ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
г.Уфа РБ 28 июня 2012 года
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
Заместитель Председателя Верховного Суда Республики Башкортостан Иващенко В.Г., рассмотрев с истребованием и изучением материалов административного дела (дело поступило 09.06.2012г.) надзорную жалобу ФИО1 на постановление Туймазинского районного суда Республики Башкортостан от 24.11.2010г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении
ФИО1, ... года рождения, уроженца ..., лица без гражданства, не имеющего места жительства, обвиняемого по ч.... ст.... УК РФ, числится за СО отдела МВД России по ... РБ и содержится в ФКУ СИЗО-...,
У С Т А Н О В И Л А:
Постановлением Туймазинского районного суда Республики Башкортостан от 24.11.2010г. лицо без гражданства ФИО1 подвергнут административной ответственности в виде штрафа в размере ... рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.18.8 КоАП РФ, а именно за нарушение режима пребывания с ... года, что выразилось в пребывании вне миграционного учета на территории ... РБ после освобождения из мест лишения свободы ... года До исполнения решения суда постановлено его содержать в Центре для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению при УВД ... по адресу: ...
ФИО1 без документов, удостоверяющих личность, содержался в Центре для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению при УВД ... по адресу: ..., в период с ... года по ... года, после чего был отпущен в связи с невозможностью исполнения принудительного выдворения в ... в связи с отказом в выдаче свидетельства на возвращение на родину в виду отсутствия у него документов, удостоверяющих личность (национального паспорта).
Предметом обжалования в вышестоящей судебной инстанции постановление Туймазинского районного суда Республики Башкортостан от 24.11.2010г. не было.
Не соглашаясь с постановлением суда, ФИО1 обжаловал его в надзорном порядке в Верховный суд РБ, предлагая отменить, указывая, что ... отказывается его принимать, поскольку он не является ее гражданином. Судом не принято во внимание, что он фактически проживает в ... РБ с ... года, куда прибыл с матерью Х. После ее смерти в ... году был определен в детский дом ..., где находился до ...., затем направлен в школу-интернат №....... С ... года после окончания школы учился в ...... и проживал в общежитии, где был прописан и находился на государственном обеспечении, получал пенсию по потере кормильца, в ... году окончил училище по специальности «сварщик» и ему стало негде жить, совершил преступления, был осужден, освободился из мест лишения свободы ... года по отбытии наказания. Ранее имел временное удостоверение личности. Неоднократно обращался в паспортно-визовую службу ... для предоставления ему паспорта гражданина РФ, положительно вопрос не был разрешен, на него был оформлен материал за нарушение режима пребывания.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, нахожу постановление суда подлежащим изменению в части назначенного наказания.
Статьей 18.8 ч.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность иностранного гражданина за нарушение правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом, а равно в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.
Согласно ч.2 ст.2 Федерального закона от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в целях настоящего Федерального закона понятие "иностранный гражданин" включает в себя понятие "лицо без гражданства", за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан.
Согласно материалам дела, ФИО1, уроженец ..., является физическим лицом, не являющимся гражданином Российской Федерации и не имеющим доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства, а также лицом, не имеющим места жительства, у него не установлена правовая связь ни с одним государством.
ФИО1 нельзя признать законно находящимся в Российской Федерации гражданином, под которым понимается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», вступившего в законную силу по истечении трех месяцев со дня его официального опубликования 29.07.2002г., иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию до вступления в силу настоящего Федерального закона в порядке, не требующем получения визы, обязаны обратиться с заявлением о получении миграционной карты в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по месту своего пребывания в течение шестидесяти суток со дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, получившего миграционную карту, составляет не более девяноста суток со дня получения миграционной карты.
Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию до вступления в силу настоящего Федерального закона в порядке, не требующем получения визы, и не обратившегося с заявлением о получении миграционной карты, исчисляется со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Эти требования закона ФИО1 не соблюдены, он в установленном порядке не проявил инициативу для определения своего правового статуса гражданина, получения миграционной карты, оформления разрешения на временное проживание или вида на жительство на территории Российской Федерации, поэтому в соответствии со ст.2 Федерального закона от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в отсутствие указанных документов в подтверждение своего статуса и законности пребывания ФИО1, не имея документов, удостоверяющих личность, является лицом, временно пребывающим на территории Российской Федерации, прибывшим до 2002г. в порядке, не требующем получения визы и миграционной карты, находящимся на территории России незаконно, нарушая режим пребывания.
Как следует из материалов дела, ФИО1, уроженец к/с ......, в несовершеннолетнем возрасте с матерью Х. прибыл в Россию в ...., его мать умерла ... года, что подтверждается свидетельством о смерти ... ЗАГСа от ... года Согласно справке директора детского ... от ... года, ФИО1 находился в Центре социально-психологической помощи семье и детям ... с ... года по ... года на полном государственном обеспечении. Далее с ... по ... годы ФИО1 обучался в школе-интернате №...... и находился на полном государственном обеспечении, что следует из справки директора школы-интерната №...№... от ... года
Согласно справке директора профессионального лицея №...№... от ... года (ранее профессиональное училище №......) ФИО1 обучался с ... года по ... года
Приговором ... районного суда РБ от ... года ФИО1 осужден за совершение преступлений, предусмотренных ... УК РФ, на основании ст.... УК РФ путем частичного сложения наказаний к ... лишения свободы, в соответствии со ст.... УК РФ отменено условное осуждение по приговору мирового судьи судебного участка №... по ... от ... года и в силу ст.... УК РФ окончательно определено ... лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии общего режима.
Согласно справке об освобождении, ФИО1 содержался в местах лишения свободы с ... года по ... года, освобожден по отбытии срока.
В настоящее время ФИО1, обвиняемый по ... УК РФ, числится за СО отдела МВД России по ... РБ и содержится в ФКУ СИЗО-....
Протоколом об административном правонарушении от ... года установлено, что ФИО1 с ... года нарушает режим пребывания на территории РФ, проживая в ... РБ по разным адресам без учета по месту пребывания, не имея места постоянного проживания, уклоняясь от выезда за пределы РФ.
Суд признал установленным, что ФИО1 состоял на регистрационном учете в ... по адресу: ... до ... года С указанной даты был снят с регистрационного учета в места лишения свободы. После освобождения из мест лишения свободы ... года на миграционный учет не встал, проживает по разным адресам, нарушая режим пребывания, по вопросу легализации своего статуса в компетентные органы не обращался.
При таких обстоятельства вывод суда первой инстанции о нарушении ФИО1 режима пребывания на территории РФ с ... года со дня освобождения из мест лишения свободы по указанным судом основаниям является правильным, в связи с чем он обоснованно привлечен к административной ответственности за нарушение режима пребывания.
Совершение вмененного правонарушения подтверждается объяснениями ФИО1 при составлении протокола об административном правонарушении, показаниям при рассмотрении дела и по существу не оспаривается в надзорной жалобе, где подробно им излагаются обстоятельства дела и его правовая ситуация.
Юридическая оценка действиям лица по ч.1 ст.18.8 КоАП РФ дана правильная. Назначенное наказание в виде штрафа отвечает требованиям ст.4.1 КоАП РФ.
Доводы ФИО1, что он обращался в ОУФМС России по ... по поводу получения гражданства РФ, не могут освободить его от ответственности за вмененное правонарушение. Вопросы приобретения гражданства РФ, права на жилплощадь как ... рассматриваются в ином порядке, а не в рамках настоящего дела об административном правонарушении.
Соглашаясь с правильностью установления фактических обстоятельств дела и юридической оценкой действий ФИО1, полагаю, что наказание в виде его выдворения за пределы Российской Федерации является преждевременным.
Необходимость применения дополнительного наказания в виде выдворения ФИО1 за пределы Российской Федерации в постановлении суда не мотивирована. Суд не учел факт прибытия ФИО1 в Россию в несовершеннолетнем возрасте в ...., то есть до введения в действие Федерального закона от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», в дальнейшем постоянно пребывал на территории РФ, а именно в ..., что у него отсутствует правовая связь с другим иностранным государством. При определении государства выезда выдворяемого лица принимаются во внимание государства, с которыми у выдворяемого лица имеется правовая связь (гражданство или действительное разрешение на временное или постоянное проживание для лиц без гражданства), а также государства, которые должны принять выдворяемое лицо в соответствии со своими международно-правовыми обязательствами о реадмиссии.
ФИО1 содержался в Центре для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению при УВД ... в период с ... года по ... года, после чего был отпущен в связи с невозможностью исполнения принудительного выдворения в ... в связи с отказом в выдаче свидетельства на возвращение на родину за отсутствием правовых оснований, а именно документов, удостоверяющих личность (национального паспорта). Таким образом, у него отсутствует правовая связь с ..., где он родился и откуда убыл в несовершеннолетнем возрасте с умершей матерью и где не был документирован национальным паспортом.
В связи с невозможностью определения государства выезда ФИО1, постановление суда в части выдворения ФИО1 не было возможным исполнить.
Исходя из общих принципов права установление ответственности за нарушение порядка пребывания в Российской Федерации должно отвечать требованиям справедливости, соразмерности, а также конституционно закрепленным целям (ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с международно-правовыми предписаниями каждый человек при осуществлении своих прав и свобод должен подвергаться только таким ограничениям, какие необходимы для обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других лиц, для охраны государственной (национальной) безопасности, территориальной целостности, публичного (общественного) порядка, предотвращения преступления, защиты здоровья или нравственности населения (добрых нравов), удовлетворения справедливых требований морали и общего благосостояния в демократическом обществе и совместимы с другими правами, признанными нормами международного права (п. 2 ст. 29 Всеобщей декларации прав человека, п. 3 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, п. 2 ст. 10 и п. 2 ст. 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также п. 3 ст. 2 Протокола N 4 к ней).
Применение выдворения должно исходить из действительной необходимости применения к иностранному гражданину такой меры ответственности, а также из ее соразмерности целям административного наказания.
Исходя из указанных положений, полагаю, необходимость применения к ФИО1 административного выдворения за пределы Российской Федерации, как единственно возможного способа достижения целей административного наказания (ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ), не установлена, что исключает в настоящее время назначение ему дополнительного административного наказания в виде выдворения.
Руководствуясь ч.1 ст.3.1 КоАП РФ о целях административного наказания, учитывая конкретные обстоятельства дела, полагаю возможным исключить из постановления суда дополнительное наказание в виде выдворения ФИО1 за пределы РФ, считая в данном конкретном случае его применение преждевременным и несоразмерным совершенному правонарушению.
Другие доводы надзорной жалобы не подлежат рассмотрению в рамках настоящего дела об административном правонарушении. Вопросы о приобретении гражданства РФ, жилищные и иные, которые он поднимает в своей надзорной жалобе, разрешаются в ином установленном порядке.
Кодирову разъясняется, что после установления в судебном порядке юридического факта постоянного проживания на территории Российской Федерации с ... года по настоящее время и постановки на миграционный учет ему следует обратиться в Управление Федеральной миграционной службы по ... для дальнейшего рассмотрения вопроса о его документировании.
Порядок и срок привлечения судом ФИО1 к административной ответственности соблюдены.
При составлении протокола об административном правонарушении ФИО1 были разъяснены права, предусмотренные ст.51 Конституции РФ и 25.1 КоАП РФ, в том числе право на защитника и услуги переводчика, от услуг которых он отказался, об обеспечении которыми не ходатайствовал, что зафиксировано его подписями.
Существенных нарушений процессуальных требований административного законодательства, влекущих отмену постановления, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.17 КоАП РФ,
П О С Т А Н О В И Л А:
Постановление Туймазинского районного суда Республики Башкортостан от 24.11.2010 г. в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.18.8 КоАП РФ, изменить, исключить из постановления указание на его выдворение за пределы Российской Федерации.
Жалобу удовлетворить частично.
Копию постановления направить ФИО1 в ФКУ СИЗО-... для вручения под расписку, копию которой вернуть в Туймазинский районный суд РБ для приобщения к материалам дела.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Российской Федерации или его заместители.
Повторная подача жалобы по тем же основаниям в Верховный Суд Республики Башкортостан не допускается.
Постановление направить заявителю для сведения.
Заместитель Председателя
Верховного Суда
Республики Башкортостан Иващенко В.Г.
Справка судья Булатова Р.Р.
№...
...
...
...