ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-240/2018 от 14.06.2018 Астраханского областного суда (Астраханская область)

№ 4а-240/2018

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Астрахань 14 июня 2018 года

Заместитель председателя Астраханского областного суда Шустова Т.П., рассмотрев жалобу Бардыниной Н.В. на вступившие в законную силу постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Астраханской области № 25-14-29/79/2017 от 07 декабря 2017 года, решение судьи Камызякского районного суда Астраханской области от 23 января 2018 года, решение судьи Астраханского областного суда от 16 февраля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главного бухгалтера МКУ «Дирекция по реализации муниципальных программ» Бардыниной Н.В.,

установил:

постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Астраханской области № 25-14-29/79/2017 от 07 декабря 2017 год должностное лицо - главный бухгалтер МКУ «Дирекция по реализации муниципальных программ» Бардынина Н.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

Решением судьи Камызякского районного суда Астраханской области от 23 января 2018 года постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Астраханской области № 25-14-29/79/2017 от 07 декабря 2017 года оставлено без изменения, а жалоба Бардыниной Н.В.- без удовлетворения.

Решением судьи Астраханского областного суда от 16 февраля 2018 года постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Астраханской области № 25-14-29/79/2017 от 07 декабря 2017 года, решение судьи Камызякского районного суда Астраханской области от 23 января 2018 года оставлены без изменения, жалоба Бардыниной Н.В.- без удовлетворения.

В жалобе Бардынина Н.В. ставит вопрос об отмене постановления должностного лица и судебных актов, прекращении производства по делу, поскольку главный бухгалтер не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Указывает на ошибочность выводов судебных инстанций о наличии вины и отсутствие оснований для принятия нескольких постановлений о привлечении к административной ответственности за фактически одно совершенное правонарушение.

Проверив дело об административном правонарушении, исследовав доводы жалобы, нахожу её не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств, за исключением случаев, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Статья 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает, что получатель бюджетных средств принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства.

Согласно пункту 3 статье 219Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением в пределах, доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.

Состав данного правонарушения включает объект правонарушения, связанный с посягательством на нормальный порядок принятия бюджетных обязательств, в размерах, не превышающих бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств.

Объективная сторона деликта выражена в ненадлежащем принятии бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств.

Из материалов дела следует, что 15 января 2016 года МКУ «Дирекция по реализации целевых программ» приняты бюджетные обязательства путем заключения муниципального контракта № 002 с ООО «СнабКомплект» на приобретение в муниципальную собственность МО «Камызякский район» квартиры, общей площадью 42,6 кв.м., расположенной по адресу: <адрес> на общую сумму 1120342,50 рублей, в том числе за счет средств Фонда в сумме 770886,11 рублей

Между тем на момент принятия обязательств, согласно отчету о состоянии лицевого счета Учреждения на 15 января 2016 года бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств по всем КБК не значится.

В соответствии с должностной инструкцией главный бухгалтер Учреждения Бардынина Н.В. осуществляет должностные обязанности, в том числе: выполняет работу по постановке и ведению бухгалтерского учета организации в целях получения полной и достоверной информации о финансово-хозяйственной деятельности, формирует в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете учетную политику исходя из условий деятельности организации, обеспечивает контроль за правильностью оформления хозяйственных операций, соблюдения порядка документооборота, обеспечивает своевременное и точное отражение на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций, движения активов, доходов и расходов, выполнения обязательств, обеспечивает соблюдение финансовой и кассовой дисциплины, смет расходов, законности списания со счетов бухгалтерского учета недостач, дебиторской задолженности и других потерь, составляет отчеты об исполнении бюджетов денежных средств и смет расходов, подготовку необходимой бухгалтерской и статистической отчетности, представления их в установленном порядке в соответствующие органы.

Поскольку в силу закона заказчики вправе принимать бюджетные обязательства и заключать контракты на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд при наличии доведенных им как получателям бюджетных средств соответствующих лимитов бюджетных обязательств, а Бардынина Н.В. нарушила порядок принятия бюджетных обязательств, данный факт послужил основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В ходе рассмотрения дела судьями правильно определены юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для дела, исследованы все представленные по делу доказательства, которым была дана оценка на предмет относимости, допустимости и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В оспариваемых актах приведены мотивы со ссылкой на нормы закона, по которым должностное лицо административного органа и судебные инстанции пришли к выводу о доказанности нарушения должностным лицом Бардыниной Н.В. порядка принятия бюджетных обязательств, и, как следствие, о наличии в её действиях состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Оснований не согласиться с выводами, изложенными в состоявшихся по делу судебных постановлениях, не усматривается, поскольку они основаны на полном и объективном исследовании материалов дела и требований действующего законодательства.

Доводы жалобы о том, что главный бухгалтер МКУ «Дирекция по реализации муниципальных программ» Бардынина Н.В. не является субъектом данного правонарушения, несостоятельны по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона от 06 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" и в соответствии с должностной инструкцией, утвержденной директором МКУ «Дирекция по реализации муниципальных программ», ведение бухгалтерского учета в МКУ «Дирекция по реализации муниципальных программ» возложено на главного бухгалтера.

Согласно пунктам 2.1, 2.6, 2.9 должностной инструкции главного бухгалтера МКУ «Дирекция по реализации муниципальных программ», с которой Бардынина Н.В. ознакомлена 20 января 2014 года, главный бухгалтер обязан выполнять работу по постановке и ведению бухгалтерского учета организации, обеспечивать своевременное и точное отражение на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций, движения активов, доходов и расходов, выполнения обязательств, обеспечивает соблюдение финансовой и кассовой дисциплины, смет расходов, законности списания со счетов бухгалтерского учета недостач, дебиторской задолженности и других потерь.

При этом частью 4 должностной инструкции главного бухгалтера бухгалтерии МКУ «Дирекция по реализации муниципальных программ» установлено, что главный бухгалтер несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и уголовную) ответственность за: ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией, в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации, правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации, нарушения трудовой дисциплины, недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ей работы.

В силу требований пункта 14 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденному приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 года N 34н документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером. Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются действительными и не должны приниматься к исполнению. В случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных итераций первичные учетные документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия таких операций и включения данных о них в бухгалтерский учет и бухгалтерскую отчетность.

Согласно положениям статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Из примечания к данной статье следует, что под должностным лицом в настоящем Кодексе понимается, в частности, лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных и муниципальных организациях.

При таких обстоятельствах, Бардынина Н.В., являясь главным бухгалтером Учреждения, обязана соблюдать требования бюджетного законодательства Российской Федерации, знать о принятых и исполненных лимитов бюджетных обязательств, в том числе об отсутствии у МКУ «Дирекция по реализации муниципальных программ» лимитов бюджетных обязательств на оплату муниципального контракта.

Ссылка в жалобе на вынесение административным органом в отношении Бардыниной Н.В. нескольких постановлений по делу об административном правонарушении, выявленных в рамках одной проверки, является несостоятельной, поскольку материалами дела не подтверждается.

Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судами норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Каких-либо юридически значимых обстоятельств, опровергающих выводы о виновности Бардыниной Н.В. в инкриминируемом правонарушении, в жалобе не приведено.

Принцип презумпции невиновности должностным лицом и судебными инстанциями не нарушен, неустранимых сомнений по делу, которые могли быть истолкованы в пользу Бардыниной Н.В. не усматривается, наказание назначено с учетом характера совершенного административного правонарушения, имущественного и финансового положения лица.

Нарушений норм материального и процессуального административного права в ходе производства по делу об административном правонарушении, позволяющих рассматривать состоявшиеся судебные решения и постановление должностного лица как незаконные и необоснованные, не установлено, в связи с чем оснований для их отмены или изменения не имеется.

Материалы дела не содержат сведений о наличии процессуальных нарушений, которые могли бы препятствовать всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела.

Срок давности и порядок привлечения Бардыниной Н.В. к административной ответственности соблюдены.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17, 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановил:

постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Астраханской области № 25-14-29/79/2017 от 07 декабря 2017 год, решение судьи Камызякского районного суда Астраханской области от 23 января 2018 года, решение судьи Астраханского областного суда от 16 февраля 2018 года оставить без изменения, жалобу Бардыниной Н.В. - без удовлетворения.

Заместитель председателя

Астраханского областного суда Т.П. Шустова