ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-22/18 от 18.01.2018 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

№4А-22/2018

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

г. Хабаровск 18 января 2018г.

И.о. председателя Хабаровского краевого суда Веретенников Н.Н., рассмотрев жалобу генерального директора ООО «Транснефть-Дальний Восток» ФИО1 на вступившие в законную силу постановление судьи Центрального районного суда г.Хабаровска от 22 сентября 2017 года и решение судьи Хабаровского краевого суда от 08 ноября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.20 КоАП РФ, в отношении юридического лица – общества с ограниченной ответственностью «Транснефть - Дальний Восток»,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением судьи Центрального районного суда г. Хабаровска от 22 сентября 2017 года общество с ограниченной ответственностью «Транснефть - Дальний Восток» (далее – Общество) привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 170 000 рублей.

Решением судьи Хабаровского краевого суда от 08 ноября 2017 года постановление судьи районного суда оставлено без изменения.

Судебные постановления вступили в законную силу.

В жалобе законный представитель общества ФИО1 просит отменить судебные постановления, производство по делу прекратить, ссылаясь на истечение срока давности привлечения к ответственности, а также на неверное применение судами норм материального права.

В представленном отзыве на указанную жалобу должностное лицо Департамента Росгидромета по ДФО ФИО2 против удовлетворения жалобы возражает, просит оспариваемые акты оставить без изменения, ссылаясь на их законность и обоснованность.

Проверив материалы дела, прихожу к следующему.

Частью 1 ст.19.20 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

Из материалов дела следует, что на основании служебной записки специалиста 1 разряда отдела контроля и надзора Департамента Росгидромета по ДФО от 19.07.2017 по результатам рассмотрения проектов нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов (далее - НДС) нефтеперекачивающих станций: №38, №40, №41 выявлено, что лаборатория эколого-аналитического контроля нефтеперекачивающей станции №41 районного нефтепроводного управления «Дальнереченск» ООО «Транснефть – Дальний Восток» осуществляла отбор проб природной воды для нефтеперекачивающих станций №№38, №40, №41 и определяла уровень загрязнения окружающей среды объектов путем химического анализа природной воды на 500 метров выше по течению реки от места сброса сточных вод.

Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении ООО «Транснефть – Дальний Восток» дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.20 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого судья районного суда пришел к выводу о том, что ООО «Транснефть - Дальний Восток» в период с 13 марта по 19 октября 2016г., в нарушение пп.45 п.1 ст.12 Федерального Закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», при отсутствии специального разрешения (лицензии), осуществляло деятельность, не связанную с извлечением прибыли, в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях, а именно: лаборатория эколого-аналитического контроля нефтеперекачивающей станции №41 районного нефтепроводного управления «Дальнереченск» ООО «Транснефть – Дальний Восток» определяла уровень загрязнения водных объектов путем отбора проб и химического анализа природной воды на 500 метров выше по течению реки от места сброса сточных вод для нефтеперекачивающих станций: №38, №40, №41 и вела гидрометеорологические наблюдения.

Между тем данный вывод сделан без учета положений ст. 24.1 КоАП РФ о всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении обстоятельств каждого дела.

В соответствии с п.45 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04 мая 2011г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства) подлежит лицензированию.

Согласно статье 9 Федерального закона от 19.07.1998 №113-ФЗ «О гидрометеорологической службе», юридические лица независимо от организационно-правовых форм, а также физические лица осуществляют деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на основе лицензий, выдаваемых в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 №216 утверждено Положение «О лицензировании деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства), а также работ по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления» (далее - Положение №1216), которое определяет порядок лицензирования в вышеуказанной деятельности при выполнении следующих работ - определение уровня загрязнения (включая радиоактивное) атмосферного воздуха, почв, водных объектов и околоземного космического пространства, подготовка и предоставление потребителям прогностической, аналитической и расчетной информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении (включая радиоактивное).

Согласно п.1 ст.19 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон №7-ФЗ) нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

В силу п.3 ст.19 этого же Закона нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 23.07.2007 №469 «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей» установлено, что нормативы допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей утверждаются Федеральным агентством водных ресурсов по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральным агентством по рыболовству и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования на основании предложений водопользователей, подготовленных в соответствии с нормативами допустимого воздействия на водные объекты, разработанными в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 № 881 «О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты».

Приказом Минприроды России от 17.12.2007 №333 утверждена Методика разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей (далее - Методика), п.11 которой предусмотрено, что исходная информация для разработки проекта НДС может быть получена в территориальных органах Росгидромета или принята по данным организаций, имеющих лицензию на выполнение работ, связанных с получением требуемых данных.

При этом в силу п.14.1 Методики, проект НДС за исключением случаев, предусмотренных п.14.2 и главой X Методики, должен содержать, в том числе, данные о величинах фоновых концентраций, принятых для расчета НДС, по информации, полученной в соответствии с п.11 Методики; данные о качестве воды в контрольном створе водного объекта, после сброса сточных, в том числе дренажных вод, за последний календарный год, представленные в виде протоколов количественного химического анализа и актов отбора проб воды, подписанных ответственным лицом аккредитованной испытательной лаборатории (центра).

Вместе с тем, судом не было принято во внимание, что в качестве исходной информации для разработки проекта НДС были направлены справки о фоновых концентрациях химических веществ в реке Глубокий (Анучинского района), левом притоке реки Медведица (Черниговский район) и правом притоке реки Половинка (Лесозаводский городской округ) от 28.06.2016 №№30-302, 30-303, 30-304, выданные ФГБУ «Приморское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», имеющим бессрочную лицензию № Р/2013/2352/100/Л от 17.06.2013г. (л.д.106-108). Таким образом, исходная информация была представлена организацией, имеющей лицензию на выполнение работ, связанных с получением требуемых данных, что соответствует п.11 Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей.

Из системного толкования положений Закона №99-ФЗ, Закона №7-ФЗ, Положения о лицензировании деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, Методики разработки НДС №333, а также письма Минприроды России от 30.12.2016 следует, что работы (услуги) по определению качества воды в водном объекте подлежат лицензированию как вид деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях лишь в тех случаях, когда они оказываются третьим лицам как самостоятельные работы, услуги в рамках гидрометеорологии.

Таким образом, вывод суда первой инстанции, с которым согласился судья Хабаровского краевого суда, о том, что определение водопользователем уровня загрязнения водного объекта вне зависимости от целей наблюдения подлежит обязательному лицензированию в области метеорологии и смежных с ней областях, является ошибочным.

Из актов отбора проб и протоколов количественного химического анализа, выданных лабораторией эколого-аналитического контроля нефтеперекачивающей станции №41 районного нефтепроводного управления «Дальнереченск» ООО «Транснефть – Дальний Восток», имеющей аттестат аккредитации испытательной лаборатории (центра) №РОСС RU.0001.519044 (л.д.19-30, 41-52, 125), установлено, что указанные отборы проб и химический анализ природной воды были проведены Обществом в рамках производственного контроля и направлялись указанной лабораторией в соответствии п.14.1 Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей. В ходе рассмотрения дела не доказано, что Общество оказывает третьим лицам самостоятельные работы, услуги в рамках гидрометеорологии и предоставляет сведения о пробах, указанных в проекте НДС.

Следовательно, установленные по делу обстоятельства не свидетельствуют о наличии в действиях ООО «Транснефть – Дальний Восток» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.20 КоАП РФ.

В соответствии с п.4 ч.2 ст.30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

При таких обстоятельствах постановление судьи Центрального районного суда г.Хабаровска от 22 сентября 2017г. и решение судьи Хабаровского краевого суда от 08 ноября 2017г., вынесенные в отношении ООО «Транснефть - Дальний Восток», нельзя признать законными и обоснованными, в связи с чем они подлежат отмене, а производство по делу - прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь п.4 ч.2 ст.30.17 КоАП РФ,

П О С Т А Н О В И Л:

постановление судьи Центрального районного суда г.Хабаровска от 22 сентября 2017 года и решение судьи Хабаровского краевого суда от 08 ноября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.20 КоАП РФ, в отношении юридического лица – общества с ограниченной ответственностью «Транснефть - Дальний Восток» отменить, производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Жалобу генерального директора ООО «Транснефть-Дальний Восток» ФИО1 считать удовлетворенной.

И.о. председателя

Хабаровского краевого суда Н.Н. Веретенников