ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-242/18 от 30.03.2017 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Судья Мугако М.Д.

Судья Колпаков И.Ю. Дело № 4а-242/2018

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Красноярск 30 марта 2017 года.

Председатель Красноярского краевого суда Фуга Н.В., рассмотрев жалобу заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва ФИО1 на вступившие в законную силу решение судьи Кировского районного суда г.Красноярска от 02 ноября 2017 года и решение судьи Красноярского краевого суда от 11 января 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.5 ст.19.8 КоАП РФ, в отношении Управления Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, Республике Хакасия и Республики Тыва,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением временно исполняющего обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее Тывинское УФАС России) от 05.06.2017 года Управление Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, Республике Хакасия и Республики Тыва (далее Красноярскстат) было привлечено к административной ответственности по ч.5 ст.19.8 КоАП РФ. Назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Согласно постановлению, Красноярскстат не предоставило перечень зарегистрированных на территории Республики Тыва индивидуальных предпринимателей по основному и дополнительному виду деятельности по группе 47.30 «Торговля розничная моторным топливом в специализированных магазинах» (по ОК 029-2015 (КДЕС Ред.2) с указанием хозяйствующих субъектов, ОГРН/ИНН, адресов по мотивированному необходимостью указанных сведений для проведения анализа состояния конкурентной среды и направленному Тывинским УФАС России запросу от 16.03.2017 года (исх.№ 4-352), в 10-ти дневный срок, со дня его получения, а также по направленному уведомлению о составлении протокола от 12.04.2017 года (исх.№4-519) в срок до 10.05.2017 года.

Решением судьи Кировского районного суда г.Красноярска от 02.11.2017 года указанное постановление отменено, производство по делу прекращено на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, за отсутствием состава административного правонарушения.

Решением судьи Красноярского краевого суда от 11.01.2018 года судебное решение оставлено без изменения.

В жалобе, поступившей в Красноярский краевой суд в соответствии со ст.30.12 КоАП РФ, заместитель руководителя Тывинского УФАС России - ФИО1 просит об отмене судебных решений, ссылаясь на их незаконность. Заявитель указывает, что действующее законодательство позволяет антимонопольному органу истребовать документы, без ограничения по срокам, составу и объему запрашиваемой информации, необходимой для осуществления антимонопольным органом его задач и функций. Письмом Тывинского УФАС России от 16.03.2017 года запрашивались не первичные статистические данные, являющиеся информацией ограниченного доступа.

В Красноярский краевой суд поступили возражения на жалобу. Защитник Супрун К.Г. указывает, что Красноярскстат не является субъектом правонарушения, не имел возможности исполнить требование антимонопольного органа о предоставлении запрашиваемых сведений по объективным причинам. Функция по распространению сведений из ЕГРИП и ЕГЮРЛ законодательно возложена на ФНС России и его органы, обязанность органа по осуществлению функции по распространению таких сведений не существует и не доказана. Защитник просит оставить судебные решения без изменения.

Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, полагаю, что принятые по делу об административном правонарушении судебные акты отмене либо изменению не подлежат.

В силу ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Отменяя постановление Тувинского УФАС России, судья районного суда обоснованно пришел к выводу об отсутствии в материалах дела данных объективно подтверждающих тот факт, что Красноярскстат имел возможность в установленный срок представить истребованные документы и сведения, но неправомерно не исполнил законного требования антимонопольного органа.

В соответствии с ч.5 ст.19.8 КоАП РФ предусмотрена ответственность за непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации).

Согласно ст.25 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы государственной власти субъектов Российской Федерации (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны представлять в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию соответственно в письменной и устной форме (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), включая акты, договоры, справки, деловую корреспонденцию, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой записи или в форме записи на электронных носителях.

Частью 3 вышеуказанной статьи предусмотрено, что информация, составляющая коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, представляется в антимонопольный орган в соответствии с требованиями, установленными федеральными законами.

Пунктами 1-3 статьи 9 Федерального закона от 29.11.2007 года № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» (далее Закон) первичные статистические данные, содержащиеся в формах федерального статистического наблюдения, являются информацией ограниченного доступа. Субъекты официального статистического учета обязаны обеспечить конфиденциальность информации ограниченного доступа. Первичные статистические данные, являющиеся информацией ограниченного доступа, не подлежат разглашению (распространению и (или) предоставлению) и используются только в целях формирования официальной статистической информации.

Субъекты официального статистического учета не вправе предоставлять федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, государственным и муниципальным служащим, должностным лицам, другим физическим и юридическим лицам первичные статистические данные, являющиеся информацией ограниченного доступа, для использования этих данных в иных не связанных с формированием официальной статистической информации целях.

Согласно ст.5 Закона субъекты официального статистического учета (в том числе «Красноярскстат») в целях формирования официальной статистической информации получают от респондентов первичные статистические данные и административные данные, в том числе содержащие сведения, отнесенные к государственной тайне, сведения, отнесенные к коммерческой тайне, сведения о налогоплательщике, о персональных данных физических лиц и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами и обеспечивают ее защиту в соответствии с законодательством Российской Федерации об этих категориях информации ограниченного доступа (п.9).

Официальная статистическая информация является общедоступной, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами (п.10).

В силу п.12 ст.5 Федерального закона от 29.11.2007 года № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» федеральным органам государственной власти, а также органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, судам, органам прокуратуры, Банку России, государственным внебюджетным фондам, профсоюзным объединениям и объединениям работодателей по их письменному запросу или в соответствии с соглашением сторон об информационном взаимодействии официальная статистическая информация предоставляется субъектами официального статистического учета бесплатно.

Исходя из толкования норм закона, Красноярскстат в пределах своей компетенции, обязан бесплатно предоставлять, в том числе антимонопольным органам не любую информацию, находящуюся в его распоряжении, а только официальную статистическую информацию.

Информация, запрашиваемая Тывинским УФАС России о наименовании хозяйствующих субъектов (индивидуальных предпринимателей), их ОГРН и ИНН, адресах в силу ч.1 ст.5 Федерального Закона № 129 - ФЗ от 08.08.2001 года «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» содержится в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.

В ответе на запрос Тывинского УФАС России Красноярскстат указал количество предпринимателей, зарегистрированных по соответствующему виду экономической деятельности и дал разъяснение, что в остальной части запроса необходимо обратиться в органы Федеральной налоговой службы за получением информации.

Предоставленное антимонопольным органам право на запрос информации у любых государственных органов не предполагает направление запросов в такие органы без учета их компетенции и норм федерального законодательства, регулирующих предоставление информации.

Учитывая то, что предоставление информации указанной в запросе Тывинского УФАС России не относится к компетенции Красноярскстата, данная информация не является сведениями государственной статистической отчетности, судья районного суда обоснованно посчитал, что в действиях (бездействии) Краснояркстата отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.19.8 КоАП РФ и прекратил производство по делу на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ. С таким выводом согласился судья Красноярского краевого суда.

Кроме того, КоАП РФ не содержит нормы, предусматривающей возможность отмены вступившего в законную силу постановления или решения по делу об административном правонарушении, если при этом ухудшается положение лица, привлекаемого к административной ответственности.

Указанная правовая позиция корреспондирует положениям ч.1 ст.46, ч.1 ст.50, ст.55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями ст.4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 января 1950 г.), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, содержащейся в п.3.1 постановления от 17.07.2002 г. №13-П (подтвержденной в постановлении от 11.05.2005 г. № 5-П), исключения из общего правила о запрете поворота к худшему допустимы лишь в качестве крайней меры, когда допущенные в предшествующем разбирательстве существенные (фундаментальные) нарушения повлияли на исход дела, и не исправление судебной ошибки искажало бы саму суть правосудия, смысл приговора как акта правосудия, разрушая необходимый баланс конституционно защищаемых ценностей, в том числе прав и законных интересов осужденных и потерпевших.

Приведенные положения, касающиеся общих принципов пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений по уголовным делам, применимы к административному судопроизводству, в рамках которого решается вопрос об административной ответственности и наказании лица.

Данный вывод является также общепризнанным принципом международного права, который в соответствии с ч.1 ст.17 Конституции Российской Федерации, должен признаваться в Российской Федерации при осуществлении прав и свобод человека и гражданина.

Поскольку жалоба не содержит указания о каких-либо существенных нарушениях, имеющих фундаментальный, принципиальный характер, повлиявших на исход дела, оснований для отмены судебных решений, не имеется.

В этой связи, судебные решения, принятые по делу об административном правонарушении, являются законными, обоснованными и отмене не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.2 ст.30.17 КоАП РФ, ст.30.18 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение судьи Кировского районного суда г.Красноярска от 02 ноября 2017 года и решение судьи Красноярского краевого суда от 11 января 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.5 ст.19.8 КоАП РФ, в отношении Управления Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, Республике Хакасия и Республике Тыва оставить без изменения, жалобу заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва ФИО1- без удовлетворения.

Председатель

Красноярского краевого суда Н.В.Фуга