ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
г.Уфа РБ 11 июля 2012 года
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
Заместитель Председателя Верховного Суда Республики Башкортостан Иващенко В.Г., рассмотрев надзорную жалобу главы Администрации сельского поселения ... сельсовет муниципального района ... Республики Башкортостан ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка по Бижбулякскому району Республики Башкортостан от 14.03.2012г. и решение Бижбулякского районного суда Республики Башкортостан от 25.04.2012г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.7 КоАП РФ, в отношении юридического лица Администрации сельского поселения ... сельсовет муниципального района ... Республики Башкортостан,
У С Т А Н О В И Л А:
протоколом об административном правонарушении №... от ... года, составленным начальником ОНД ... УНД ГУМЧС России по РБ ФИО2, в отношении юридического лица - Администрации сельского поселения ... сельсовет муниципального района ... (далее Администрация СП ... сельсовет) возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.7 КоАП РФ, за невыполнение обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами в области гражданской обороны, а именно за то, что в нарушение ч.2 ст.8 Федерального закона 12.02.1998г. №28-ФЗ «О гражданской обороне»:
администрацией сельского поселения не разработан план гражданской обороны и защиты населения;
не поддерживаются в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
не проводятся мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
не проводятся первоочередные мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;
не создаются и не содержатся в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств,
глава администрации не прошел обучение в области гражданской обороны, чем нарушен п.3 Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства РФ 02.11.2000 г. №841.
За указанные действия постановлением мирового судьи судебного участка по Бижбулякскому району от 14.03.2012г. Администрация СП ... сельсовет привлечена к административному наказанию в виде штрафа в размере 100000 руб. по ч.2 ст.20.7 КоАП РФ.
По жалобе главы СП ... сельсовет ФИО1 решением Бижбулякского районного суда от 25.04.2012г. постановление мирового судьи судебного участка по Бижбулякскому району от 14.03.2012г. оставлено без изменения.
Не соглашаясь с судебными актами, глава СП ... сельсовет ФИО1 обжаловал их в Верховный Суд Республики Башкортостан в порядке надзора, предлагая отменить в связи с нарушением норм материального и процессуального права, производство по делу прекратить, указывая на отсутствие состава правонарушения, что в судебных актах искажено официальное наименование сельского поселения. Постановлением главы СП ... сельсовет от ... года№... утвержден план и приложение №... к нему, где предусмотрены мероприятия по гражданской обороне и защите населения. Населенные пункты, расположенные на территории СП ... сельсовет ни к одной из групп по гражданской обороне, перечисленных в п.п. 5,6,7,8 Постановления Правительства от 03.10.1998г. № 1149 не относятся. Организации, отнесенные к субъектам гражданской обороны, на территории сельского поселения не имеются. Поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасности не является обязанностью администрации сельского поселения. На территории поселения система централизованного оповещения населения не установлена. К территориям, которые должны быть обеспечены средствами индивидуальной защиты, сельское поселение также не относится.
ФИО1 избран ...... года, в плане на 2012г. обучение глав сельских поселений не предусмотрено, направлением на обучение занимается администрация района, от обучения не отказывался. В ходе проверки нарушена процедура, установленная Федеральным законом №294-ФЗ, фактически проверка проводилась 19.01.2012г., а не 13.02.2012г., документацию никто не проверял, законного основания проведения проверки нет, распоряжение о проверке в области гражданской обороны отсутствует, копия распоряжение под роспись главе не вручалась, уведомили о проверке в 20-х числах ... года, протокол от ... годаглавой не подписан, т.к. он был на учебе в это время, запись о проверке не была отмечена начальником отделения в журнале учета проверок.
Проверив представленные материалы, обсудив доводы жалобы, нахожу жалобу подлежащей удовлетворению частично.
В соответствии с п.3 ч.2 ст.30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Как следует из материалов дела, сельскому поселению ... сельсовет вменено совершение правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.7 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Объектом комментируемого административного правонарушения являются отношения в области обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.
Объективную сторону правонарушения характеризуют действия либо бездействие, связанные с нарушением соответствующих правил эксплуатации либо использования и содержания систем и объектов гражданской обороны.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" под гражданской обороной понимается система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
под требованиями в области гражданской обороны понимаются специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с ч.2 ст.8 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее – Закон №28-ФЗ) органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований:
проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения;
проводят подготовку и обучение населения в области гражданской обороны;
поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны;
проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
проводят первоочередные мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;
создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств.
Протоколом об административном правонарушении №... от ... года, составленным начальником ОНД ... УНД ГУМЧС России по РБ ФИО2, сельскому поселению ... сельсовет вменено невыполнение мероприятий по гражданской обороне, а именно установленных ч.2 ст.8 Закона мероприятий по подготовке к защите от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также непрохождение обучения по гражданской обороне главой сельского поселения.
Мировой судья признал установленными вмененные нарушения, согласившись с правильностью установления фактических обстоятельств дела, законностью процедуры проверки и возбуждения дела, правовой оценкой действий лица. Проверяя доводы жалобы ФИО1, вторая судебная инстанция, признала постановление мирового судьи законным и обоснованным.
Однако с законностью и обоснованностью решения суда второй инстанции, согласиться нельзя, поскольку оно принято при недостаточно проверенных обстоятельствах, доводы лица о невиновности, нарушении процедуры проверки и привлечения к ответственности не проверены и каждому из них в отдельности надлежащая оценка не дана.
В соответствии с п.8 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья проверяет законность и обоснованность вынесенного постановления на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов, при необходимости вправе заслушать показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, исследовать иные доказательства.
Так, не дана оценка тому, является ли глава администрации сельского поселения ответственным за все вмененные нарушения по невыполнению мероприятий по гражданской обороне, установленные в ч.2 ст.8 Закона №28-ФЗ, учитывая, что в силу п.23 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – Закон №131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относятся организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
К мероприятиям по гражданской обороне в силу ст.1 Закона №28-ФЗ относятся организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Исходя из смысла ч.2 ст.8 Закона №28-ФЗ, п.23 ст.14 Закона №131-ФЗ на сельское поселение возложено проведение мероприятий по гражданской обороне, а именно разработка и реализация планов гражданской обороны и защиты населения. Иные вмененные мероприятия по гражданской обороне Законом №131-ФЗ отнесены к полномочиям других органов государственного управления и местного самоуправления. Данных о том, что ФИО1 не принял меры по реализации мероприятий по гражданской обороне во исполнение планов гражданской обороны иных органов государственного управления и местного самоуправления, материалы дела не содержат.
Глава сельского поселения ФИО1 в своих показаниях ссылается на наличие Постановления №... от ... года «Об организации и осуществлении плана мероприятий по гражданской обороне, защите населения на территории сельского поселения ... сельсовет МР ... Республики Башкортостан» (л.д.46-53).
Однако наличие названного Постановления №... от ... года на момент проверки ... года государственный инспектор ФИО2 отрицает, поясняя, что ему план представлен не был, глава, находясь на учебе с ... года по ... года в ... не мог вынести данное постановление ... года
В акте проверки от ... года при участии управляющей делами сельского поселения ФИО3 зафиксировано отсутствие плана мероприятий по гражданской обороне (л.д.6), что суд оценил правильно.
Далее, постановлением Правительства РФ от 02.11.2000 № 841 "Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны" установлено, что повышение квалификации руководителей организаций, должностных лиц и работников гражданской обороны, а также преподавателей курса "Основы безопасности жизнедеятельности" и дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" учреждений общего и профессионального образования проводится не реже 1 раза в 5 лет. Для данной категории лиц, впервые назначенных на должность, переподготовка или повышение квалификации в области гражданской обороны в течение первого года работы являются обязательными.
Согласно материалам дела, ФИО1 избран главой СП ... сельсовет ... года (л.д.19), в течение первого года работы повышение квалификации в области гражданской обороны не прошел. Не проверено, имеется ли его вина в этом, учитывая, что согласно письму начальника Главного управления МЧС России по РБ от ... года вопросами комплектования групп должностных лиц на обучение занимаются главы администрации муниципальных районов и городских округов (л.д.54).
Не проверена процедура возбуждения дела об административном правонарушении. Протокол об административном правонарушении составлен ... года при участии управляющей делами сельского поселения ФИО3, которая его подписать отказалась, является ли она законным представителем юридического лица, ее полномочия на участие в данной стадии, извещение главы сельского поселения, не проверены.
Судебные инстанции не проверили, является ли сельское поселение субъектом вмененного правонарушения, учитывая положения ч.2 ст. 2.10 КоАП РФ, согласно которым в случае, если в статьях разделов I, III, IV, V настоящего Кодекса не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу.
Не проверено: не является ли субъектом ответственности за вмененные нарушения в сфере общественной безопасности по настоящему делу, только должностное лицо. Фактически к ответственности привлечено юридическое лицо - сельское поселение Зириклинский сельсовет муниципального района ... Республики Башкортостан, а не его администрация, в жалобе правильно указывается на неправильное наименование юридического лица.
При таких обстоятельствах с законностью и обоснованностью решения суда второй инстанции согласиться нельзя, т.к. обстоятельствам дела не дана надлежащая оценка, не проверено соблюдение норм материального и процессуального права, что повлекло вынесение немотивированного решения по результатам рассмотрения жалобы. Указанные нарушения являются существенными, влекущими отмену судебного решения с направлением жалобы лица на новое рассмотрение в тот же суд.
При новом рассмотрении следует проверить доводы лица о невиновности, процедуру проведения проверки с точки зрения соблюдения положений Федерального закона №294-ФЗ, соблюдение процессуальных прав лица на стадии возбуждения дела, после чего принять мотивированное решение по результатам рассмотрения жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь п.3 ч.2 ст. 30.17 КоАП РФ,
П О С Т А Н О В И Л А:
решение Бижбулякского районного суда Республики Башкортостан от 25.04.2012г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.7 КоАП РФ, в отношении юридического лица Администрации сельского поселения ... сельсовет муниципального района ... Республики Башкортостан отменить.
Жалобу главы Администрации СП ... сельсовет ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка по Бижбулякскому району Республики Башкортостан от 14.03.2012г. направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Надзорную жалобу удовлетворить частично.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Российской Федерации или его заместители.
Повторная подача жалобы по тем же основаниям в Верховный Суд Республики Башкортостан не допускается.
Постановление направить заявителю для сведения.
Заместитель Председателя
Верховного Суда
Республики Башкортостан п/п В.Г. Иващенко