ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-236 от 01.06.2018 Архангельского областного суда (Архангельская область)

4а-236

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

01 июня 2018 года город Архангельск

Заместитель председателя Архангельского областного суда
ФИО1, рассмотрев жалобу защитника акционерного общества «Нордавиа – региональные авиалинии» ФИО2 на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 1 Октябрьского судебного района города Архангельска от 16 февраля 2018 года и решение судьи Октябрьского районного суда города Архангельска от 16 апреля 2018 года, вынесенные в отношении акционерного общества «Нордавиа – региональные авиалинии» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л:

постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Октябрьского судебного района города Архангельска от 16 февраля 2018 года, оставленным без изменения решением судьи Октябрьского районного суда города Архангельска от 16 апреля 2018 года, акционерного общества «Нордавиа – региональные авиалинии» (далее – АО «Нордавиа», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Защитник юридического лица в жалобе просит отменить состоявшиеся судебные решения с прекращением производства по делу за отсутствием события административного правонарушения.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, рассмотрев доводы жалобы, оснований для ее удовлетворения не нахожу.

Осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта с нарушением условий, предусмотренных лицензией, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1.2 КоАП РФ.

Пунктом 22 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по перевозкам воздушным транспортом пассажиров (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежит лицензированию.

Согласно подп. «б», «в» п. 4 Положения о лицензировании деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 года № 457, лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии (лицензиату) для осуществления деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров, являются: наличие у лицензиата на праве собственности или ином законном основании воздушных судов с действующим сертификатом летной годности в количестве, достаточном (с учетом резервирования) для выполнения перевозок воздушным транспортом пассажиров в соответствии с формируемыми лицензиатом расписанием регулярных перевозок воздушным транспортом пассажиров и (или) программой выполнения нерегулярных (чартерных) перевозок воздушным транспортом пассажиров; соблюдение лицензиатом общих правил перевозок воздушным транспортом пассажиров и требований к обслуживанию пассажиров, устанавливаемых федеральными авиационными правилами в соответствии со статьей 102 Воздушного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 102 Воздушного кодекса Российской Федерации юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческие воздушные перевозки, обслуживание пассажиров, при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами.

Согласно пункту 15 Федеральных авиационных правил «Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки, требованиям федеральных авиационных правил», утверждённых приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 13 августа 2015 года № 246, заявитель для выполнения регулярных коммерческих воздушных перевозок пассажиров по планируемой программе полетов владеет воздушными судами в количестве, определяемом графиком оборота воздушных судов, с учетом необходимого резерва.

Из материалов дела следует, что АО «Нордавиа» на основании лицензии от 15 ноября 2012 года № ПП0035 осуществляет деятельность по перевозкам воздушным транспортом пассажиров.

В результате проверки, проведенной Архангельской транспортной прокуратурой, установлено, что АО «Нордавиа» в нарушение расписания вылетов воздушных судов допущены факты задержки, отмены авиарейсов (17.11.2017, 02.12.2017, 05.12.2017, 06.12.2017, 07.12.2017, 13.12.2017, 14.12.2017, 16.12.2017, 17.12.2017, 19.12.2017, 21.12.2017, 05.01.2018, 16.01.2018, 17.01.2018) по вине авиакомпании, в том числе не связанные с безопасностью полетов и/или авиационной безопасностью и по причине отсутствия достаточного количества судов для выполнения коммерческих воздушных перевозок пассажиров по планируемой программе.

Тем самым, АО «Нордавиа» нарушило требования подп. «б», «в» п. 4 Положения о лицензировании деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 года № 457 и пункт 15 Федеральных авиационных правил «Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки, требованиям федеральных авиационных правил», утверждённых приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 13 августа 2015 года № 246.

Названные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении АО «Нордавиа» дела об административном правонарушении по части 3 статьи 14.1.2 КоАП РФ.

Указанные обстоятельства подтверждены совокупностью исследованных доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 31 января 2018 года, сертификатом эксплуатанта, лицензией от 15 ноября 2012 года, оперативной информацией по регулярности полетов, графиками полетов, актами на задержку отправления, справками о задержке рейса и другими материалами дела.

При рассмотрении настоящего дела мировой судья установил все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, и на основании полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств, которым с соблюдением положений статьи 26.11 КоАП РФ дана объективная правовая оценка, пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях АО «Нордавиа» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1.2 КоАП РФ.

Мировым судьей были проверены доводы о законности задержки рейсов, и правомерно отклонены, поскольку не имеют правового значения для квалификации действий авиакомпании в соответствии с частью 3 статьи 14.1.2 КоАП РФ.

При возникновении ситуации, исключающей возможность своевременного вылета рейса на запланированном для этого судне перевозчик, в целях исключения задержки рейса, обязан предоставить резервное судно, на котором должен быть выполнен рейс в соответствии с утвержденным графиком полетов. При этом причины, по которым рейс на запланированном судне не может быть осуществлен своевременно, существенного правового значения не имеют и не могут повлиять на обязанность перевозчика предоставить резервное судно.

Также были отклонены доводы жалобы о нецелесообразности использования резервного воздушного судна, с учетом его перелета из аэропорта базирования, поскольку указанное не может являться уважительной причиной для неисполнения обязательств по перевозке пассажиров и багажа в соответствии с установленным расписанием рейсов.

Законность и обоснованность вынесенного мировым судьей постановления проверены судьей районного суда в соответствии со статьей 30.6 КоАП РФ, в решении судьи дана надлежащая правовая оценка всем доказательствам по делу и доводам жалобы на постановление мирового судьи, указаны мотивы, по которым судья пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены постановления мирового судьи.

Приводимые защитником юридического лица версии и доводы судьи проверили, всем приведённым доводам в обжалуемых судебных постановлениях дана надлежащая и правильная правовая оценка, не согласиться с которой оснований не имеется.

По существу, изложенные в жалобе доводы сводятся к субъективной переоценке имеющихся в деле доказательств и не могут служить основанием для отмены оспариваемых судебных актов, поскольку не опровергают правильности выводов судьей.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных постановлений, в ходе производства по данному делу допущено не было.

Судебные постановления вынесены в соответствии с установленными обстоятельствами и в рамках процедуры, установленной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, надлежащим образом мотивированы и отвечают требованиям статей 29.10 и 30.7 КоАП РФ.

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 30.17, статьей 30.18 и статьей 30.19 КоАП РФ,

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка № 1 Октябрьского судебного района города Архангельска от 16 февраля 2018 года, решение судьи Октябрьского районного суда города Архангельска от 16 апреля 2018 года, вынесенные в отношении АО «Нордавиа», по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1.2 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу защитника АО «Нордавиа» ФИО2 - без удовлетворения.

Заместитель председателя ФИО1