ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-2434/17 от 25.12.2017 Московского областного суда (Московская область)

<данные изъяты>а- 2434/17

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

<данные изъяты>

<данные изъяты> 25 декабря 2017 года

Заместитель председателя Московского областного суда Соловьев С.В., рассмотрев жалобу законного представителя юридического лица – генерального директора Муниципального автономного учреждения Кинематографии «Видновская дирекция киносети» ФИО1 на вступившие в законную силу постановление мирового судьи 8 судебного участка Видновского судебного района <данные изъяты> от <данные изъяты> и решение судьи Видновского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 15.15.5 КоАП РФ в отношении Муниципального автономного учреждения Кинематографии «Видновская дирекция киносети»,

УСТАНОВИЛ:

постановлением мирового судьи 8 судебного участка Видновского судебного района <данные изъяты> от <данные изъяты>, Муниципальное автономное учреждение Кинематографии «Видновская дирекция киносети» (далее – МАУК «ВДК») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 15.15.5 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 1 200 рублей.

Решением судьи Видновского городского суда <данные изъяты>, указанное постановление мирового судьи оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.

Не согласившись с постановленными по делу судебными актами, законный представитель – генеральный директор МАУК «ВДК» ФИО1 их обжаловала в порядке ст.ст. 30.12-30.14 КоАП РФ, просила отменить, указывая на нарушения норм материального и процессуального права.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, с учетом положений ч. 2 ст. 30.16 КоАП РФ, прихожу к следующему выводу.

Частью 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ (в редакции действовавшей на дату совершения административного правонарушения) установлена ответственность за нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.

При рассмотрении дела мировым судьей установлено, что в нарушении п.7 порядка определения объема и условий предоставления субсидий <данные изъяты>, утвержденного постановлением главы Ленинского муниципального района <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты> в соответствии с нормами ст.78.1 Бюджетного кодекса РФ, средства субсидии, предоставленные на освещение в электронных средствах массовой информации мероприятий комплекса « Готов к труду и обороне» Ленинского муниципального района» по Соглашению <данные изъяты>/ц, были в полном объеме израсходованы Муниципальным автономным учреждениеи Кинематографии «Видновская дирекция киносети» <данные изъяты> на оплату охранных услуг учреждения в объеме, превышающем месячную сумму оплаты по договору от <данные изъяты><данные изъяты> с <данные изъяты>», что является нарушением условий предоставления из бюджетов бюджетной системы РФ субсидий автономным учреждениям на иные цели.

Признавая Муниципальное автономное учреждение Кинематографии «Видновская дирекция киносети» виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ, мировой судья исходил из того, что факт совершения административного правонарушения и виновность учреждения подтверждаются совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств: протоколом об административном правонарушении; копией соглашения <данные изъяты>/ц; копиями платежных поручений и другими материалами дела.

С таким выводом мирового судьи согласился судья городского суда при рассмотрении жалобы по делу об административном правонарушении.

Между тем с такими выводами судебных инстанций согласиться нельзя по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В силу ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.

По смыслу нормативных положений, закрепленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, протокол об административном правонарушении является основным процессуальным документом, в котором приводятся основания для привлечения лица к административной ответственности.

Правила оформления названного документа указаны в частях 2, 5 статьи 28.2 КоАП РФ.

Согласно ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указывается, в том числе, статья, часть статьи КоАП РФ.

Статья 15.15.5 КоАП РФ (в редакции на дату совершения административного правонарушения) содержит две части:

1. Нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, -

2. Нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.

Между тем, протокол об административном правонарушении, составленный в отношении Муниципального автономного учреждения Кинематографии «Видновская дирекция киносети», указания на часть статьи 15.15.5 КоАП РФ не содержит.

Указанный недостаток является существенным, так как согласно ст. 26.1 и ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении формулируется обвинение, предъявляемое лицу, привлекаемому к административной ответственности, за пределы которого судья выходить не вправе. Отсутствие в протоколе ссылки на часть статьи КоАП РФ, нарушает право этого лица на защиту и противоречит требованиям ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ.

Отмеченное обстоятельство лишало мирового судью, а затем и судью городского суда возможности проверить обоснованность предъявленного Муниципального автономного учреждения Кинематографии «Видновская дирекция киносети» обвинения в совершении административного правонарушения и принять правильное решение по делу.

В силу абзаца 2 пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 5 от <данные изъяты> существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т.п.).

В соответствии с п. 3 ст. 29.1 КоАП РФ судья при подготовке дела об административном правонарушении к рассмотрению выясняет, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.

Отсутствие в протоколе об административном правонарушении указания на часть статьи Кодекса об административном правонарушении, предусмотренного ст. 15.15.5 КоАП РФ являлось основанием для возврата указанного протокола и других материалов дела мировым судьей должностному лицу, составившему его, для устранения изложенных выше нарушений закона на основании п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ.

Согласно ст. 26.1 и 28.1 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении формулируется обвинение, предъявляемое лицу, привлекаемому к административной ответственности, за пределы которого судья выходить не вправе.

Увеличение объема обвинения лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, недопустимо и влечет ухудшение положения этого лица. Данное обстоятельство является самостоятельным основанием к отмене состоявшихся по делу судебных решений.

Между тем, мировой судья признал Муниципальное автономное учреждение Кинематографии «Видновская дирекция киносети» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ.

Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, вышеприведенные нормы закона прихожу к выводу, что событие правонарушения, вмененного в вину Муниципальному автономному учреждению Кинематографии «Видновская дирекция киносети» судьями нижестоящих судебных инстанций надлежащим образом не установлено и не проверено, в результате чего, учреждение было привлечено к ответственности за совершение административного правонарушения, которое ему не вменялось.

При таких обстоятельствах выводы судей в постановлении и решении по делу о наличии в действиях учреждения объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются необоснованными.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

При таких обстоятельствах постановление мирового судьи 8 судебного участка Видновского судебного района <данные изъяты> от <данные изъяты> и решение судьи Видновского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 15.15.5 КоАП РФ в отношении Муниципального автономного учреждения Кинематографии «Видновская дирекция киносети подлежат отмене.

Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного и руководствуясь п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

постановление мирового судьи 8 судебного участка Видновского судебного района <данные изъяты> от <данные изъяты> и решение судьи Видновского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 15.15.5 КоАП РФ в отношении Муниципального автономного учреждения Кинематографии «Видновская дирекция киносети» отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Заместитель председателя суда С.В. Соловьев