ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-239/2016 от 27.12.2016 Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики (Кабардино-Балкарская Республика)


№ 4а-239/2016

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

27 декабря 2016 года г. Нальчик

Председатель Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики Маиров Ю.Х., рассмотрев жалобу Абазова ФИО5 на решение судьи Терского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 08 ноября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Абазова ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ рождения, гражданина Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

По поручению прокуратуры Кабардино-Балкарской Республики от 12 августа 2016 года № 86-14-2016 прокуратурой Терского района 19 августа 2016 года была проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции. В ходе проверки установлено, что на основании трудового договора № 71 от 02 июня 2016 года, заключенного между Муниципальным унитарным предприятием «<данные изъяты>» (далее – МУП «<данные изъяты>»), в лице директора Абазова ФИО7, и бывшим государственным служащим Альбердиевым ФИО8 был заключен трудовой договор, Альбердиев ФИО9 назначен на должность начальника абонентского отдела указанного предприятия. Ранее Альбердиев ФИО10 занимал должность в Министерстве труда, занятости и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики.

Мотивируя тем, что в нарушение статьи 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации и части 4 статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» представитель нанимателя – директор МУП «<данные изъяты>» Абазов ФИО13., назначив Альбердиева ФИО12 на должность в установленный законом 10-дневный срок не направил об этом сообщение в Министерство труда, занятости и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики, прокурор Терского района Кабардино-Балкарской Республики постановлением от 19 августа 2016 года возбудил в отношении должностного лица - директора МУП «<данные изъяты>» Абазова ФИО14 дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по признакам – привлечение работодателем к трудовой деятельности на условиях трудового договора бывшего государственного служащего, замещавшего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и направил в суд для рассмотрения по существу(л.д.4-6).

Постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Терского района от 22 сентября 2016 года производство по делу об административном правонарушении в отношении Абазова ФИО15 было прекращено по мотиву отсутствия в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также события административного правонарушения (л.д.44-48).

По протесту прокурора Терского района Кабардино-Балкарской Республики решением судьи Терского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 08 ноября 2016 года постановление мирового судьи отменено с возвращением административного дела в отношении Абазова ФИО16 мировому судье на новое рассмотрение (л.д.77-81).

В жалобе, поступившей в Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики 25 ноября 2016 года, Абазов ФИО35 ссылаясь на незаконность вынесенного решения, просит его отменить и оставить в силе постановление мирового судьи.

В жалобе указано, что до принятия Альбердиева ФИО17 на должность начальника абонентского отдела МУП «<данные изъяты>», существовало два правовых акта, которыми установлен перечень должностей государственной гражданской службы Министерства труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики, при замещении которых у нового работодателя возникает обязанность сообщать о трудоустройстве по последнему месту работы. Это Приказ Министерства труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики от 12 марта 2013 года № 34-П и Приказ Министерства труда, занятости и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики от 23 января 2015 года № 41-П.

При этом, указывает автор жалобы, при вынесении решения мировой судья правильно руководствовался правовым актом, вынесенным позднее, в соответствии с которым должность государственной гражданской службы – начальника отдела социальных льгот и выплат Управления труда и социального развития Терского района Министерства труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики, которую до 29 января 2015 года замещал Альбердиев ФИО18 не входит в перечень должностей, при замещении которых необходимо предоставлять сведения о своих доходах.

Также указывает, что в силу Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 июня 2004 г. N 13-П в случае коллизии между различными законами равной юридической силы, приоритетными признаются не только последующий закон, но и закон, который специально предназначен для регулирования соответствующих отношений.

Автор жалобы указывает, что, отменяя постановление мирового судьи, суд второй инстанции не привел доводы, по которым он пришел к выводу о необходимости его отмены и направления на новое рассмотрение.

Как указано в жалобе, ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового договора или гражданско-правового договора, установлены в целях устранения коллизии публичных и частных интересов, а исполнение должностных обязанностей начальника абонентского отдела МУП «<данные изъяты>» не связано с коррупционными рисками и не может повлечь возникновение коллизии публичных и частных интересов.

29 ноября 2016 года от Абазова ФИО19 в Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики поступило дополнение к жалобе, в котором указано, что решение Терского районного суда от 08 ноября 2011 года подлежит отмене поскольку в нем ошибочно указано о возвращении дела на новое рассмотрение мировому судье судебного участка № 2, фактически исполнявшего обязанности мирового судьи судебного участка № 1 Терского района на момент рассмотрения данного дела.

Определением исполняющего обязанности председателя Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 01 декабря 2016 года жалоба Абазова ФИО20 принята к рассмотрению в порядке пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений с истребованием дела об административном правонарушении.

Ознакомившись с доводами жалобы, изучив материалы дела,прихожу к следующим выводам.

В соответствии с абзацем 3 статьи 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу пункта 4 статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 настоящей статьи, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Неисполнение работодателем указанной обязанности образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и влечет за собой наказание в виде административного штрафа, налагаемого на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2010 N 925 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции" установлено, что обязанность при заключении трудовых договоров и (или) гражданско-правовых договоров в случае, предусмотренном подпунктом "а" настоящего пункта, сообщать работодателю сведения о последнем месте федеральной государственной службы с соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной тайне в течение двух лет со дня увольнения с федеральной государственной службы распространяется на граждан Российской Федерации, замещавших должности федеральной государственной службы, включенную в раздел I или раздел II перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557, или должность федеральной государственной службы, включенную в перечень должностей федеральной государственной службы в федеральном государственном органе, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный руководителем федерального государственного органа в соответствии с разделом III перечня, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557.

В пункте 4 данного Указа органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано в 2-месячный срок разработать, руководствуясь настоящим Указом, и утвердить перечни должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и перечни должностей муниципальной службы, предусмотренные статьей 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".

Указом Президента Кабардино-Балкарской Республики от 28 сентября 2010 N 100-УП "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции" установлено, что обязанность, предусмотренная статьей 12 Федерального закона «О противодействии коррупции» распространяется на граждан, Российской Федерации, замещавших должность государственной гражданской службы Кабардино-Балкарской Республики, включенную в пункт 1 или пункт 2 Перечня должностей государственной гражданской службы Кабардино-Балкарской Республики, при назначении на которые граждане и при замещении которых государственные гражданские служащие Кабардино-Балкарской Республики обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного Указом Президента Кабардино-Балкарской Республики от 26 августа 2009 года N 127-УП, или должность государственной гражданской службы Кабардино-Балкарской Республики, включенную в перечень должностей государственной гражданской службы Кабардино-Балкарской Республики в государственном органе Кабардино-Балкарской Республики, при назначении на которые граждане и при замещении которых государственные гражданские служащие Кабардино-Балкарской Республики обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный руководителем государственного органа Кабардино-Балкарской Республики в соответствии с пунктом 3 Перечня, утвержденного Указом Президента Кабардино-Балкарской Республики от 26 августа 2009 года N 127-УП.

Из материалов данного дела следует, что Альбердиев ФИО21 с 01 декабря 2007 года по 29 января 2015 года занимал должность начальника отдела социальных льгот и выплат территориального управления труда и социального развития Терского района Министерства труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики, с которой был уволен приказом № 170-к от 29 января 2015 года в связи с сокращением должности государственной гражданской службы (л.д.24-28).

Приказом № 48-к от 03 июня 2016 года Альбердиев ФИО22 был принят на работу в МУП «<данные изъяты>» на должность начальника абонентского отдела указанного предприятия (л.д.17).

Ссылаясь на то, что Альбердиев ФИО23 ранее занимал должность государственной службы и в соответствии со статьей 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации и частью 4 статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» работодатель обязан был при заключении с ним трудового договора в десятидневный срок направить об этом сообщение в письменной форме в Министерство труда, занятости и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики о привлечении последнего к трудовой деятельности, однако этого не было сделано, прокурором Терского района 19 августа 2016 года было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении (л.д.4-6).

Постановлением от 22 сентября 2016 года мировой судья судебного участка № 2 Терского района прекратил производство по делу об административном правонарушении в отношении Абазова ФИО24 за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения и за отсутствием события административного правонарушения.

Как указано в постановлении мирового судьи, в соответствии с Приказом Министерства труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики от 12 марта 2013 года № 34-П должность, которую замещал Альбердиев ФИО25., входила в перечень должностей государственной гражданской службы Министерства труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики, при замещении которых государственные гражданские служащие указанного Министерства обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Вместе с тем, впоследствии был принят Приказ Министерства труда, занятости и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики от 23 января 2015 года № 41-П, которым утвержден новый перечень должностей государственной гражданской службы Министерства труда, занятости и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики, при замещении которых государственные гражданские служащие указанного Министерства обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. При этом должность, которую занимал Альбердиев ФИО26 не входит в утвержденный перечень, что в свою очередь освобождает работодателя от обязанности, установленной статьей 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации и частью 4 статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Отмену указанного постановления мирового судьи судья Терского районного суда мотивировал тем, что оно вынесено преждевременно, без соблюдения требований о полноте и всесторонности исследования обстоятельств дела.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях в соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно требованиям статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, в частности: имело ли место событие административного правонарушения, а при наличии такового, виновность либо невиновность лица, привлекаемого к административной ответственности, устанавливается на основании доказательств, оценка которых производится на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.

Вопреки требованиям данных статей, мировым судьей не выяснен вопрос, как соотносятся должности, указанные в обоих перечнях. При этом, в перечне должностей, утвержденном Приказом Министерства труда, занятости и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики от 23 января 2015 года № 41-П, пунктом 4 должность начальника отдела включена в данный перечень. Таким образом, мировому судье необходимо было выяснить, является ли должность начальника отдела социальных льгот и выплат территориального управления труда и социального развития Терского района Министерства труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики, которую замещал Альбердиев ФИО27 до 29 января 2015 года, включенной во вновь утвержденный Перечень должностей под пунктом 4.

Кроме того, в материалах дела имеется письмо Министра труда, занятости и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики от 27 июля 2016 года № 31-5064, в котором Альбердиев ФИО28 указан в списке государственных гражданских служащих Министерства труда, занятости и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики, замещавших должности, включенные в перечень должностей государственной гражданской службы, при назначении на которые граждане и замещении которых государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, уволенных в период с 01 января 2013 года по 01 июля 2016 года (л.д.72-73).

Мировому судье следовало оценить доказательства по делу в совокупности и только в результате такой оценки делать вывод о виновности или невиновности привлекаемого к ответственности лица.

Однако мировой судья сделал вывод о недоказанности вины Абазова ФИО29 в совершении административного правонарушения, ссылаясь на то, что в утвержденном впоследствии Перечне, не указана должность Альбердиева ФИО30 не проверив то обстоятельство, охватывается ли должность начальника отдела районного управления Министерства пунктом 4 Перечня.

Кроме того, как правильно указано судом второй инстанции, при установлении оснований для прекращения производства по делу, мировым судьей было допущено нарушение норм законодательства об административных правонарушениях.

Так, мировым судьей указано, что в действиях директора МУП «<данные изъяты>» Абазова ФИО31 отсутствуют событие и состав вменяемого административного правонарушения, в связи с чем он полагал производство по делу подлежащим прекращению.

В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1) отсутствие события административного правонарушения;

2) отсутствие состава административного правонарушения.

При этом, отсутствие события административного правонарушения означает, что не установлено либо отсутствовало вообще противоправное действие (бездействие), за которое предусмотрено административное наказание.

Отсутствие состава административного правонарушения означает, что событие административного правонарушения наличествует, но отсутствует хотя бы один из элементов состава административного правонарушения (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона).

Между тем мировым судьей указаны оба основания как поводы для прекращения производства по делу, при том, что отсутствие события правонарушения само по себе исключает состав в действиях привлекаемого лица.

При этих обстоятельствах решение судьи Терского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 08 ноября 2016 года об отмене постановления мирового судьи и возвращении дела в отношении Абазова ФИО32. мировому судье на новое рассмотрение соответствует установленным по делу обстоятельствам и положениям пункта 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о том, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Оснований для отмены обжалуемого судебного постановления не имеется.

Что касается довода о нарушении судьей Терского районного суда правил о территориальной подсудности, возвратившего дело на новое рассмотрение мировому судье судебного участка № 2 Терского района, то указанный довод также не влечет отмену указанного выше решения, поскольку административное дело рассматривалось мировым судьей судебного участка № 2 Терского района в период отпуска мирового судьи судебного участка № 1 Терского района и не имеется препятствий для его нового рассмотрения мировым судьей судебного участка № 1 Терского района после его выхода из отпуска.

При новом рассмотрении суду следует устранить отмеченные существенные нарушения процессуального закона и принять необходимые меры для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.17, 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение судьи Терского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 08 ноября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Абазова ФИО33, оставить без изменения, жалобу Абазова ФИО34 - без удовлетворения.

Председателя

Верховного Суда КБР Ю.Х. Маиров