4а-226/2016
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
22 июля 2016 года город Архангельск
Председатель Архангельского областного суда М.Г. Аверин, рассмотрев по жалобе врио заместителя начальника ОМВД России «Котласский» ФИО1 дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Котласского судебного района Архангельской области от 24 марта 2016 года ООО «<данные изъяты>» привлекалось к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ с наложением административного штрафа в размере 50 000 рублей с конфискацией алкогольной продукции, приобретенной в ходе закупа и изъятой из кафе «<данные изъяты>».
Решением судьи Котласского городского суда Архангельской области от 05 мая 2016 года указанное постановление по жалобе законного представителя ООО «<данные изъяты>» ФИО2 отменено, производство по делу прекращено за отсутствием состава административного правонарушения.
Заместитель начальника ОМВД России «Котласский» ФИО1, направивший дело на рассмотрение мировому судье, в жалобе в областной суд просит отменить решение судьи городского суда как незаконное и необоснованное.
ФИО2 в возражении на жалобу считает решение судьи правильным и просит оставить без изменения.
Проверив в интересах законности дело в полном объеме, рассмотрев доводы жалобы и возражения, нахожу решение подлежащим отмене в силу следующего.
Из материалов дела следует, что ООО «<данные изъяты>» зарегистрировано по адресу: <адрес> имеет лицензию на право розничной продажи алкогольной продукции. В кафе «<данные изъяты>», расположенном по адресу: <адрес>, оказывает услуги общественного питания.
При оказании услуг общественного питания в кафе «<данные изъяты>» 08 февраля 2016 года в 21:51 работники ООО «<данные изъяты>» допустили реализацию алкогольной продукции на вынос – 1 бутылки водки «Фирменная» емкостью 0,5л по цене 200 рублей с содержанием алкоголя 40% от объема готовой продукции.
Между тем, в силу п.5 ст.16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, индивидуальными предпринимателями, признаваемыми сельскохозяйственными товаропроизводителями, и розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, а также розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой магазинами беспошлинной торговли.
Розничная продажа алкогольной продукции с нарушением требований статьи 16 настоящего Федерального закона запрещается (абз.24 п.1 ст.26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ).
Постановлением Правительства Архангельской области от 5 июня 2012 года N 222-пп "Об установлении дополнительных ограничений времени, мест и условий розничной продажи алкогольной продукции на территории Архангельской области" установлены дополнительные ограничения времени розничной продажи алкогольной продукции на территории Архангельской области.
Пунктами 1 и 4 названного Постановления на территории Архангельской области установлен запрет розничной продажи алкогольной продукции с 21 до 23 часов и с 08 до 10 часов.
Организациям и индивидуальным предпринимателям предписано при оказании услуг общественного питания не допускать продажу алкогольной продукции на вынос в соответствии с ограничениями времени розничной продажи алкогольной продукции, установленными Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и пунктом 1 настоящего постановления.
Поскольку ООО «<данные изъяты>» допустило продажу алкогольной продукции на вынос в период ограничения времени розничной продажи алкогольной продукции, оно за нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции привлекалось к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
Пересмотрев вынесенное мировым судьей постановление, судья городского суда решил, что ООО «<данные изъяты>» предприняты все зависящие от него меры по соблюдению работниками требований законодательства Российской Федерации в области оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, и поэтому состав административного правонарушения в его действиях отсутствует.
С таким решением судьи согласиться нельзя.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу статей 26.1 и 26.11 КоАП РФ выяснению по делу об административном правонарушении подлежат наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействия), за которые настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, и виновность лица в совершении административного правонарушения.
Доказательства по делу об административном правонарушении оцениваются на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Пересматривая постановление по делу об административном правонарушении, судья городского суда в нарушение задач производства по делам об административных правонарушениях, не принял меры к всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела. Не выяснил обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, не оценил представленные по делу доказательства на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.
Из пункта 3 Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 N 1036, следует, что услуги общественного питания оказываются в ресторанах, кафе, барах, столовых, закусочных и других местах общественного питания, типы которых, а для ресторанов и баров также их классы (люкс, высший, первый) определяются исполнителем в соответствии с государственным стандартом.
Приказом Росстандарта от 22.11.2013 №1676-ст введен в действие ГОСТ 30389-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования" (вместе с "Минимальными требованиями к предприятиям (объектам) общественного питания различных типов").
Пунктом 3.3 ГОСТ 30389-2013 определено, что кафе - это предприятие (объект) питания, предоставляющее потребителю услуги по организации питания и досуга или без досуга, с предоставлением ограниченного, по сравнению с рестораном, ассортимента продукции и услуг, реализующее фирменные блюда, кондитерские и хлебобулочные изделия, алкогольные и безалкогольные напитки, покупные товары.
Аналогичное понятие кафе дано в пункте 26 ГОСТ 31985-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения, введенный в действие Приказом Росстандарта от 27.06.2013 N 191-ст.
Согласно пунктам 3,6,41 ст.2 ГОСТ 31985-2013 предприятием общественного питания (предприятие питания) является объект хозяйственной деятельности, предназначенный для изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров (в том числе пищевых продуктов промышленного изготовления), как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг, в том числе по организации досуга потребителей.
Продукция общественного питания (индустрии питания) - совокупность кулинарной продукции, хлебобулочных, кондитерских изделий и напитков.
Услуга общественного питания (индустрии питания) - результат деятельности предприятий общественного питания (юридических лиц или индивидуальных предпринимателей) по удовлетворению потребностей потребителя в продукции общественного питания, в создании условий для реализации и потребления продукции общественного питания и покупных товаров, в проведении досуга и в других дополнительных услугах.
Из совокупного анализа приведенных положений следует, что вид предприятия общественного питания - кафе предполагает главным образом потребление на месте продукции кафе, иногда в сопровождении некоторых форм развлекательных программ.
Отменяя вынесенное мировым судьей постановление, судья городского суда не учел, что при отпуске алкогольной продукции в кафе «<данные изъяты>» ООО «<данные изъяты>» продавец ФИО3 выставила на прилавок покупателю бутылку водки, открыла бутылку, поставила рядом стаканчик, но водку при этом в стаканчик не наливала.
Не предложила покупателю снять верхнюю одежду и присесть за столик в кафе, не говорила покупателю, что приобретенную в кафе алкогольную продукцию выносить из помещения кафе нельзя, что ее можно распивать только в помещении кафе и что для этого покупателю необходимо пройти за столик кафе.
Продавец ФИО4, оформлявшая по кассе продажу бутылки водки «Фирменная» по цене 200 рублей, также не говорила покупателю, что купленную водку ему надлежит распивать в помещении кафе, что водку выносить за пределы кафе нельзя. Не предложила покупателю снять верхнюю одежду, пройти в зал кафе и присесть за столик.
Продавцы ООО «<данные изъяты>» не предпринимали никаких мер по предотвращению выноса алкогольной продукции и не препятствовали покупателю, когда он покидал помещение кафе с купленной водкой.
Ссылаясь на разъяснения директором ООО «<данные изъяты>» ФИО2 работникам кафе порядка продажи алкогольной продукции в период временных ограничений, судья оставил без внимания и оценки то обстоятельство, что директор не разъясняла работникам кафе обязанность обслуживать посетителей кафе. При обслуживании посетителей кафе алкогольную продукцию нужно наливать в стакан покупателям.
Не принято судьей во внимание и то, что согласно требованиям, установленным директором ООО «<данные изъяты>» ФИО2, покупателям в устной форме даже не сообщается, что вся продаваемая в кафе алкогольная продукция в период с 21 до 10 часов должна потребляться на месте, поскольку на вынос алкогольная продукция не продается.
Наличие в кафе надписи, что продажа алкогольной продукции на вынос запрещена, не освобождает работников кафе от обязанности соблюдать установленное законом требование о недопустимости розничной продажи алкогольной продукции временных ограничений и на вынос при оказании услуг общественного питания.
Оставлено судьей без внимания и правовой и то, что в соответствии с требованием п.5.14 ГОСТ 30389-2013 в кафе «<данные изъяты>» должна быть винная карта и вся алкогольная продукция должна предлагаться посетителям согласно данной винной карты.
Из материалов проверки усматривается, что в имеющейся в кафе «<данные изъяты>» винной карте водка «Фирменная» по цене 200 рублей в ассортименте кафе не указана.
Из объяснения ФИО2 и работников кафе следует, что вся алкогольная продукция, которая не указана в винной карте, в розлив не продается, а продается в бутылках посредством ценников с указанием цены за 1 бутылку.
В этой связи судья не выяснил, не продавалась ли водка «Фирменная» в кафе «<данные изъяты>» как в магазине.
Оставил судья без внимания и должной правовой оценки и то, что по распоряжению руководителя ООО «<данные изъяты>» ФИО2 данная алкогольная продукция при ее продаже в период с 21 до 10 часов должна открываться и покупателям нужно продавать пластиковый стаканчик. Для потребления на месте данная алкогольная продукция покупателям не предлагается.
В нарушение процессуальных требований о всестороннем, полном и объективном выяснении всех обстоятельств дела, судья не выяснил, не осуществлялась ли в кафе «<данные изъяты>» замаскированная незаконная продажа алкогольной продукции в ночное время под видом оказания услуг общественного питания.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
Пунктом 1 статьи 1 настоящего Федерального закона определено, что государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляется в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
С целью государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и подлежат лицензированию, что прямо предусмотрено пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ.
Условием выдачи лицензии является соблюдение требований, установленных Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
ООО «<данные изъяты>» получена в установленном законом порядке лицензия на право розничной продажи алкогольной продукции и, следовательно, обязано соблюдать установленные законом требования, связанные с розничной продажей алкогольной продукции.
ФИО2 является директором и, соответственно, должностным лицом ООО «<данные изъяты>», обладающим организационно-распорядительными функциями.
Из её объяснения усматривается, что она ни разу не была в ночное время в кафе «<данные изъяты>», ни разу не проконтролировала, исполняются ли работниками ООО «<данные изъяты>» её требования относительно порядка реализации алкогольной продукции в период временных ограничений и не принимала никаких мер для предотвращения продажи на вынос алкогольной продукции, что также не было учтено судьей при отмене вынесенного мировым судьей постановления.
В нарушение требований ст.26.11 КоАП РФ судья не оценил доказательства по делу об административном правонарушении на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.
Согласно п.3 ч.2 ст.30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Существенное нарушение судьей Котласского городского суда процессуальных требований не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, поэтому вынесенное судьей решение подлежит отмене.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции составляет один год со дня совершения административного правонарушения.
Поскольку установленный законом срок давности привлечения к административной ответственности не истек, дело об административном правонарушении подлежит возвращению в Котласский городской суд на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела судье следует учесть изложенное, устранить нарушения процессуальных требований и постановить решение, отвечающее требованиям ст.ст.29.10 и 30.7 КоАП РФ.
Руководствуясь пунктом 3 части 2 статьи 30.17 и статьей 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
жалобу врио заместителя начальника ОМВД России «Котласский» ФИО1 удовлетворить.
Решение судьи Котласского городского суда Архангельской области от 05 мая 2016 года отменить.
Дело об административном правонарушении возвратить в Котласский городской суд Архангельской области на новое рассмотрение.
Председатель М.Г. Аверин