ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-239/17 от 14.02.2018 Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики (Кабардино-Балкарская Республика)


4А-28/2018

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

14 февраля 2018 года г. Нальчик

Председатель Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики Маиров Ю.Х., рассмотрев жалобу директора Общества с ограниченной ответственностью «Экорос» ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка №3 Баксанского судебного района Кабардино-Балкарской Республики от 10 ноября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 18 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возбужденному в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Экорос»,

УСТАНОВИЛ:

На основании акта проверки от 17 мая 2017 года №02-ВП/2017 консультантом отдела государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия Управления по государственной охране объектов культурного наследия Кабардино-Балкарской Республики было вынесено предписание об устранении нарушения обязательных требований законодательства в области охраны объектов культурного наследия №01-ВП/2017 от 17 мая 2017 года (л.д.10).

Указанным предписанием на ООО «Экорос» была возложена обязанность:

1. С 31 мая 2017 года приостановить проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ;

2. До 30 июля 2017 года обеспечить проведение и финансирование историко-культурной экспертизы земельного участка, подлежащего воздействию земляных, строительных, хозяйственных и иных работ, путем археологической разведки;

3. До 30 августа 2017 года представить в Управление документацию, подготовленную на основе археологических полевых работ, содержащую результаты исследований, в соответствии с которыми определяется наличии или отсутствие объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия на земельном участке, подлежащем воздействию земляных, строительных, хозяйственных и иных работ, а также заключение государственной историко-культурной экспертизы указанной документации (либо земельного участка).

На основании приказа руководителя Управления по государственной охране объектов культурного наследия Кабардино-Балкарской Республики №ВП-9/2017 года от 24 августа 2017 года в отношении ООО «Экорос» в целях проверки выполнения указанного предписания №01-ВП/2017 от 17 мая 2017 года была проведена внеплановая проверка 27 сентября 2017 года, в результате которой было выявлено, что ООО «Экорос» не устранило причины и условия, послужившие основанием для выдачи предписания №01-ВП/2017 от 17 мая 2017 года, не выполнило требования Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и не выполнило в установленный срок законное предписание органа (должностного лица) осуществляющего государственный надзор об устранении нарушений законодательства, в связи с чем 27 сентября 2017 года консультантом отдела государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия Управления по государственной охране объектов культурного наследия Кабардино-Балкарской Республики был составлен протокол об административном правонарушении №05-ВП/2017 в отношении ООО «Экорос» по признакам части 18 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия (л.д.4-6, 8-9).

Из протокола следует, что при проведении внеплановой выездной проверки ООО «Экорос» по адресу: участок с кадастровым номером , расположенный в <адрес> 27 сентября 2017 года в 15 часов установлено, что ООО «Экорос» не приостановило проведение земляных, строительных, мелиоративных работ до устранения выявленных нарушений с 31 августа 2017 года, не обеспечило проведение и финансирование историко-культурной экспертизы земельного участка, подлежащего воздействию земляных, строительных, хозяйственных и иных работ, путем археологической разведки в срок до 30 июля 2017 года, нарушив требования статьи 28, 30, 36 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». В течение времени с 17 мая по 27 сентября 2017 года в 15 м от подножья кургана между хозяйственной постройкой и выкопанным на глубину 2,5 м., площадью 12х3 м. резервуаром для воды изготовлен забор длиною 14 м. Для крепления металлического забора в культурный слой почвы вкопаны железобетонные столбы в количестве 8 штук. Кроме этого у основания кургана имеется стандартный колодезный люк, свидетельствующий о проведенных земляных работах. На сайте минкультуры Российской Федерации отсутствует информация (приказ) о выдачи лицу открытого листа для проведения археологической разведки (полевых работ) на территории земельного участка с кадастровым номером 07:01:2200000:1153. ООО «Экорос» не представило в Управления по государственной охране объектов культурного наследия Кабардино-Балкарской Республики в срок до 30 августа и 27 сентября 2017 года документацию, подготовленную на основе археологических полевых работ, содержащую результаты исследований, в соответствии с которыми определяется наличие или отсутствие объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия на земельном участке, подлежащем воздействию земляных, строительных, хозяйственных и иных работ, а также заключение государственной историко-культурной экспертизы указанной документации (либо земельного участка), допустив нарушение требований статьи 32 Закона № 73 - ФЗ и невыполнение пунктов 2 и 3 предписания Управления по государственной охране объектов культурного наследия Кабардино-Балкарской Республики от 17 мая 2017 года № 01-ВП/2017.

Определением начальника отдела государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия Кабардино-Балкарской Республики от 27 сентября 2017 года №03 протокол об административном правонарушении с приложенными материалами был направлен в суд для рассмотрения по существу (л.д.1).

Постановлением мирового судьи судебного участка №6 Баксанского судебного района Кабардино-Балкарской Республики от 10 ноября 2017 года ООО «Экорос» привлечено к административной ответственности по части 18 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 100000 тысяч рублей (л.д.53-55).

Общество признано виновным в том, что не исполнило в установленный срок предписание Управления по государственной охране объектов культурного наследия Кабардино-Балкарской Республики №01-ВП/2017 от 17 мая 2017 года.

В жалобе, поступившей в Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики 18 декабря 2017 года, директор ООО «Экорос» ФИО1, ссылаясь на незаконность и необоснованность указанного постановления мирового судьи от 10 ноября 2017 года, просит его отменить и направить дело на новое рассмотрение.

Обосновывая незаконность привлечения Общества к административной ответственности, заявитель ссылается на то, что ООО «Экорос» и его директор ФИО1 не извещались Управлением по государственной охране объектов культурного наследия Кабардино-Балкарской Республики о проведении внеплановой выездной проверки, им не были вручены под роспись приказ №ВП-10/2017 от 28 августа 2017 года, им не были направлены предписание и акт проверки, в связи с чем Общество не имело возможности их обжаловать, также им не направлялось уведомление о составлении протокола и сам протокол об административном правонарушении, составленный в нарушение статьи 28.2 в отсутствие законного представителя Общества, что является существенным его недостатком.

Кроме того, как указано в жалобе, объяснение, имеющееся в материалах дела от 07 сентября 2017 года, заполненное от руки консультанта отдела государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия ФИО2, не является доказательством по делу в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку не установлено лицо, у которого отбирались объяснения, его должность и полномочия, нет его паспортных данных, нет его подписи о том, что данному лицу разъяснили его права.

Приобщенная к материалам дела план-схема (лист дела 27), указано в жалобе, не подписана ФИО3 и не содержит конкретных данных о границах спорного земельного участка, в деле также не имеется кадастрового паспорта участка, арендуемого ООО «Экорос», где указано обременение охранной зоной, которая относится к объекту культурного наследия. Приобщенные же к материалам дела фотографии не составлены в виде фототаблицы с оттиском печати и подписями ФИО3 и ФИО2 Из указанных фотографий неясно место съемки и использованный при съемке аппарат.

Автор жалобы считает также незаконной ссылку судьи на предписание от 17 мая 2017 года в качестве обоснования виновности Общества в инкриминируемом правонарушении, поскольку из текста предписания непонятно, какие конкретно мероприятия и в отношении какого объекта необходимо было осуществить. Кроме того, в нарушение положений пункту 8 статьи 16.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" Общество не было уведомлено о том, что земельный участок, находящийся у него в аренде, является объектом культурного наследия и, как таковой, включен в соответствующий перечень.

Определением Председателя Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 22 декабря 2017 года года жалоба директора ООО «Экорос» ФИО1 принята к производству с истребованием дела об административном правонарушении в суд.

Истребованное дело поступило в суд 18 января 2018 года.

13 февраля от Управления по государственной охране объектов культурного наследия Кабардино-Балкарской Республики поступил отзыв на жалобу директора ООО «Экорос» ФИО1, в котором ставится вопрос об отклонении жалобы за необоснованностью.

Ознакомившись с доводами жалобы и отзывом на жалобу, изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 18 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до двух лет; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Как следует из предоставленных Управлением по государственной охране объектов культурного наследия Кабардино-Балкарской Республики материалов, на основании приказа руководителя Управления по государственной охране объектов культурного наследия Кабардино-Балкарской Республики №ВП-7/2017 года от 25 апреля 2017 года в отношении ООО «Экорос» в целях проверки выполнения предписания №001 от 29 ноября 2016 года 17 мая 2017 года был осуществлен выезд сотрудников Управления по месту расположения объекта культурного наследия и по результатам проверки составлен Акт проверки №2-ВП/2017, из которого следует, что при проведении внеплановой выездной проверки 17 мая 2017 года в 11 часов 20 минут установлено, что ООО «Экорос» не выполнило пункты 1, 2 и 3 ранее выданного предписания Управления по государственной охране объектов культурного наследия Кабардино-Балкарской Республики от 29 ноября 2016 года № 001.

На основании указанного акта проверки 17 мая 2017 года было выдано предписание от 17 мая 2017 года №01-ВП/2017 (л.д.10).

24 августа 2017 года руководителем Управления по государственной охране объектов культурного наследия Кабардино-Балкарской Республики был издан приказ №ВП-9/2017 о проведении внеплановой проверки с целью выполнения предписания Управления №01-ВП/2017 от 17 мая 2017 года (л.д.8-13).

В результате проведенной проверки 27 сентября 2017 года был составлен Акт проверки №04-ВП/2017 года, из которого следует, что при проведении внеплановой выездной проверки ООО «Экорос» 27 сентября 2017 года в 15 часов установлено, что ООО «Экорос» не выполнило предписание №01-ВП/2017 от 17 мая 2017 года, а именно: не приостановило проведение земляных, строительных, мелиоративных работ до устранения выявленных нарушений с 31 мая 2017 года, не обеспечило проведение и финансирование историко-культурной экспертизы земельного участка, подлежащего воздействию земляных, строительных, хозяйственных и иных работ, путем археологической разведки в срок до 30 июля 2017 года, не представило в Управления по государственной охране объектов культурного наследия Кабардино-Балкарской Республики в срок до 30 августа 2017 года документацию, подготовленную на основе археологических полевых работ, содержащую результаты исследований, в соответствии с которыми определяется наличие или отсутствие объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия на земельном участке, подлежащем воздействию земляных, строительных, хозяйственных и иных работ, а также заключение государственной историко-культурной экспертизы указанной документации (либо земельного участка) (л.д.2-3).

Фактические обстоятельства совершенного ООО «Экорос» административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами: предписанием №01-ВП/2017 от 17 мая 2017 года (л.д.10), Актом проверки №04-ВП/2017 года от 27 сентября 2017 года (л.д.2-3), протоколом об административном правонарушении №05-ВП/2017 от 27 сентября 2017 года (л.д.4-6) и иными материалами дела, которые получили оценку мирового судьи на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Материалы дела свидетельствуют о том, что ООО «Экорос» не были приняты зависящие от него меры по надлежащему выполнению предписания №01-ВП/2017 от 17 мая 2017 года, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 18 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Доводы настоящей жалобы о том, что ООО «Экорос» и его директор ФИО1 не извещались Управлением по государственной охране объектов культурного наследия Кабардино-Балкарской Республики о проведении внеплановой выездной проверки 27 сентября 2017 года, им не были направлены предписание №01-ВП/2017 от 17 мая 2017 года, Акт проверки №04-ВП/2017 года от 27 сентября 2017 года, уведомление о составлении протокола и сам протокол об административном правонарушении опровергаются материалами дела и представленными Управлением материалами.

Согласно представленным Управлением материалам, предписание №01-ВП/2017 от 17 мая 2017 года было направлено в адрес Общества и получено адресатом 03 июня 2017 года (отчет об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 36005110439349).

Внеплановая выездная проверка Общества от 27 сентября 2017 года была проведена с соблюдением требований статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон о защите прав юридических лиц).

В силу пункта 16 данной статьи о проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 настоящей статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

В соответствии с этим требованием закона, 25 августа 2017 года (исх.№61-780) директору ООО «Экорос» было направлено уведомление о проведении внеплановой выездной проверки с 31 августа по 27 сентября 2017 года.

Вопреки утверждениям в надзорной жалобе, отчетом об отслеживании отправления (почтовый идентификатор – 36000107892848) подтверждается факт получения указанного уведомления Обществом 06 сентября 2017 года.

По результату проведенной проверки в отсутствие надлежаще извещенного представителя юридического лица – директора ООО «Экорос» - 27 сентября 2017 года были составлены Акт проверки №04-ВП/2017 года, копия которого была направлена директору ООО «Экорос» - ФИО4 посредством почтовой связи 04 октября 2017 года, и согласно отчету об отслеживании отправления (почтовый идентификатор – 36000107892954), сформированном на официальном сайте Почты России, бандероль получена адресатом 05 января 2018 года, и протокол об административном правонарушении №05-ВП/2017 от 27 сентября 2017 года.

Частью 12 статьи 16 Федерального закона о защите прав юридических лиц предоставляется возможность юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, проверка которых проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки представить в соответствующие орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений.

Не влекут отмену обжалуемого постановления доводы жалобы о необоснованности предписания № 01-ВП от 17 мая 2017 года. Указанное предписание выдано полномочным органом с соблюдением установленной законом процедуры выдачи, не обжаловано ООО «Экорос», не отменено, не признано недействительны, вступило в законную силу и подлежало исполнению Обществом.

Также несостоятельны ссылки автора жалобы на приказ руководителя Управления №ВП-10/2017 от 28 августа 2017 года и иные, производные от данного приказа документы – в том числе объяснение от 07 сентября 2017 года и план-схема, поскольку согласно данному приказу целью проведения внеплановой выездной проверки (с 07 сентября 2017 года по 04 октября 2017 года) является проверка сведений, изложенных в служебной записке ФИО2 от 24 августа 2017 года, что к предмету рассмотрения настоящего дела не относится.

При рассмотрении дела судом соблюдены положения части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с которыми обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Оснований для отмены обжалуемого судебного постановления не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.17, 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

Постановление мирового судьи судебного участка №3 Баксанского судебного района Кабардино-Балкарской Республики от 10 ноября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 18 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возбужденному в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Экорос» оставить без изменения, жалобу директора Общества с ограниченной ответственностью «Экорос» ФИО1 – без удовлетворения.

Председатель

Верховного Суда КБР Ю. Х. Маиров