ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-226/19 от 05.07.2019 Астраханского областного суда (Астраханская область)

№ 4а-226/2019

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Астрахань 5 июля 2019 г.

Заместитель председателя Астраханского областного суда Шустова Т.П., рассмотрев жалобу Ибадуллаевой О.А. на решение судьи Ахтубинского районного суда Астраханской области от 2 апреля 2019г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Ибадуллаевой О.А.,

УСТАНОВИЛ:

постановлением мирового судьи судебного участка № 4 Ахтубинского района Астраханской области от 23 января 2019 г. заведующая сектором по финансово-экономической деятельности и бухгалтерскому учету управления сельского хозяйства администрации муниципального образования «Ахтубинский район» Ибадуллаева О.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.

Решением судьи Ахтубинского районного суда Астраханской области от 2 апреля 2019г. постановление мирового судьи оставлено без изменения.

В жалобе должностного лица Ибадуллаевой О.А. ставится вопрос об отмене судебных постановлений, ввиду нарушения норм административного законодательства.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.

Согласно статье 15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств, за исключением случаев, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Положения статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации определяют бюджетные обязательства как расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году; под лимитом бюджетных обязательств понимается объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде).

Из подпункта 2 пункта 1 статьи 162 и пункта 3 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что получатель бюджетных средств принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства.

Приказом Управления сельского хозяйства администрации муниципального образования «Ахтубинский район» от ---г. №--- Ибадуллаева О.А. назначена на должность заведующего сектором по финансовой деятельности и бухгалтерскому учету управления сельского хозяйства администрации муниципального образования «Ахтубинский район» с ---г.

Согласно пункту 3 Должностной инструкции заведующего сектором по финансовой деятельности и бухгалтерскому учету управления сельского хозяйства администрации муниципального образования «Ахтубинский район», заведующий выполняет следующие функции: осуществляет руководство деятельностью сектора, организует его работу, принимает решения по вопросам, входящим в его компетенцию, в соответствии с поставленными перед ним задачами; обеспечивает своевременное и точное отражение на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций, движение активов, выполнения обязательств; обеспечивает контроль за соблюдением порядка оформления первичных документов; обеспечивает составление отчета об исполнении бюджетных средств смет, расходов, подготовку необходимой бухгалтерской и статистической отчетности, представление их в установленном порядке; начисление заработной платы. Заведующий несет ответственность в том числе за: неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него должностных обязанностей; нарушение сроков исполнения документов, заданий, поручений.; ведение документации, предусмотренной действующими нормативно-правовыми актами (пункт 5).

В ходе проверки, проведенной в 2018 г. на предмет соблюдения требований бюджетного законодательства управлением сельского хозяйства администрации муниципального образования «Ахтубинский район», уполномоченным должностным лицом Контрольно-счетной палаты Астраханской области установлено, что в 2017 г. Ибадуллаева О.А., являясь заведующей сектором по финансово-экономической деятельности и бухгалтерскому учету управления сельского хозяйства администрации муниципального образования «Ахтубинский район», допустила принятие управлением бюджетных обязательств сверх утвержденных на 2017 г. лимитов на общую сумму 2 330 тыс. рублей.

С указанными выводами согласились мировой судья судебного участка № 4 Ахтубинского района Астраханской области и районный суд.

Однако, принятые по делу акты законными признать нельзя.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В силу положений статьи 26.1 названного Кодекса в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в совершении административного правонарушения. Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия). Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Привлекая заведующую сектором по финансово-экономической деятельности и бухгалтерскому учету управления сельского хозяйства администрации муниципального образования «Ахтубинский район» Ибадуллаеву О.А. к административной ответственности за нарушение бюджетного законодательства, должностное лицо и судебные инстанции сделали вывод о том, что ею допущено нарушение статей 162, 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации, выразившееся в принятии в 2017 г. бюджетных обязательств по подстатье 211 «Заработная плата» КОСГУ, виду расходов 121 «Фонд оплаты труда государственных органов», в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств на общую сумму 2 330 тыс.руб.

Между тем, в ходе производства по делу об административном правонарушении Ибадуллаева О.А. последовательно указывала на то, что нарушение бюджетного законодательства ею допущено не было. Согласно имеющимся первичным документам, отчету об исполнении бюджетных средств на 1 января 2018 г. кредиторская задолженность у управления отсутствовала, что свидетельствует о принятии бюджетных средств в пределах доведенных лимитов. Аналогичные доводы изложены ею и в настоящей жалобе. Бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря (пункт 3 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В представленных юрисдикционным органом документах отсутствуют сведения о том, что на 1 января 2018 г. образовалась кредиторская задолженность на указанную сумму за счет средств федерального бюджета по расчетам на оплату труда.

Приведенные обстоятельства ставят под сомнение вывод должностного лица и судебных инстанций о том, что лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, допущено нарушение статьи 15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку указанные доводы и обстоятельства, должностными лицами при составлении протокола об административном правонарушении и судебными инстанциями при рассмотрении дела об административном правонарушении, в нарушение требований статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях фактически не исследовались, заявленные доводы не проверены, надлежащей правовой оценки не получили, равно как и документы, содержащие изложенные выше сведения.

В силу части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства в области бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, составляет два года со дня совершения административного правонарушения. Обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении Ибадуллаевой О.А. данного дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.15.10 названного Кодекса, имели место 31 декабря 2017 г. и на момент рассмотрения настоящей жалобы срок давности привлечения названного лица к административной ответственности не истек.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов может быть вынесено решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Поскольку судебными инстанциями не выполнены в полной мере требования статей 24.1, 26.1, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о полном, всестороннем и объективном рассмотрении дела, состоявшиеся по делу постановления нельзя признать законными, что влечет за собой необходимость отмены постановления мирового судьи и решения суда и возвращении дела на новое рассмотрение.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.17, 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановил:

жалобу заведующей сектором по финансово-экономической деятельности и бухгалтерскому учету управления сельского хозяйства администрации муниципального образования «Ахтубинский район» Ибадуллаевой О.А. удовлетворить.

постановление мирового судьи судебного участка № 4 Ахтубинского района Астраханской области от 23 января 2019 г. и решение судьи Ахтубинского районного суда Астраханской области от 2 апреля 2019г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заведующей сектором по финансово-экономической деятельности и бухгалтерскому учету управления сельского хозяйства администрации муниципального образования «Ахтубинский район» Ибадуллаевой О.А. отменить, дело возвратить мировому судье судебного участка судебного участка № 4 Ахтубинского района Астраханской области на новое рассмотрение