ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-229/2015 от 01.10.2015 Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Кызыл 01 октября 2015 года

Заместитель председателя Верховного Суда Республики Тыва Егоров А.А., рассмотрев поданную в порядке надзора жалобу министра финансов Республики Тыва - Достая О.С., на постановление судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 16 июня 2015 года и решение судьи Верховного Суда Республики Тыва от 28 августа 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Заместителем руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва (далее – ТУ Росфиннадзора в РТ) 24 марта 2015 года составлен протокол об административном правонарушении ** в отношении должностного лица – министра финансов Республики Тыва Достая О.С. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.3 КоАП РФ.

Постановлением судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 16 июня 2015 года министр финансов Республики Тыва Достай О.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.15.3 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 10 000 руб.

Решением судьи Верховного Суда Республики Тыва от 28 августа 2015 года постановление судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 16 июня 2015 года оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения.

В поданной в порядке надзора жалобе Достай О.С. просит отменить судебные решения ввиду их незаконности и необоснованности, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что в решении судьи от 28 августа 2015 года в резолютивной части отсутствуют сведения по обжалованию вынесенного решения, не дана оценка допущенным должностным лицом ТУ Росфиннадзора РТ нарушениям КоАП РФ при составлении административного протокола. В протоколе об административном правонарушении не указаны основание, место, время совершения и событие административного правонарушения, а также не доказано наступление общественно опасных последствий. В нарушение требований ст. 28.1 КоАП РФ в материалах проверки отсутствует документ, послуживший основанием для возбуждения и составления протокола об административном правонарушении, протокол составлен до составления акта проверки. Кроме того, проведение проверок в отношении республиканских бюджетных средств не входят в полномочия ТУ Росфиннадзора в РТ. Согласно приказа Министерства финансов РТ № 32 о/д от 20.01.2014 года «Об утверждении порядка составления и ведения кассового плана при исполнении бюджета Республики Тыва», финансирование расходов бюджета (кассовые выплаты) производятся на основании заявок главных распорядителей бюджетных средств, оформленных в соответствии в пунктом 3.4.1 и предоставленным в установленные сроки. Министерство финансов РТ, рассмотрев заявку на финансирование, не произвело финансирование (софинансирование) по условиям Соглашения ввиду того, что Министерством образования и науки Республики Тыва, в нарушение требований приказа Министерства финансов РТ№ 32 о/д от 20.01.2014 года, не были приобщены и не представлены документы подтвержденных форм отчетности по ф. КС-2, КС-3 (справки о стоимости выполненных работ, акта выполненных работ), отсутствовал акт приема-передачи оборудования по заключенным договорам. Соглашение № 07.665.24.0182 от 24.10.2014 года заключено между Министерством образования и науки Российской Федерации и Правительством Республики Тыва, в связи с чем министр финансов Республики Тыва не является стороной Соглашения. Выводы суда о том, что в соответствии с п. 2.3.1 Соглашения получатель, или Минфин РТ, обязуется соблюдать условия, установленные при предоставлении субсидии из федерального бюджета по форме, утвержденной Министерством, а также п. 2.3.5, 2.3.6 Соглашения, что Минфин РТ обязуется в срок до 01 сентября 2014 года предоставить в Министерство заявки и выписки, не основаны никаким нормативным правовым актом, так как получателем в данном Соглашении является Правительство Республики Тыва. В связи с этим Министерством финансов Республики Тыва не нарушены условия предоставления межбюджетных трансфертов, так как Соглашение не является нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, республиканские бюджетные финансовые средства, которые являются одним из условий Соглашения, не могут выступать нарушением условий предоставления межбюджетных трансфертов, предусмотренных ст. 132, 306.8 Бюджетного кодекса РФ, так как соглашение не определяет условия предоставления межбюджетных трансфертов, а определяет порядок взаимодействия, следовательно, в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.3 КОАП РФ. (предписание)

Изучив доводы жалобы, проверив представленные материалы, оснований для удовлетворения указанной жалобы не нахожу.

В соответствии со ст. 15.15.3 КоАП РФ нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, и (или) финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем), получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Как следует из представленных материалов, 24 марта 2015 года заместителем руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва (далее – ТУ Росфиннадзора в РТ) М. в отношении должностного лица – министра финансов Республики Тыва Достая О.С. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Согласно протоколу об административном правонарушении, выездной проверкой соблюдения Республикой Тыва в 2014 году условий предоставления субсидий на реализацию мероприятий Государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015г.г. за счет средств Республики Тыва установлено, что в нарушение ч.3 ст. 132 Бюджетного кодекса РФ, п.п. «а» п.4 Правил № 1225, п.п. «б» п. 4 Правил № 297, п. 1.2 Соглашения от 24.10.2014г. №07.665.24.0182, ч.4 ст.5 Закона ВХ-1, в Министерстве финансов Республики Тыва выявлен факт невыполнения по состоянию на 01.01.2015г. условия предоставления субсидий определенного п.п. «б» пп.4 Правил и Соглашением от 24.10.2014г. № 007.665.24.0182, а именно установлен факт отсутствия в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства субъекта Российской Федерации, на софинансирование которого предоставлена субсидия из федерального бюджета, поскольку Министерством финансов Республики Тыва при наличии заявок Министерства образования и науки Республики Тыва от 08.12.2014г. на имя Министра финансов Республики Тыва Достая О.С. на финансирование расходных обязательств Республики Тыва не выполнены предусмотренные Соглашением от 24.10.2014г. № 07.665.24.0182 и бюджетом Республики Тыва на 2014 г. обязательства по софинансированию мероприятий государственной программы Республики Тыва «Доступная среда на 2014-2015г.г.»» на сумму 5581200 руб. При этом предоставленные из федерального бюджета субсидии в размере 13 022 900 руб. израсходованы в 2014 году в полном объеме.

Поводом к возбуждению в отношении Достая О.С. дела об административном правонарушении явилось непосредственное обнаружение должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях (ч.1 ст. 28.3 КоАП РФ) достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

При этом, составленный в отношении Достая О.С. протокол об административном правонарушении, вопреки доводам жалобы, соответствует требованиям части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и содержит перечисленные в данной норме сведения.

Так, согласно п.1 Соглашения от 24.10.2014 года № 07.665.24.0182, заключенного в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по формированию в субъектах Российской Федерации сети базовых общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ между Министерством образования и науки Российской Федерации и Правительством Республики Тыва, предметом Соглашения является предоставление из федерального бюджета в 2014 году субсидии бюджету Республики Тыва на проведение мероприятий по формированию в Республике Тыва сети базовых общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов, на основании закона Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ Вх-1 «О республиканском бюджете Республики Тыва на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов», приказа Министерства образования и науки Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ № 963-д «Об утверждении Плана мероприятий по внедрению инклюзивного обучения детей-инвалидов в Республике Тыва, Государственной программы Республики Тыва «Доступная среда на 2014 -2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Республики Тыва от 25.12.2013 года № 758.

В соответствии с п.4 Правил 1225 одним из условий предоставления субсидии является наличие в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства субъекта Российской Федерации, на софинансирование которого предоставляется субсидия.

Согласно Закону Республики Тыва «О республиканском бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» ВХ-1 от 04.12.2013 года объем финансирования бюджетных средств на проведение мероприятий по формированию сети базовых образовательных учреждений, в которых созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов, в расходной части предусмотрен на общую сумму 18448900 рублей, в том числе за счет субсидий из федерального бюджета в сумме 13022900 рублей, и за счет средств софинансирования из бюджета Республики Тыва в сумме 5426000 руб.

В соответствии с п. 1.3 Соглашения от 24.10.2014г. № 07.665.24.0182 размер субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету Республики Тыва, составляет 13 022 900 руб. Объем бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Республики Тыва на проведение мероприятий, составляет 5 581 200 руб.

Главным распорядителем средств федерального бюджета – Министерством образования и науки Российской Федерации в 2014 году субсидии из федерального бюджета на проведение мероприятий по формированию в субъектах Российской Федерации сети базовых общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного образования детей – инвалидов, в общей сумме 13 022 900 руб. перечислены Министерству финансов Республики Тыва по платежному поручению от 27.10.2014 г.

Министерством финансов Республики Тыва субсидии из федерального бюджета, представленные на софинансирование мероприятий Государственной программы Российская Федерации «Доступная среда» на 2011-2015г.г. в размере 13 022 900 руб. перечислены на лицевой счет Министерства образования и науки Республики Тыва.

Таким образом, Министерством образования и науки Российской Федерации обязательства перед Республикой Тыва по софинансированию программных мероприятий в соответствии с заключенным Соглашением выполнены в полном объеме.

08.12.2014 года № 7351 Министерством образования и науки Республики Тыва на имя министра финансов Республики Тыва Достая О.С. направлено письмо с просьбой профинансировать средства для предоставления субсидии на проведение мероприятий по формированию в Республике Тыва сети базовых образовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного образования детей – инвалидов в рамках Государственной программы Российская Федерации «Доступная среда» на 2011-2015г.г. за счет республиканских средств (софинансирование) в сумме 5 581, 2 тыс. рублей.

Вместе с тем, согласно информации министерства финансов Республики Тыва от 25.02.2015г., на софинансирование Министерства образования и науки Республики Тыва в республиканском бюджете было предусмотрено 5 426 000 руб., однако в связи с дефицитом республиканского бюджета и невыполнения плана собственных доходов Республики Тыва финансирование в 2014 году не производилось. Финансирование будет произведено в 1 квартале 2015 года.

В силу положений ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Судья Кызылского городского суда, рассмотрев дело об административном правонарушении, исследовав обстоятельства правонарушения, проанализировав все собранные по делу доказательства, пришел к выводу о наличии в действиях должностного лица – министра финансов Республики Тыва Достая О.С. состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Судом установлено, что Министерством финансов Республики Тыва не выполнены условия предоставления субсидий, определенного п.п. «б» пп.4 Правил № 265 и Соглашением от 24.10.2014г. № 007.665.24.0182 при наличии заявок Министерства образования и науки Республики Тыва, а именно установлен факт отсутствия в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства субъекта Российской Федерации, на софинансирование которого предоставлена субсидия из федерального бюджета.

Доводы в жалобе о том, что поскольку получателем в соответствии с Соглашением является Правительство Республики Тыва, в связи с этим министр финансов РТ не является стороной Соглашения и Министерство не могло нарушить условия предоставления межбюджетных трансфертов нахожу необоснованными, так как Министерство финансов Республики Тыва является исполнительным органом государственной власти Республики Тыва, осуществляющим реализацию единой государственной финансовой, бюджетной и налоговой политики Республики Тыва. В связи с этим ответственность за соблюдение условий, установленных Правилами и Соглашением между Министерством образования и науки РФ и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, возлагается на органы, уполномоченные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.

Кроме того, согласно п. 9 Положения о Министерстве финансов Республики Тыва (в ред. Постановления Правительства РТ от ДД.ММ.ГГГГ N 164) Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач и осуществление им своих функций.

В соответствии с п. 1 ст. 157 БК РФ бюджетные полномочия органов государственного (муниципального) финансового контроля, к которым относятся в том числе и Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, и органы государственного финансового контроля, являющиеся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ, по осуществлению государственного финансового контроля установлены БК РФ.

В силу п. 2 ст. 266.1 БК РФ органы государственного финансового контроля осуществляют контроль за использованием средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, а также межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов, предоставленных другому бюджету бюджетной системы РФ. Такой контроль осуществляется также в отношении главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты.

Таким образом, ссылка в жалобе о том, что проведение проверок не входят в полномочия ТУ Росфиннадзора в РТ также является необоснованной.

Выводы судьи Кызылского городского суда, содержащиеся в постановлении от 16 июня 2015 года, проверялись судьей Верховного Суда Республики Тыва при рассмотрении жалобы на вышеуказанное решение, который счел их верными. Указанные выводы судебных инстанций должным образом мотивированы, являются обоснованными, и не согласиться с которыми оснований не имеется.

Доводы жалобы о том, что софинансирование не произведено ввиду того, что Министерством образования и науки РТ не были представлены документы подтвержденных форм отчетности по ф.КС-2, КС-3 признаны необоснованными, и в решении судьи Верховного Суда Республики Тыва правильно указано, что указанное обстоятельство не снимает с должностного лица – министра финансов Достая О.С. ответственности за выполнение республиканского закона о бюджете и Соглашения от 24.10.2014 г. № 07.665.24.0182.

Отсутствие в решении сведений по обжалованию вынесенного решения не влечет изменение или отмену судебного акта, поскольку не повлияло на законность судебного решения, кроме того, заявитель воспользовался правом обжалования в порядке надзора вступившего в силу постановления по делу об административном правонарушении и решения по результатам рассмотрения жалобы.

При таких обстоятельствах жалоба по изложенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

постановление судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 16 июня 2015 года и решение судьи Верховного Суда Республики Тыва от 28 августа 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении министра финансов Республики Тыва – Достая О.С. оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.

Заместитель председателя

Верховного Суда Республики Тыва А.А. Егоров