ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
г.Уфа РБ 02 июля 2012 года
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
Заместитель Председателя Верховного Суда Республики Башкортостан Иващенко В.Г., рассмотрев в порядке надзора протест заместителя прокурора Республики Башкортостан Бикбулатовой Г.Ф. на постановление мирового судьи судебного участка № 2 по Миякинскому району Республики Башкортостан от 03.04.2012г. и решение Миякинского районного суда Республики Башкортостан от 13.04.2012г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, в отношении ...... следственного отдела Управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Башкортостан ФИО1,
УСТАНОВИЛА:
Постановлением прокурора Альшеевского района РБ М.М.Ф.... года в отношении ...... следственного отдела следственного управления Следственного комитета РФ по РБ ФИО1 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а именно за непредоставление ФИО1 в прокуратуру Альшеевского района в установленный срок (не позднее 17час. ... года) материалов уголовного дела №... для проверки законности и обоснованности постановления о возбуждении уголовного дела, находящегося в производстве следователя ... МСО СУ СК РФ по РБ К.И.Ф.
Постановлением мирового судьи судебного участка № 2 по Альшеевскому району РБ от 07.02.2012г. производство по делу прекращено за отсутствием в действиях ФИО1 состава административного правонарушения.
Решением Альшеевского районного суда РБ от 05.03.2012г. по протесту прокурора вышеуказанное постановление мирового судьи отменено, административное дело возвращено на новое рассмотрение.
Определением и.о. мирового судьи судебного участка № 2 по Альшеевскому району РБ от ... года по удовлетворенному ходатайству ФИО1 дело направлено на рассмотрение по месту его жительства мировому судье судебного участка № 2 по Миякинскому району РБ.
Постановлением мирового судьи судебного участка № 2 по Миякинскому району РБ от 03.04.2012г. производство по делу прекращено за отсутствием в действиях ФИО1 состава административного правонарушения.
Решением Миякинского районного суда РБ от 13.04.2012г. по протесту прокурора постановление мирового судьи судебного участка №2 по Миякинскому району РБ от 03.04.2012г. оставлено без изменения, протест - без удовлетворения.
В надзорном протесте заместитель прокурора РБ Бикбулатова Г.Ф. просит отменить указанные постановления судебных инстанций от 03.04.2012г., 13.04.2012г., считая их незаконными и необоснованными, дело направить на новое рассмотрение, указывая, что требования прокурора в адрес ФИО1 вытекают из его полномочий, предусмотренных федеральным законом «О прокуратуре РФ», УПК РФ. ФИО1, будучи ... органа предварительного следствия, и являясь лицом, поднадзорным прокурору, умышленно не выполнил законные требования прокурора о предоставлении материалов уголовного дела с постановлением о его возбуждении в срок с ... года по ... года, не направил мотивированный ответ о причинах неисполнения. В действиях ФИО1 имеется состав вмененного правонарушения, выводы судебных инстанций о его отсутствии основаны на неправильном толковании норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы протеста прокурора и возражения на них ...... МСО СУ СК РФ по РБ ФИО1, считаю, что оснований для удовлетворения протеста заместителя прокурора республики не усматривается.
Статьей 17.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
Объектом данного административного правонарушения является институт государственной власти в виде реализации полномочий прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, действующего от имени государства и представляющего его интересы, вытекающие из норм закона.
Объективную сторону правонарушения составляет, в частности, умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий.
Как следует из материалов дела, ...... МСО СУ СК РФ по РБ ФИО1 вменяется в вину невыполнение адресованного ему запроса прокурора, с указанием конкретного срока исполнения о предоставлении материалов уголовного дела №... с постановлением о возбуждении дела, находившегося в производстве следователя К.И.Ф., на предмет проверки законности и обоснованности постановления о возбуждении уголовного дела.
Буквально в запросе прокурора района от ... года№... ФИО1 предлагается «…в целях проверки законности и обоснованности постановления о возбуждении уголовного дела №..., вынесенного следователем ... следственного отдела следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Башкортостан К.И.Ф., предоставить в прокуратуру района материалы указанного уголовного дела. Ответ на запрос ожидается не позднее 17 часов ... года» (л.д.10).
Согласно ответу ФИО1 от ... года, он информирует прокурора района о невозможности предоставить материалы уголовного дела к указанному сроку в связи с выездом следователя К.И.Ф. по служебным делам в ..., что его возвращение ожидается ... года Отправка данного ответа подтверждается журналом исходящей корреспонденции, факсовым отчетом (л.д.25, 26-28).
В связи с неисполнением запроса от ... года о предоставлении материалов уголовного дела №... прокурор Альшеевского района ... года за №... направляет ФИО1 письмо с предложением обеспечить явку должностного лица, ответственного за неисполнение запроса, в прокуратуру ... года для дачи объяснений и решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 КоАП РФ (л.д.11).
На данное письмо в связи с неисполнением запроса от ... года ФИО1 прокурору направляет ответ ... года, что порядок взаимодействия следственных органов и прокуратуры регламентирован ст.ст.37-39 УПК РФ, которым установлен исчерпывающий перечень полномочий прокурора по надзору за деятельностью органов следственного комитета РФ, в связи с чем разрешение возникающих в этой сфере вопросов в рамках производства по делу об административном правонарушении не допустим.
Мировой суд, приходя к выводу об отсутствии в действиях ФИО1 состава вмененного правонарушения, ссылаясь на ст.30 Федерального закона от 17.01.1992 N2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», указал, что полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами, а также на отсутствие вины ФИО1, т.к. следователь К.И.Ф.... года, в производстве которого находилось дело, в связи со служебной необходимостью находился за пределами района, в первый рабочий день ... года прокурору был направлен ответ.
Вышестоящий районный суд по протесту прокурора, оставляя постановление мирового судьи без изменения, в обоснование указал, что ФИО1 были приняты меры по исполнению запроса прокурора, ... года направлен ответ на запрос прокурора, что подтверждается исходящей корреспонденцией и факсовым отчетом.
В надзорном протесте ставится вопрос об умышленном неисполнении ФИО1 требований прокурора, вытекающих из его полномочий, в период с ... года по ... года
Однако с доводами протеста о законности требований прокурора, связанного с предоставлением в прокуратуру постановления о возбуждении уголовного дела и материалов уголовного дела, находящегося в производстве следователя, и что данные требования вытекают из полномочий прокурора, установленных федеральными законами, согласиться нельзя.
В соответствии с п.1 ст. 6 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Закон) безусловному исполнению в установленный срок подлежат требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 Закона.
В соответствии со ст.21 Закона
1.предметом прокурорского надзора являются:
соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.
2.Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.
В силу требований статьи 22 Закона прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц, указанных в пункте 1 статьи 21 Закона, представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Закон не предоставляет прокурору права на произвольный, без законного основания истребования в прокуратуру материалов уголовного дела. Согласно ст.22 Закона это право используется в случае нарушения законов лицами, указанными в ч.1 ст.21 Закона.
Обстоятельства, связанные с решением вопроса о законности требований предоставления материалов конкретного уголовного дела в прокуратуру, имеют значение для данного дела об административном правонарушении.
Принцип законности является конституционным принципом, определяющим действие всех органов государственной власти и должностных лиц (ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации), в связи с чем эти органы и должностные лица вправе осуществлять свои полномочия только на основании Конституции Российской Федерации и федеральных законов.
В запросе прокурора Альшеевского района о необходимости предоставления материалов уголовного дела в связи с проверкой информации о фактах нарушения законов при возбуждении уголовного дела №..., требующих принятия мер прокурором в соответствии с полномочиями, предоставленными ст.22 Закона, не указывается.
Требования, которые вытекают из установленных ст.30 Закона полномочий прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, реализуются в рамках уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации и других федеральных законов.
Отношения следователя и прокурора в ходе осуществления последним надзора за предварительным следствием регулируются исключительно Уголовно-процессуальным Кодексом РФ. Это прямо вытекает из положений частей 1, 2 ст.1 и частей 1, 2 ст.7 УПК РФ.
В силу ст.37 УПК РФ прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.
В данной статье приведен исчерпывающий перечень полномочий прокурора в ходе досудебного производства по уголовному делу. Из них в соответствии с п.2.1 ч.2 ст.37 УПК РФ прокурору предоставляется возможность ознакомиться с материалами находящегося в производстве следователя уголовного дела по мотивированному письменному запросу.
Согласно ч. 4 ст. 146 УПК РФ постановление следователя, дознавателя о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляется прокурору.
Уголовно-процессуальный кодекс РФ устанавливает порядок, обеспечивающий безотлагательную проверку прокурором законности и обоснованности принятия органом дознания, дознавателем, руководителем следственного органа, следователем такого важного процессуального решения, как возбуждение уголовного дела.
В случае если прокурор признает постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, он вправе в срок не позднее 24 часов с момента получения материалов отменить постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление (ч. 4 ст. 146 УПК РФ).
Таким образом, при осуществлении прокурором надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия, ему предоставлена возможность ознакомиться с материалами находящегося в производстве следователя уголовного дела по мотивированному письменному запросу, а не право требования предоставить материалы уголовного дела в прокуратуру. В силу закона на следователя возложена обязанность незамедлительно направить прокурору копию постановления о возбуждении уголовного дела для обеспечения прокурору возможности реализации полномочий, закрепленных в ч.4 ст.146 УПК РФ.
Между тем материалы настоящего дела об административном правонарушении не содержат сведений нарушения следователем К.И.Ф. положений ч.4 ст.146 УПК РФ о своевременном направлении прокурору копии постановления о возбуждении уголовного дела №..., препятствий прокурору ознакомиться с материалами данного дела. Среди полномочий, предоставленных прокурору ст.30 Закона, УПК РФ, отсутствует право истребования в прокуратуру материалов конкретного уголовного дела, находящегося в производстве следователя.
С учетом изложенного, за вмененные действия ... следственного отдела ФИО1 не может быть привлечен к административной ответственности в связи с отсутствием состава, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах оснований к отмене состоявшихся по делу судебных постановлений не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.17 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛА:
Постановление мирового судьи судебного участка № 2 по Миякинскому району РБ от 03.04.2012г., решение Миякинского районного суда РБ от 13.04.2012г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 КоАП РФ, в отношении ...... МСО СУ СК РФ по РБ ФИО1 - оставить без изменения, протест заместителя прокурора РБ - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Российской Федерации или его заместители.
Повторная подача жалобы по тем же основаниям в Верховный Суд Республики Башкортостан не допускается.
Постановление направить в прокуратуру РБ, ФИО1 для сведения.
Заместитель Председателя
Верховного Суда
Республики Башкортостан В.Г. Иващенко