№4А-22/2017
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
12 января 2017 года г. Саратов
Заместитель председателя Саратовского областного суда Журавлев В.К., рассмотрев жалобу администрации Марксовского муниципального района Саратовской области на постановление исполняющего обязанности начальника отдела - старшего судебного пристава Марксовского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области от 16.05.2016 №46, решение судьи Марксовского городского суда Саратовской области от 29.06.2016, решение судьи Саратовского областного суда от 26.08.2016, состоявшиеся в отношении администрации Марксовского муниципального района Саратовской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.17.15 КоАП РФ,
установил:
постановлением и.о. начальника отдела - старшего судебного пристава Марксовского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области от 16.05.2016 №46 администрация Марксовского муниципального района Саратовской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.17.15 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Решением судьи Марксовского городского суда Саратовской области от
от 29.06.2016, оставленным без изменения решением судьи Саратовского областного суда от 26.08.2016, вышеуказанное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба администрации Марксовского муниципального района Саратовской области - без удовлетворения.
В жалобе заявитель просит вышеуказанные акты отменить, производство по делу прекратить, поскольку в действиях администрации Марксовского муниципального района Саратовской области отсутствует состав указанного административного правонарушения. Данным органом принимаются все зависящие меры для исполнения судебного решения, исходя из его реальных возможностей. Вместе с тем выделение бюджетных ассигнований на принятие новых расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет. Утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования. В связи с чем администрация Марксовского муниципального района Саратовской области не вправе самостоятельно распоряжаться бюджетными средствами, не предусмотренными на данные цели. Реальной возможности предоставить гражданину жилое помещение до окончания срока, установленного в требовании судебного пристава-исполнителя, у администрации Марксовского муниципального района Саратовской области не имеется, поскольку в бюджете отсутствуют необходимые на данные цели средства.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, нахожу, что обжалуемые постановление должностного лица и решения судов являются законными, обоснованными и отмене не подлежат.
Согласно ч.2 ст.17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.
В соответствии со ст.2 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина представляет собой обязанность государства. Часть 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации гарантирует судебную защиту прав и свобод человека и гражданина.
Согласно ст.6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Аналогичные положения предусмотрены в ст.13 ГПК РФ.
С учетом выше приведенных правовых норм защита нарушенных прав не может быть признана эффективной, если судебный акт своевременно не исполняется.
На основании статьи 5 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон №229-ФЗ) принудительное исполнение судебных актов возлагается на Федеральную службу судебных приставов и её территориальные органы.
Частью 1 статьи 6 Закона №229-ФЗ установлено, что законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Исходя из статьи 105 Закона №229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (часть 1). При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом (часть 2).
Из материалов дела следует, что в Марксовском РОСП на исполнении находится исполнительное производство, возбужденное 04.07.2013, о возложении на администрацию Марксовского муниципального района Саратовской области обязанности предоставить Щ., М., А. благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям применительно к городу Марксу Саратовской области, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению.
В связи с неисполнением требований исполнительного документа в добровольном порядке в 5-дневный срок, установленный в постановлении о возбуждении исполнительного производства, 11.07.2013 судебным приставом-исполнителем Марксовского РОСП вынесено постановление о взыскании с администрации Марксовского муниципального района Саратовской области исполнительского сбора.
16.09.2013 администрации Марксовского муниципального района Саратовской области выдано требование-предупреждение, которым установлен срок исполнения требований исполнительного документа - до 23.09.2013. Требованием от 30.01.2015 должнику установлен новый срок исполнения требований исполнительного документа - до 06.03.2015, а затем требованием от 20.02.2015 - 30-дневный срок со дня получения данного требования.
По факту неисполнения требований исполнительного документа заместителем начальника отдела - заместителем старшего судебного пристава Марксовского РОСП 08.04.2015 в отношении администрации Марксовского муниципального района Саратовской области составлен протокол №32 об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 статьи 17.15 КоАП РФ, на основании которого постановлением и.о. начальника отдела - старшего судебного пристава Марковского РОСП от 10.04.2015 №32 администрация Марксовского муниципального района Саратовской области привлечена к административной ответственности за совершение указанного административного правонарушения с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
12.02.2016 заместителем начальника отдела - заместителем старшего судебного пристава Марксовского РОСП администрации Марксовского муниципального района Саратовской области вновь вручено требование об исполнении решения суда в 40-дневный срок со дня поступления настоящего требования, то есть - до 23.03.2016.
Во вновь установленный судебным приставом-исполнителем срок требования исполнительного документа должником исполнены не были, что послужило основанием для составления в отношении администрации Марксовского муниципального района Саратовской области протокола №46 от 22.04.2016 об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.17.15 КоАП РФ.
Факт совершения администрацией Марксовского муниципального района Саратовской области административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.17.15 КоАП РФ, подтверждается доказательствами: копией решения Марксовского городского суда Саратовской области от 24.04.2013 (т.1 л.д.28-33); копией исполнительного листа ВС <...> (т.1 л.д.44-47); копией постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства (т.1 л.д.48, 49); копией постановления о взыскании исполнительского сбора (т.1 л.д.50, 51); копиями требований-предупреждений (т.1 л.д.52-55); копией постановления о назначении административного наказания №32 (т.1 л.д.40, 41); копией протокола об административном правонарушении №46 (т.1 л.д.59), получившими надлежащую правовую оценку на предмет их относимости, допустимости по правилам ст.26.11 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Доводы жалобы о предпринятых должником мерах, направленных на выполнение требований исполнительного документа являются несостоятельными, наличие в его действиях состава административного правонарушения не опровергают, так как судебное решение от 11.03.2013 о предоставлении жилого помещения, отвечающего указанным в исполнительном документе требованиям, должником до настоящего времени не исполнено.
Приведенные заявителем в жалобе причины, препятствующие исполнению требований исполнительного документа, нельзя признать уважительными. В постановлении Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 №13-П указано, что под уважительными причинами необходимо понимать чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа.
Вместе с тем, таких уважительных причин администрацией Марксовского муниципального района Саратовской области не приведено.
Предлагаемые варианты предоставления жилых помещений, не отвечающих требованиям части 1 статьи 89 ЖК РФ, не свидетельствуют о принятии должником надлежащих и достаточных мер, направленных на исполнение требований исполнительного документа. Отсутствие свободного муниципального жилищного фонда не освобождает администрацию от исполнения вступившего в законную силу решения суда.
Доводы жалобы о необходимости планирования местного бюджета, недостаточности финансирования выводы судов о виновности администрации Марксовского муниципального района Саратовской области в совершении указанного административного правонарушения не опровергают. Доказательств о предпринятых администрацией Марксовского муниципального района Саратовской области мерах для получения финансирования в очередном финансовом году на исполнение решения суда в материалах исполнительного производства не представлено.
Изложенные в жалобе доводы сводятся к переоценке исследованных доказательств и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу судебных постановлений.
Административное наказание назначено администрации Марксовского муниципального района Саратовской области в пределах санкции ч.2 ст.17.15 КоАП РФ, в минимальном размере, с учетом характера совершенного административного правонарушения, в соответствии с требованиями ст.3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ.
Оснований для отмены обжалуемых постановления должностного лица и решений судебных инстанций не имеется.
Руководствуясь п.1 ч.2 ст.30.17, ст.30.18 КоАП РФ,
постановил:
постановление исполняющего обязанности начальника отдела - старшего судебного пристава Марксовского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области от 16.05.2016 №46, решение судьи Марксовского городского суда Саратовской области от 29.06.2016, решение судьи Саратовского областного суда от 26.08.2016 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.17.15 КоАП РФ, в отношении администрации Марксовского муниципального района Саратовской области оставить без изменения, жалобу администрации Марксовского муниципального района Саратовской области - без удовлетворения.
Заместитель председателя суда