиеся в справках, характеристиках и иных документах; при необходимости - обоснование получения запрашиваемых сведений;

13) указание на способ передачи запрашиваемых сведений (почтовым отправлением, факсимильной связью, на электронный адрес, на руки);

14) перечень прилагаемых к адвокатскому запросу документов (при наличии);

15) дату регистрации адвокатского запроса;

16) подпись адвоката, направившего запрос, с указанием фамилии и инициалов.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации, которым направлен адвокатский запрос, должны дать на него ответ в письменной форме в тридцатидневный срок со дня его получения. В случаях, требующих дополнительного времени на сбор и предоставление запрашиваемых сведений, указанный срок может быть продлен, но не более чем на тридцать дней, при этом адвокату, направившему адвокатский запрос, направляется уведомление о продлении срока рассмотрения адвокатского запроса (пункт 2 статьи 6.1 Закона № 63-ФЗ).

Согласно пункту 4 статьи 6.1 Закона № 63-ФЗ в предоставлении адвокату запрошенных сведений может быть отказано в случае, если:

1) субъект, получивший адвокатский запрос, не располагает запрошенными сведениями;

2) нарушены требования к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса, определенные в установленном порядке;

3) запрошенные сведения отнесены законом к информации с ограниченным доступом.

Как усматривается из материалов дела, 30 июня 2017 года адвокат Стариков Д.Р., зарегистрированный в реестре адвокатов Республики Татарстан (регистрационный номер 16/1952), действуя в интересах доверителя ФИО2 на основании соглашения о правовой помощи от 27 июня 2017 года № <данные изъяты>, посредством почтовой связи направил главе Бетькинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан ФИО1 адвокатский запрос о предоставлении ему сведений и документов, касающихся согласования на территории села Бетьки места строительства торгового объекта сети магазинов «Магнит», а также сведения об имеющихся и действующих на территории данного населенного пункта иных магазинов (продуктовых) и религиозных организаций (мечетей) и их территориального расположения относительно места строительства указанного объекта.

Между тем, глава Бетькинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан ФИО1, получив адвокатский запрос, отказался исполнить его и представить испрашиваемые сведения и документы.

Приведенные обстоятельства подтверждаются совокупностью проверенных нижестоящими инстанциями доказательств, в числе которых постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 25 августа 2017 года (л.д. 2-6); копия заявления адвоката Старикова Д.Р. о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 7-8); копия адвокатского запроса о предоставлении сведений, необходимых для оказания правовой помощи ФИО2 (л.д. 9); копия письменного ответа главы Бетькинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан ФИО1, в котором он выразил отказ в исполнении адвокатского запроса (л.д. 10); копия удостоверения адвоката, выданного на имя Старикова Д.Р. (л.д. 11); копия ордера на представление интересов ФИО2 (л.д. 12).

Перечисленные доказательства отвечают требованиям закона, относятся к обстоятельствам дела и потому с учетом положений статей 26.2, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обоснованно положены в основу принятых судебных актов.

Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании беспристрастного, полного и всестороннего исследования и анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Таким образом, ФИО1 обоснованно, с соблюдением общепризнанного принципа презумпции невиновности, провозглашенного в статье 49 Конституции Российской Федерации и закрепленного в статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в рамках установленной административно-юрисдикционной процедуры привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 5.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

ФИО1 на всем протяжении производства по делу, оправдывая свой отказ в удовлетворении адвокатского запроса, ссылался на отсутствие в нем почтового адреса органа местного самоуправления как обязательного реквизита такого рода обращений.

Однако такая позиция автора жалобы с точки зрения духа закона, которым руководствовался адвокат, направляя свой запрос, несостоятельна.

Анализ положений Закона № 63-ФЗ свидетельствует о том, что реализованное в нем правовое регулирование направлено на обеспечение гарантий получения гражданами квалифицированной юридической помощи и связанной с этим независимости адвокатуры.

Именно этой задачей был движем законодатель, когда Федеральным законом от 2 июня 2016 года № 160-ФЗ дополнил Закон № 63-ФЗ статьей 6.1, которая ввела в правовой оборот категорию, обеспечивающую полноценное исполнение адвокатом своей конституционно значимой функции и названную адвокатским запросом.

В данной норме определен порядок направления и исполнения адвокатского запроса.

Министерство юстиции Российской Федерации, развивая положения статьи 6.1, в Приказе от 14 декабря 2016 года № 288 установило конкретные требования к форме, содержанию и исполнению адвокатского запроса.

Анализ положений приказа свидетельствует о том, что содержание запроса должно быть таковым, чтобы позволить проверить, полномочно ли лицо на получение запрашиваемых сведений и документов, правомерно ли его обращение и исполнимо ли оно.

В качестве одного из требований, предъявляемых к содержанию адвокатского обращения, упомянутый нормативно правовой акт закрепляет необходимость указания в запросе почтового адреса органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения или иной организации, куда он направляется.

Данное установление носит общий характер, присуще любым обращениям и направлено на обеспечение своевременной и правильной его доставки (вручения) адресату.

Отсутствие адресных сведений в самом запросе при их наличии на почтовом отправлении не влияет на правомерность и обоснованность обращения, не влечет порочность его формы и не препятствует исполнению.

Как объективно установлено в ходе производства по делу, направляя запрос, сведения о почтовом адресе его получателя адвокат отразил на почтовом конверте.

В связи с этим, как и предполагалось адвокатом, оно было доставлено почтовой организацией главе органа местного самоуправления ФИО1, который, не имея на то законных оснований, в нарушение требований пункта 4 статьи 6.1 Закона № 63-ФЗ отказал в предоставлении необходимых адвокату для оказания юридической помощи сведений и документов.

Такое бездействие автора жалобы охватывается объективной стороной состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения.

Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание назначено ему с учетом положений статей 3.1, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в наименьшем размере, предусмотренном санкцией указанной статьи.

При таких обстоятельствах вынесенные судебные постановления являются законными и обоснованными, оснований для их отмены или изменения не усматривается

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

постановление мирового судьи судебного участка № 2 по Тукаевскому судебному району Республики Татарстан от 26 сентября 2017 года и решение судьи Тукаевского районного суда Республики Татарстан от 16 ноября 2017 года, вынесенные в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Заместитель

Председателя Верховного Суда

Республики Татарстан /подпись/ Р.Ф. Гафаров

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>