ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-235/19 от 15.04.2019 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Дело № 4а-235/2019

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г.Барнаул 15 апреля 2019 года

Заместитель председателя Алтайского краевого суда Городов В.Н., рассмотрев жалобу ФИО1 на вступившие в законную силу решение судьи Хабарского районного суда Алтайского края от 16 января 2019 года, постановление мирового судьи судебного участка Хабарского района Алтайского края от 7 декабря 2018 года, которым

ФИО1, ДД.ММ.ГГ года рождения, уроженка <адрес>, проживающая по адресу: <адрес>, начальник межмуниципального Хабарского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю – государственный регистратор Алтайского края,

признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 1000 рублей,

У С Т А Н О В И Л:

согласно постановлению о возбуждении дела об административном правонарушении от 30 октября 2018 года ФИО1, являясь начальником межмуниципального Хабарского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю – государственным регистратором Алтайского края, 11 сентября 2018 года отказала Ф.И.О. 1, действующей через представителя Ф.И.О. 2, в предоставлении государственной услуги изменения вида разрешенного использования (с «Для ведения личного подсобного хозяйства» на «Блокированная жилая застройка») земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в связи с непредставлением комитетом по строительству, архитектуре и развитию Хабарского района Алтайского края, администрацией Хабарского сельсовета Хабарского района Алтайского края в порядке межведомственного взаимодействия ответов на запросы, притом что данное обстоятельство не могло являться основанием для отказа в предоставлении государственной услуги.

По делу вынесено вышеуказанное постановление.

Решением судьи Хабарского районного суда Алтайского края от 16 января 2019 года постановление оставлено без изменения, жалоба ФИО1 – без удовлетворения.

В жалобе, поступившей в Алтайский краевой суд, ФИО1 просит отменить вступившие в законную силу судебные акты, прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, ссылаясь на то, что нарушены принципы презумпции невиновности, полноты и всесторонности рассмотрения; порядок предоставления государственной услуги нарушен не был, результатом предоставления услуги являлся отказ во внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости в порядке межведомственного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица в связи с непоступлением ответов на межведомственные запросы; непредставление ответов на запросы в порядке межведомственного взаимодействия является основанием для отказа во внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости.

В установленный срок письменные возражения от Ф.И.О. 1 в Алтайский краевой суд не поступили.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей в момент совершения административного правонарушения) нарушение должностным лицом федерального органа исполнительной власти или органа государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, работником многофункционального центра, работником иной организации, осуществляющей в соответствии с законодательством Российской Федерации функции многофункционального центра, или работником государственного учреждения, осуществляющего деятельность по предоставлению государственных услуг в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета недвижимого имущества, порядка предоставления государственной услуги, предоставляемой федеральным органом исполнительной власти или государственным внебюджетным фондом Российской Федерации, повлекшее непредоставление государственной услуги заявителю либо предоставление государственной услуги заявителю с нарушением установленных сроков, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на работников государственного учреждения, осуществляющего деятельность по предоставлению государственных услуг в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета недвижимого имущества, в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

В соответствии с пунктом 4 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости») в кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества, в том числе вид или виды разрешенного использования земельного участка, здания, сооружения, помещения.

Согласно статье 13 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав, в том числе в порядке межведомственного информационного взаимодействия – при внесении дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества, при внесении сведений в реестр границ, а также в установленных настоящим Федеральным законом случаях сведений о лице, за которым зарегистрировано право на объект недвижимости, а также лице, в пользу которого установлены ограничения права, обременения объекта недвижимости.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении разрешенного использования земельного участка.

Согласно части 1 статьи 33 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в случае, если указанные в частях 1, 5, 7 - 9, 12, 13, 15.1 статьи 32 настоящего Федерального закона сведения не внесены в Единый государственный реестр недвижимости в сроки, установленные статьей 34 настоящего Федерального закона, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном для представления заявления на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав, обратиться в орган регистрации прав с заявлением о внесении соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости, форма, требования к заполнению и к формату в электронной форме которого устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.

Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня получения заявления, указанного в части 1 настоящей статьи, самостоятельно запрашивает документы (содержащиеся в них сведения) в органах государственной власти и органах местного самоуправления (часть 2 статьи 33 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»).

Согласно части 4 той же статьи орган регистрации прав отказывает во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица, если органы государственной власти и органы местного самоуправления уведомляют об отсутствии документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня получения указанного уведомления направляет заявителю соответствующий отказ в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования.

В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам.

Согласно части 3 статьи 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по основанию, указанному в пункте 9 части 1 настоящей статьи, приостанавливается на срок до устранения причин, препятствующих их осуществлению, но не более чем на один месяц.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг») органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.

Пункт 31 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 07 июня 2017 года № 278 (далее – Административный регламент), содержит наименование государственной услуги – государственная услуга по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

В соответствии с пунктом 68 Административного регламента осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случаях, установленных статьей 26 Закона о регистрации.

В силу пункта 69 Административного регламента в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 Закона о регистрации (статья 27 Закона о регистрации).

В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам.

При этом в силу части 6 статьи 7.1 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» непредставление (несвоевременное представление) органом или организацией по межведомственному запросу документов и информации, указанных в пункте 2 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, в орган, указанный в абзаце первом части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, не может являться основанием для отказа в предоставлении заявителю государственной или муниципальной услуги.

Как следует из материалов дела, 4 сентября 2018 года представитель Ф.И.О. 1Ф.И.О. 2 обратился с заявлением в Хабарский филиал КАУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Алтайского края» с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с «Для ведения личного подсобного хозяйства» на «Блокированная жилая застройка».

Данное заявление было направлено для разрешения в межмуниципальный Хабарский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю.

При этом филиалом федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Алтайскому краю 5 сентября 2018 года подготовлены и направлены межведомственные запросы в администрацию Хабарского сельсовета Хабарского района Алтайского края, комитет по строительству, архитектуре и развитию Хабарского района Алтайского края об установленном разрешенном использовании земельного участка.

11 сентября 2018 года государственным регистратором ФИО2 было отказано во внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости в связи с непоступлением в порядке межведомственного взаимодействия ответов на запросы.

Между тем из содержания вышеприведенных норм следует, что непредставление органом или организацией по межведомственному запросу документов и информации не могло повлечь отказ в предоставлении заявителю вышеуказанной услуги.

Факт совершения ФИО1 вмененного административного правонарушения подтверждается постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 30 октября 2018 года (л.д.1-9), копиями заявления Ф.И.О. 1 от 21 сентября 2018 года (л.д.10), приказа о назначении на должность от 8 февраля 2010 года № 70-к (л.д.11), письменным объяснением ФИО1 (л.д.13-15), ответом администрации Хабарского района Алтайского края от 2 октября 2018 года (л.д.16), копиями заявления представителя Ф.И.О. 1Ф.И.О. 2 от 4 сентября 2018 года (л.д.19), уведомления об отказе во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений от 11 сентября 2018 года (л.д.20-21), должностного регламента, утвержденного 30 мая 2018 года (л.д.29-42), оцененными мировым судьей по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности (статья 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Таким образом, вывод мирового судьи о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правильным.

Доводы жалобы о том, что порядок предоставления государственной услуги нарушен не был, основаны на ошибочном толковании вышеприведенных правовых норм.

При этом основанием к отказу во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений, предусмотренным частью 4 статьи 33 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» является уведомление органов государственной власти и местного самоуправления об отсутствии у них документов (содержащихся в них сведений), а не непредставление данными органами документов и информации по межведомственному запросу.

Всем доказательствам судьями дана надлежащая оценка с точки зрения их относимости, допустимости и достоверности.

Законность и обоснованность постановления мирового судьи проверены судьей районного суда в полном объеме в соответствии с положениями части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и с учетом доводов жалобы заявителя.

При производстве по настоящему делу существенных нарушений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые могли бы повлечь отмену или изменение обжалуемых судебных постановлений, не допущено.

Руководствуясь частью 2 статьи 30.13 и пунктом 1 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

П О С Т А Н О В И Л:

постановление мирового судьи судебного участка Хабарского района Алтайского края от 7 декабря 2018 года, решение судьи Хабарского районного суда Алтайского края от 16 января 2019 года оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Заместитель председателя

Алтайского краевого суда ФИО3