№ 4А-23/2018
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
5 марта 2018 года г. Элиста
Заместитель Председателя Верховного Суда Республики Калмыкия Сангаджиев А.В., рассмотрев жалобы министра по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия Б. на постановления мирового судьи судебного участка № 5 Элистинского судебного района Республики Калмыкия от 13 ноября 2017 года по материалам дел № 5-5* и № 5-6* и решения судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 22 декабря 2017 года по материалам дел № АП 12-*5 и № АП 12-*6, вынесенные в отношении Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 12.34 и ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ),
у с т а н о в и л:
постановлением мирового судьи судебного участка № 5 Элистинского судебного района Республики Калмыкия от 13 ноября 2017 года по делу № 5-5* Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.
Решением судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 22 декабря 2017 года № АП 12-*5 вышеуказанное постановление мирового судьи судебного участка № 5 Элистинского судебного района Республики Калмыкия от 13 ноября 2017 года оставлено без изменения.
Постановлением мирового судьи судебного участка № 5 Элистинского судебного района Республики Калмыкия от 13 ноября 2017 года по делу № 5-6* Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.
Решением судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 22 декабря 2017 года № АП 12-*6 данное постановление мирового судьи судебного участка № 5 Элистинского судебного района Республики Калмыкия от 13 ноября 2017 года оставлено без изменения.
В жалобах министр по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия ФИО1 просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и прекратить производства по делам об административных правонарушениях за отсутствием состава административного правонарушения. Указывает, что Министерством предпринимались все необходимые меры для надлежащего содержания автомобильной дороги «Малые Дербеты – Большой ФИО2». Ссылается на недостаточное финансирование бюджетных обязательств, поскольку согласно бюджетной заявке на 2017 год министерством по статье расходов «Дорожное хозяйство (дорожные фонды)» запрашивались бюджетные ассигнования в объеме 7* тыс. рублей, вместе с тем законом Республики Калмыкия от 16 декабря 2016 года № 212-V-3 «О республиканском бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» по данной статье расходов предусмотрены бюджетные ассигнования на 2017 год в объеме 4* тыс. рублей. Указывает, что Министерством 23 октября 2017 года с ООО «***» заключен государственный контракт (реестровый № ***) на выполнение работ по содержанию в 2017 году автомобильных дорог общего пользования регионального значения Республики Калмыкия по нанесению краевых линий горизонтальной дорожной разметки (заявка о проведении аукциона направлена в Министерство экономики и торговли Республики Калмыкия 15 сентября 2017 года), на момент рассмотрения дела нарушения устранены в полном объеме.
Изучив материалы дел об административных правонарушениях, проверив доводы жалоб, прихожу к следующему.
Часть 1 статьи 12.34 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
В соответствии с п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов.
В соответствии с пунктом 4.2 ГОСТ-Р-50597-93 разметку автомобильных дорог, а также улиц и дорог городов и других населенных пунктов следует выполнять по ГОСТ 13508 и наносить в соответствии с ГОСТ 23457 и утвержденными схемами. Дорожная разметка в процессе эксплуатации должна быть хорошо различима в любое время суток (при условии отсутствия снега на покрытии). Дорожная разметка должна быть восстановлена, если в процессе эксплуатации износ по площади (для продольной разметки измеряется на участке протяженностью 50 м.) составляет более 50% при выполнении ее краской и более 25% - термопластичными массами.
В соответствии с положениями п. 4.2.2 ГОСТ Р 50597-93 «Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного Постановлением Госстандарта России от 11 октября 1993 года № 221, разметку автомобильных дорог следует выполнять по ГОСТ 13508 и наносить в соответствии с ГОСТ 23457 и утвержденными схемами. Дорожная разметка в процессе эксплуатации должна быть хорошо различима в любое время суток (при условии отсутствия снега на покрытии). Дорожная разметка должна быть восстановлена, если в процессе эксплуатации износ по площади (для продольной разметки измеряется на участке протяженностью 50 м.) составляет 50 процентов при выполнении ее краской и более 25 процентов - термопластичными массами.
В силу пункта 4.4.2 ГОСТ Р 50597-93 дорожные ограждения должны быть окрашены в соответствии с ГОСТ 13508. Не требуют окраски оцинкованные поверхности ограждений.
Согласно материалам дела об административном правонарушении № 5-6* должностным лицом ГИБДД 19 сентября 2017 года в 11 часов 20 минут в ходе проведения обследования улично-дорожной сети выявлено, что на * км. автодороги регионального значения «Малые Дербеты – Большой ФИО2» отсутствует краевая горизонтальная дорожная линия разметки, дорожные ограждения не окрашены, о чем 19 сентября 2017 года составлен акт выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги.
Из материалов дела об административном правонарушении № 5-5* усматривается, что 19 сентября 2017 года в 12 часов 00 минут должностным лицом ГИБДД в ходе проведения обследования улично-дорожной сети на * км. автодороги регионального значения «Малые Дербеты – Большой ФИО2» выявлено нарушение п. 4.2.2 ГОСТ Р 50597-93: отсутствует краевая горизонтальная дорожная линия разметки.
По фактам выявленных нарушений составлены протоколы об административных правонарушениях, соответствующие требованиям ст. 28.2 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства вмененных министерству по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия административных правонарушений подтверждаются доказательствами, имеющимися в материалах дела № 5-6*: протоколом об административном правонарушении от 30 сентября 2017 года ***, актом обследования улично-дорожной сети * км. автодороги «Малые Дербеты – Большой ФИО2» от 19 сентября 2017 года, актом выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги от 19 сентября 2017 года, копией протокола осмотра места происшествия от 12 сентября 2017 года, фотоматериалом на СД-диске; а также в материалах дела № 5-5*: протоколом об административном правонарушении от 13 октября 2017 года ***, актом обследования улично-дорожной сети «с. Малые Дербеты – п. Большой ФИО2» * км. от 19 сентября 2017 года, актом выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги от 19 сентября 2017 года, фотоматериалом на СД-диске.
Согласно ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В силу ч. 5 ст. 6 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с требованиями ст. 12 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в частности, осуществление регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.
При этом дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ).
Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 29 февраля 2008 года № 62 утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального значения на территории Республики Калмыкия, в который под № * включена автодорога «с. Малые Дербеты – п. Большой ФИО2» (идентификационный номер ***).
В силу ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Согласно п. 1 Положения о Министерстве по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия, утвержденного постановлением Правительства Республики Калмыкия от 08 ноября 2010 года № 338, Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия является органом исполнительной власти Республики Калмыкия, осуществляющим функции по участию в выработке и реализации государственной политики Республики Калмыкия в подведомственных отраслях, в том числе, в сфере дорожного хозяйства Республики Калмыкия, осуществляет полномочия в указанной сфере, в числе которых разработка мер по повышению пропускной способности, благоустройству автомобильных дорог общего пользования регионального значения и сооружений на них, организации дорожного движения и информации участников дорожного движения о состоянии проезда (п. 4.4.2); организация обеспечения проектной документацией объектов строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования регионального значения, их участков и сооружений на них, для чего осуществляет (п. 4.4.4): подготовку и утверждение заданий на разработку проектной документации и инженерных изысканий на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт автомобильных дорог общего пользования регионального значения, их участков и сооружений на них; разработку ведомостей дефектов и намечаемых работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования регионального значения, их участков и сооружений на них и их утверждение; разработку годовых заданий по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального значения и их утверждение; при необходимости разработку инвесторских смет по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального значения, их участков и сооружений на них; утверждение результатов инженерных изысканий и проектной документации по объектам строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования регионального значения, их участков и сооружений на них и т.д.; разработка текущих и перспективных планов по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального значения (п. 4.4.6); сбор и накопление информации о выполненных объемах работ на объектах строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования регионального значения (п. 4.4.8); участие в разработке и реализации мер по повышению безопасности дорожного движения по автомобильным дорогам общего пользования регионального значения (п. 4.4.11).
Учитывая, что автодорога «с. Малые Дербеты – п. Большой ФИО2» входит в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального значения на территории Республики Калмыкия, осуществление дорожной деятельности в силу действующего законодательства в отношении данной автомобильной дороги должно обеспечиваться Министерством по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия, суды первой и второй инстанций, оценив исследованные в совокупности доказательства в соответствии со ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ, пришли к обоснованному выводу о наличии в бездействии Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия, выразившемся в непринятии мер по обеспечению соответствия состояния рассматриваемой автомобильной дороги (на *-м и *-м километрах) установленным законом правилам, стандартам, техническим нормам, составов административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
Доводы жалоб о недостаточности финансирования, длительности сроков по осуществлению закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд не свидетельствуют о наличии объективных препятствий для выполнения Министерством возложенной обязанности по содержанию автомобильной дороги, что подтверждается и сведениями о том, что допущенные нарушения устранены до рассмотрения дела по существу. Кроме того, само по себе устранение выявленных нарушений не исключает вывода о наличии составов вменяемых административных правонарушений и свидетельствует лишь о позитивном постделиктном поведении лица, в отношении которого осуществляется производство по делу об административном правонарушении.
Вместе с тем, при назначении юридическому лицу административного наказания судом оставлены без внимания следующие обстоятельства.
Согласно ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
При этом в силу ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Аналогичная правовая позиция изложена в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
ИЗ анализа материалов дел об административных правонарушениях №№ 5-6*, 5-5* следует, что события административных правонарушений свидетельствуют о бездействии, допущенном Министерством по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия, выразившемся в невыполнении требований законодательства по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог, допущенном в отношении единого объекта - автодороги «с. Малые Дербеты – п. Большой ФИО2» (идентификационный номер ***), которое выявлено в результате проведенного должностными лицами ГИБДД в один день рейдового мероприятия.
Рассмотрение возбужденных в отношении юридического лица дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, подведомственно одному должностному лицу.
Учитывая изложенное, административное наказание юридическому лицу за указанные административные правонарушения подлежит назначению с учетом требований ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения указанного Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановления мирового судьи судебного участка № 5 Элистинского судебного района Республики Калмыкия от 13 ноября 2017 года по делам об административных правонарушениях №№ 5-6*, 5-5*, решения судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 22 декабря 2017 года № АП 12-*6, № АП 12-*5, вынесенные в отношении Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия, подлежат изменению с назначением по ч. 1 ст.12.34 КоАП РФ, ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ административного наказания в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.
Руководствуясь ст. 30.13, п. 2 ч. 2 ст. 30.17, ст. 30.18 КоАП РФ
п о с т а н о в и л:
постановления мирового судьи судебного участка № 5 Элистинского судебного района Республики Калмыкия от 13 ноября 2017 года по делам об административных правонарушениях №№ 5-6*, 5-5*, решения судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 22 декабря 2017 года № АП 12-*6, № АП 12-*5, вынесенные в отношении Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 12.34 и ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, изменить.
Назначить Министерству по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, административное наказание в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.
В остальной части указанные акты оставить без изменения.
Заместитель Председателя
Верховного Суда Республики Калмыкия А.В. Сангаджиев