№ 4а – 226/2015
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
19 июня 2015 года г. Томск
Исполняющий обязанности заместителя председателя Томского областного суда Ахвердиева И.Ю., рассмотрев жалобу директора общества с ограниченной ответственностью «Стройсервис» ФИО1 на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 2 Ленинского судебного района г. Томска от 16 февраля 2015 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Томска от 17 апреля 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Ленинского судебного района г. Томска от 16.02.2015 общество с ограниченно ответственностью «Стройсервис» (далее - ООО «Стройсервис», общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее– КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере десяти тысяч рублей.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Томска от 17.04.2015 указанное постановление оставлено без изменения.
В жалобе директор ООО «Стройсервис» ФИО1 просит постановленные по делу судебные акты отменить. В обоснование жалобы указывает, что действующая редакция п. 6.5 лицензии /__/ не предусматривает обязанности по предоставлению протокола утверждения эксплуатационных запасов. Отмечает, что фактически в предписании содержатся требования, предусмотренные исключенным подп. «д» п. 6.5 лицензии, однако данное обстоятельство судами не исследовалось. Ссылается на то, что проведение государственной экспертизы, в соответствии со ст. 29 Закона Российской Федерации «О недрах», является основанием для предоставления недр в пользование для их добычи, в связи с чем полагает, что проведение государственной экспертизы запасов минеральных вод в настоящем случае не требовалось, так как участок недр для добычи полезных ископаемых уже передан в пользование обществу. Приводит довод о том, что Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Томской области (далее - Управление Росприроднадзора по Томской области) самопроизвольно установило срок исполнения предписания, поскольку ни нормы Закона Российской Федерации «О недрах», ни условия лицензии сроков проведения работ по оценке запасов минеральных подземных вод не содержат, как и не содержат срок проведения государственной экспертизы. Также считает необоснованной ссылку представителя Управления Росприроднадзора по Томской области на то, что иные пункты лицензии обязывают общество проводить оценку запасов минеральных подземных вод.
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, оценив доводы жалобы директора ООО «Стройсервис» ФИО1, оснований для удовлетворения данной жалобы не усматриваю.
Согласно ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Объективная сторона состава указанного административного правонарушения состоит в невыполнении в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор, об устранении нарушений законодательства.
В соответствии с п. 10 ч. 2 ст. 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон «О недрах») на пользователе недр лежат обязанности по выполнению условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременному и правильному внесению платежей за пользование недрами.
Из материалов дела следует, что ООО «Стройсервис» является владельцем лицензии на право пользования недрами /__/, с целевым назначением и видами работ - разведка и добыча подземных минеральных вод из скважины 5-р и их реализации населению (далее - Лицензия). Лицензия зарегистрирована Томским территориальным геологическим фондом 12.11.1998 за №/__/ со сроком окончания ее действия 11.11.2018.
30.12.2013 в ходе проведения плановой выездной проверки в отношении ООО «Стройсервис», назначенной Распоряжением руководителя Управления Росприроднадзора по Томской области от 29.11.2013 № 208-р, были выявлены нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушения природоохранных требований, а именно:
- в нарушение п. 6.5 Лицензии ООО «Стройсервис» не разработало и не согласовало в установленном порядке и в установленные сроки (к концу 1998 года) проект работ по оценке эксплуатационных запасов;
- в нарушение абз. «з» п. 6.3 и п. 6.7, 6.8 Лицензии ООО «Стройсервис» не разработало и не согласовало в установленном порядке и в установленные сроки (12.11.2000) проект «Технологическая схема разработки месторождения минеральных подземных вод»;
- в нарушение п. 6.9 Лицензии ООО «Стройсервис» не разработало и не согласовало в установленном порядке и в установленные сроки (12.11.2000) проект округов санитарной охраны месторождения минеральных вод;
- в нарушение п. 6.9 Лицензии ООО «Стройсервис» не согласовало в установленном порядке и в установленные сроки (12.11.2000) границы горного отвода;
- в нарушение п. 6.10 Лицензии ООО «Стройсервис» не провело работы по оценке запасов минеральных подземных вод в установленные сроки (12.11.2000);
- в нарушение абз. 4 п. 6.14 Лицензии и приказа Минприроды России от 08.07.2009 № 205 (в ред. приказа Минприроды России от 19.03.2013 № 92) ООО«Стройсервис»за 2012 год и 1-3 кварталы 2013 года в отдел водных ресурсов по Томской области Верхне-Обского БВУ не представлены отчеты: сведения об использовании воды по форме № 2-ТП (водхоз), сведения, полученные в результате учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов по форме 3.1;
- за 2012 год ООО «Стройсервис» не предоставлен в Управление по недропользованию по Томской области статистический отчет: сведения о выполнении условий пользования недрами при добыче минеральных подземных вод (форма № 3-ЛС), только 25.12.2013, а не в установленный срок (20.01) по приказу Росстата от 30.07.2009 № 156.
Также в ходе проверки выявлены нарушения ООО «Стройсервис» требований ст. 7, п. 10 ч. 2 ст. 22, ст. 23.2, 29 Закона «О недрах» в части обязанностей пользователя недр.
По результатам проверки, проведенной 30.12.2013, составлен акт №НЗВАТР-294.
В связи с выявленными недостатками старшим государственным инспектором по охране природы, по надзору за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в Томской области Ш. 30.12.2013 вынесено предписание № НЗВАТР-294/1, согласно которому на ООО«Стройсервис» была возложена обязанность до 01.12.2014 выполнить работы по оценке запасов минеральных подземных вод по скважине № 5-р и протокол государственной экспертизы запасов минеральных подземных вод по скважине №5-р.
30.12.2013 предписание было вручено директору ООО«Стройсервис» К.Т.ИБ.
21.01.2015 в ходе проверки по вопросу исполнения предписания №НЗВАТР-294/1 от 30.12.2013 было установлено, что ООО«Стройсервис» содержащиеся в нем требования, не исполнило, в связи с чем 27.01.2015 государственным инспектором по надзору за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в Томской области К. в отношении ООО«Стройсервис» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ
Таким образом, имеющиеся в материалах дела доказательства объективно свидетельствуют о том, что ООО«Стройсервис», зарегистрированное по адресу: /__/, не исполнив до 01.12.2014 законного предписания должностного лица уполномоченного на то органа, 02.12.2014 совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Факт совершения ООО «Стройсервис» административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, а также соблюдение установленного законом порядка привлечения к административной ответственности подтверждается собранными по делу доказательствами, а именно: протоколом об административном правонарушении № Н-296-в от 27.01.2015 (л.д.2-6) и извещением о дате его составления, полученным 22.01.2015 (л.д.8); распоряжением руководителя Управления Росприроднадзора по Томской области от 29.11.2013 № 208-р о проведении плановой выездной проверки ООО«Стройсервис» (л.д.89-95), с содержанием которого директор общества ознакомлен 24.12.2013 (л.д.95); актом проверки № НЗВАТР-294 от 30.12.2015, которым выявлены нарушения законодательства (л.д.96-101); предписанием №НЗВАТР-294/1 от 30.12.2015 (л.д.36-37), которое получено директором ООО«Стройсервис» 30.12.2013 (л.д.37); актом проверки № Н-296-в от 21.01.2015, которым зафиксировано неисполнение обществом требований, содержащихся в предписании №НЗВАТР-294/1 от 30.12.2015 (л.д.30-35); уставом ООО«Стройсервис» (л.д.17-26); лицензией /__/ (л.д.38-57); иными доказательствами, исследованными судьями при рассмотрении дела.
Данные доказательства оценены мировым судьей и судьей районного суда в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАПРФ в их совокупности, являются допустимыми, достоверными и объективно ничем не опровергнуты.
Принимая во внимание установленные факты неисполнения в установленный срок предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства, мировой судья и судья районного суда пришли к правильному выводу о наличии в действиях ООО «Стройсервис» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что действующая редакция п. 6.5 лицензии /__/ не предусматривает обязанности по предоставлению протокола утверждения эксплуатационных запасов, повлечь отмену постановленных по делу судебных актов не может.
Согласно ст. 6 Закона «О недрах» недра могут быть предоставлены в пользование для целей разведки и добычи полезных ископаемых.
Следовательно, разведка на предоставленном в пользование участке недр должна заключаться в проведении оценки запасов подземных вод и предоставление отчета на государственную экспертизу запасов.
Условиями пользования недрами предусмотрено два вида пользования: разведка и добыча, стадийность которых должна быть соблюдена недропользователем. Стадия разведки заключается в оценке эксплуатационных запасов подземных вод по лицензионному участку с предоставлением на государственную экспертизу отчета.
В соответствии со ст. 11 Закона «О недрах» лицензия на право пользования недрами является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между государственным органом и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Согласно п. 4, 5 ч. 2 ст. 22 Закона «О недрах» недропользователь обязан обеспечить предоставление геологической информации в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации; предоставление достоверных данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации, в органы государственной статистики.
В соответствии со ст. 23 Закона «О недрах» основными требованиями по рациональному использованию недр являются: проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставленного в пользование в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых: проведение государственной экспертизы и государственный учет запасов полезных ископаемых, а также участков недр, используемых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых: обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов; достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними замечающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых.
В силу ст. 29 Закона «О недрах» государственная экспертиза может проводиться на любой стадии геологического изучения месторождения при условии, если представляемые на государственную экспертизу геологические материалы позволяют дать объективную оценку количества и качества запасов полезных ископаемых, их народно-хозяйственного значения, горно-технических, гидрогеологических, экологических и других условий их добычи. Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр осуществляется за счет пользователей недр.
В соответствии с Положением о государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, об определении размера и порядка взимания платы за ее проведение (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2005 № 69) государственная экспертиза осуществляется путем проведения анализа документов и материалов по подсчету запасов полезных ископаемых всех вовлекаемых в освоение и разрабатываемых полезных ископаемых вне зависимости от вида, количества, качества и направления использования полезных ископаемых.
Кроме того, разъяснения, содержащиеся в письме Росприроднадзора от 02.06.2011 №ВС-02-00-36/6920 «Об условиях лицензионных соглашений», также свидетельствуют о необходимости проведения государственной экспертизы запасов подземных вод вне зависимости от наличия данного требования в лицензии на право пользования недрами.
Как следует из материалов дела, лицензия ООО«Стройсервис» предусматривает разведку и добычу подземных минеральных вод с последующей их реализацией населению как лечебных для наружного применения.
С учетом приведенных правовых норм, условия по оценке запасов и государственной экспертизе запасов подземных вод предусмотрено действующим законодательством о недрах и является обязательным условием для ООО«Стройсервис», в связи с чем предписание, выданное должностным лицом Управления Росприроднадзора по Томской области, сомнений в законности и обоснованности не вызывает, поскольку оно вынесено уполномоченным органом, в пределах предоставленных полномочий, содержит требования об устранении нарушений законодательства, которые обязательны для ООО«Стройсервис».
Тот факт, что ни нормы Закона «О недрах», ни условия лицензии не содержат сроков проведения работ по оценке запасов минеральных подземных вод и сроков проведения государственной экспертизы, основанием для отмены обжалуемых судебных актов не является, так как определение сроков исполнения предписания находится в компетенции должностных лиц, уполномоченных на вынесение предписания, которые устанавливают его по своему усмотрению. Кроме того, следует учесть, что ООО«Стройсервис» не ходатайствовало о продлении срока исполнения предписания ввиду отсутствия возможности устранения выявленных нарушений, а также в материалах дела нет сведений о том, что ООО«Стройсервис» до истечения срока выполнения предписания предпринимало какие-либо меры, направленные на исполнение его требований. Эти обстоятельства свидетельствуют о том, что при наличии у юридического лица возможности для соблюдения установленных норм им не были предприняты все зависящие от него меры по выполнению требований предписания.
Иные доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение правильность выводов о виновности ООО«Стройсервис» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы судьями, получив при этом надлежащую правовую оценку.
Таким образом, мировым судьей и судьей районного суда полно и объективно исследованы, верно установлены фактические обстоятельства дела, все представленные доказательства исследованы и оценены в соответствии с положениями ст.26.11 КоАП РФ. Каких-либо доказательств, опровергающих выводы о виновности ООО«Стройсервис» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в материалах дела не имеется и с настоящей жалобой не представлено.
Постановление о привлечении ООО«Стройсервис» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, вынесено мировым судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено ООО«Стройсервис» в пределах санкции ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, с учетом положений ст. 4.1 КоАП РФ в минимальном размере.
Существенных нарушений норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов, мировым судьей и судьей районного суда не допущено.
При таких обстоятельствах состоявшиеся по делу об административном правонарушении судебные акты сомнений в законности и обоснованности не вызывают, а потому оснований для их отмены не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исполняющий обязанности заместителя председателя Томского областного суда
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка № 2 Ленинского судебного района г. Томска от 16 февраля 2015 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Томска от 17 апреля 2015 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью «Стройсервис» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу директора общества с ограниченной ответственностью «Стройсервис» ФИО1 – без удовлетворения.
Исполняющий обязанности
заместителя председателя
Томского областного суда И.Ю. Ахвердиева