4а-222\2016
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Самара 4 марта 2016 года
Заместитель председателя Самарского областного суда Шкуров С.И., рассмотрев надзорную жалобу Неуймина Н.Л. – генерального директора ООО «ТДЛ» на постановление заместителя начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Самарской области от 13.07.2015 г., решение Октябрьского районного суда г. Самары от 11.09.2015 г. и решение Самарского областного суда от 10.12.2015 г. по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1, ч.2 ст.8.6, ч.2 ст.8.7 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Самарской области от 13.07.2015 г. ООО « ТДЛ» признано виновным в совершении правонарушений, предусмотренных: ч.1 ст.8.6 КоАП РФ за самовольное снятие и перемещение плодородного слоя почвы; ч.2 ст.8.6 КоАП РФ за уничтожение плодородного слоя почвы; ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 60 000 рублей.
Решением Октябрьского районного суда г. Самары от 11.09.2015 г. постановление заместителя начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Самарской области от 13.07.2015 г. оставлено без изменения.
Решением Самарского областного суда от 10.12.2015 г. постановление заместителя начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Самарской области от 13.07.2015 г. и решение Октябрьского районного суда г. Самары от 11.09.2015 г. оставлены без изменения.
В надзорной жалобе генеральный директор ООО «ТДЛ» просит указанные судебные решения и постановление должностного лица отменить с прекращением производства по делу, ссылаясь на отсутствие вины юридического лица в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч.1, ч.2 ст.8.6 и ч.2 ст.8.7 КоАП РФ.
Проверив доводы надзорной жалобы, изучив материалы административного дела, полагаю, что жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии с ч. 2 ст. 36 Конституции РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории РФ, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ регулируются, в том числе Федеральным законом № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды».
Согласно ст.4 указанного закона объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земли, недра, почвы.
В силу положений п. п. 1, 2 ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды; обеспечить соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды; проводить мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Согласно ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот; сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.
В силу ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель и других природных ресурсов; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные Земельным кодексом РФ, федеральными законами.
В соответствии с главой II Приказа Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации № 525, Комитета РФ по земельным ресурсам и землеустройству от 22.12.1995 г. № 67 «Об утверждении основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова осуществляется при наличии специального разрешения, выданного в порядке, установленном соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации
Согласно п. 32 Основных положений за порчу и уничтожение плодородного слоя почвы, невыполнение или некачественное выполнение обязательств по рекультивации нарушенных земель, несоблюдение установленных экологических и других стандартов, правил и норм при проведении работ, связанных с нарушением почвенного покрова, юридические, должностные и физические лица несут административную и другую ответственность, установленную действующим законодательством.
В соответствии с п.1, п.9 Порядка выдачи разрешений на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова на землях сельскохозяйственного назначения Самарской области, утвержденного Приказом министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области от 17.05.2010 г. № 116-п (в ред. от 29.07.2014 г.) выдача разрешений на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова на землях сельскохозяйственного назначения Самарской области осуществляется министерством сельского хозяйства и продовольствия Самарской области; под внутрихозяйственными работами, связанными с нарушением почвенного покрова на землях сельскохозяйственного назначения Самарской области понимаются работы, проводимые заявителями (юридическими и физическими лицами) самостоятельно или с привлечением третьих лиц, по снятию и (или) перемещению плодородного слоя почвы на землях сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Самарской области и принадлежащих заявителям на определенном праве; проведение внутрихозяйственных работ заявитель осуществляет только на основании разрешения.
Самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.6 КоАП РФ.
Уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ.
Невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.
Из административного материала следует, что заместителем начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Самарской области на основании обращения гражданина ФИО1, содержащего информацию о том, что ООО «ТДЛ» проводит работы, связанные со снятием и перемещением плодородного слоя почвы без разрешительных документов и проекта рекультивации, производит выемку грунта экскаватором, демонтаж трубы и засыпку траншеи, в результате чего происходит порча плодородного слоя на принадлежащем ему земельном участке, ДД.ММ.ГГГГ в ходе проверки было выявлено, что на земельном участке с кадастровым номером №, относящемся к категории земель сельскохозяйственного назначения, расположенном по адресу: <адрес>, в границах бывшего колхоза «<данные изъяты>» в период с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. ООО «ТДЛ» проводило работы по демонтажу принадлежащей ему трубы магистрального нефтепровода «<данные изъяты>» без разрешения на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, то есть самовольно, что в процессе производства земляных работ, в результате перемешивания плодородного слоя почвы с подстилающими горизонтами, привело к существенному снижению показателей (критериев) плодородия почвы (нарушение п.п.1, 2 ст.39 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды», ст.13, ст.42 Земельного кодекса РФ, главы II Приказа Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации № 525, Комитета РФ по земельным ресурсам и землеустройству от 22.12.1995 г. № 67 «Об утверждении основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы»).
По факту выявленного правонарушения заместителем начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Самарской области ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «ТДЛ»» составлен протокол об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1,ч.2 ст.8.6 и ч.2 ст.8.7 КоАП РФ.
ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Самарской области вынесено постановление № о привлечении ООО «ТДЛ» к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч.1,ч.2 ст.8,6 и ч.2 ст.8.7 КоАП РФ.
Должностным лицом и судебными инстанциями в подтверждение, что ООО «ТДЛ» совершены административные правонарушения, предусмотренные ч.1, ч.2 ст.8.6 и ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, обоснованно приняты во внимание и указаны в решениях в качестве доказательств: определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.22); протокол осмотра № от ДД.ММ.ГГГГ, фототаблица, схема расположения земельного участка, из которых следует, что на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, в границах бывшего колхоза «<данные изъяты>» с кадастровым номером №, относящемся к категории земель сельскохозяйственного назначения, ООО «ТДЛ» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проводило работы по демонтажу трубы, связанные со снятием и перемещением плодородного слоя почвы, видны следы проведения работ: в коридоре проведения работ, который составляет по ширине около 3 метров, по длине около 300 метров виден на поверхности плодородный слой почвы, перемешанный с минеральным грунтом, а в некоторых местах на поверхности минеральный грунт; в коридоре проведения работы почти по всей длине траншеи, откуда демонтирована труба, грунт осел, появились трещины и ямы, площадь нарушенных земель составляет около 900 кв.м. (л.д.28-30); протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д.37); заключение ФГБУ «Самарский референтный центр Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору» № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому на территории земельного участка с кадастровым номером №, расположенного в <адрес> вследствие проведения работ по демонтажу трубопровода произошла порча плодородного слоя почвы, которая наступила в результате перемешивания плодородного слоя почвы с подстилающими горизонтами. Согласно п. 2.1.5 «Методических рекомендаций по выявлению деградированных и загрязненных земель», утвержденных письмом Роскомзема от 27.03.1995 г. №3-15\582, произошло ухудшение свойств почв в результате избыточных технологических нагрузок, разрушивших почвенный покров, ухудшивших его агрономические характеристики и приведшее к потере природно-хозяйственной значимости земель (перемешивание плодородного слоя почвы с подстилающими горизонтами, приведшее к существенному снижению показателей (критериев) плодородия установленных постановлением Правительства РФ от 22.07.2011 г. № 612 «Об утверждении критериев существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»), то есть произошла техническая (эксплуатационная) деградация почв данного земельного участка. Данный факт является свидетельством нарушения ГОСТа 17.5.3.06-85 «Требования к определению норм снятия плодородного слоя почвы при производстве земляных работ», ГОСТа 17.04.3.02-85 «Охрана природы. Почвы. Требования к охране плодородного слоя почвы при производстве земляных работ», в части соблюдения требований по селективному снятию и нанесению плодородного слоя почвы и минерального грунта при проведении земляных работ. Факт снижения показателей плодородия подтверждается результатами лабораторных испытаний представленных образцов (падение содержания органического вещества и элементов питания растений) (л.д.32-35); ответ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ на запрос Управления Россельхознадзора по Самарской области, из которого следует, что ООО «ТДЛ» разрешения на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова на землях сельскохозяйственного назначения Самарской области с кадастровым номером №, расположенных на территории муниципального района <адрес>, не выдавалось (л.д.19); заявление гражданина ФИО1 по факту проведения ООО «ТДЛ» на принадлежащем ему земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, бывший колхоз «<данные изъяты>» с кадастровым номером №, относящемся к категории земель сельскохозяйственного назначения, работ, связанных со снятием и перемещением плодородного слоя почвы без разрешительных документов, приведших к порче плодородного слоя почвы (л.д.17), - поскольку данные доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и исключают какие-либо сомнения в виновности ООО «ТДЛ» в совершении данного административного правонарушения.
В постановлении должностного лица и судебных решениях вышеперечисленным доказательствам в их совокупности с учетом всестороннего, полного и непосредственного исследования с соблюдением положений ст. 26.11 КоАП РФ дана объективная правовая оценка.
Аналогичные изложенным в надзорной жалобе доводы генерального директора ООО «ТДЛ» Неуймина Н.Л. об отсутствии доказательств вины юридического лица в совершенных правонарушениях, поскольку земельные работы на указанном земельном участке обществом не велись, наличие права собственности на трубу не свидетельствует о порче почвы, были исследованы предыдущими судебными инстанциями при разрешении настоящего дела, и обоснованно признаны несостоятельными и достаточно объективно опровергнутыми имеющимися в материалах дела относимыми и допустимыми доказательствами, не подлежащими переоценке судом надзорной инстанции.
ООО «ТДЛ» является собственником линейной части магистрального нефтепровода «<данные изъяты>», протяженностью 165 км, что подтверждается договором купли-продажи № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13).
Из договора демонтажа № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного ООО «ТДЛ» с ООО «СИХ» следует, что последнему юридическому лицу поручено выполнить работы по демонтажу участка трубопровода «Линейная часть магистрального нефтепровода «<данные изъяты>», протяженностью 165 км». Согласно п. 5.1. договора ООО «ТДЛ» имеет право назначить своего ответственного представителя, который будет осуществлять надзор и контроль за ходом и качеством выполняемых ООО «СИХ» работ (л.д.11).
Согласно ответу Средне-Поволжского управления Руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ участок магистрального нефтепровода «<данные изъяты>» проходит по территории Самарской области, в том числе в границах <адрес> с 182,4 км по 216,6 км (ПК1824 – ПК-2166), изображен на схеме трассы магистрального нефтепровода (л.д.20-21).
Утверждения о том, что демонтаж магистрального нефтепровода «<данные изъяты>», проводимый ООО «СИХ» по требованию ООО «ТДЛ» не относится к внутрихозяйственным работам, связанным с нарушением почвенного покрова, основаны на неверном толковании юридическим лицом норм права.
ООО «ТДЛ», являясь собственником нефтепровода «<данные изъяты>», несет ответственность за соблюдением правил и требований в области охраны окружающей среды при проведении работ третьими лицами по договору демонтажа, связанных со снятием и перемещением плодородного слоя почвы на землях сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории <адрес>.
Учитывая вышеизложенное, должностным лицом и предыдущими судебными инстанциями субъект административных правонарушений, предусмотренных ч.1, ч.2 ст. 8.6 и ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, определен верно.
При рассмотрении настоящего дела должностное лицо и судья районного суда при рассмотрении жалобы на постановление должностного лица о привлечении ООО «ТДЛ» к административной ответственности по ч.1, ч.2 ст.8.6 и ч.2 ст.8.7 КоАП РФ правильно установили все фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию и необходимые для рассмотрения по существу дела об административном правонарушении и пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях ООО «ТДЛ составов административных правонарушений, предусмотренных ч.1, ч.2 ст.8.6 и ч.2 ст.8.7 КоАП РФ.
При рассмотрении жалобы на постановление должностного лица от 13.07.2015 г. и решение судьи районного суда от 11.09.2015 г., судьей областного суда дело проверено в полном объеме, в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, в решении судьи областного суда от 10.12.2015 г. дана полная и объективная правовая оценка всем доводам жалобы, приведены мотивы, по которым судья пришел к выводу о законности и обоснованности вынесенных постановления должностного лица и решения судьи районного суда и отсутствии оснований для их отмены.
Принцип презумпции невиновности должностным лицом, судьей районного суда и судьей областного суда не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые могли быть истолкованы в пользу ООО «ТДЛ»., не усматривается, наказание назначено в соответствии с положениями ст. 4.1, 4.4 КоАП РФ с учетом характера и степени общественной опасности содеянного, имущественного и финансового положения юридического лица, в пределах санкции ч.2 ст.8.6 КоАП РФ, предусматривающей назначение более строгого административного наказания за совершенные административные правонарушения, и оснований для отмены либо изменения судебных решений и постановления должностного лица не имеется.
Нарушений норм процессуального законодательства при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 30.17, ст. 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление заместителя начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Самарской области от 13.07.2015 г., решение Октябрьского районного суда г. Самары от 11.09.2015 г. и решение Самарского областного суда от 10.12.2015 г. по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1, ч.2 ст.8.6 и ч.2 ст.8.7 КоАП РФ г., в отношении ООО «ТДЛ» оставить без изменения, а надзорную жалобу Неуймина Н.Л. – генерального директора ООО «ТДЛ» оставить без удовлетворения.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.13 КоАП РФ, дальнейшее обжалование судебных решений возможно путем подачи жалобы в Верховный Суд РФ.
Заместитель председателя
Самарского областного суда С.И. Шкуров