ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г.Уфа РБ 20 апреля 2016 года
Заместитель Председателя Верховного Суда Республики Башкортостан Латыпова З.У., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении (дело поступило дата) жалобу защитника Общества с ограниченной ответственностью «ФИО10» ФИО1 на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 4 судебного района Мелеузовский район и г. Мелеуз Республики Башкортостан от 04 декабря 2015 года и решение судьи Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан от 18 января 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «ФИО11»,
У С Т А Н О В И Л А :
постановлением мирового судьи судебного участка № 4 судебного района Мелеузовский район и г. Мелеуз Республики Башкортостан от 04 декабря 2015 года, оставленным без изменения решением судьи Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан от 18 января 2016 года, ООО «ФИО12» привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 50000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ.
Не согласившись с вынесенными по делу судебными постановлениями, защитник ООО «ФИО13» ФИО1 обжаловал их в Верховный Суд Республики Башкортостан в порядке ст. 30.12 КоАП РФ, просит отменить ввиду незаконности и необоснованности, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения.
Проверив материалы дела, исследовав доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 20.6 КоАП РФ невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно ст. 1 Федерального закон от 21.12.1994г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
В силу ст. 14 Закона организации обязаны:
а) планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;
б) планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях;
в) обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять подготовку работников организаций в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
г) создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
д) обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
е) финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;
ж) создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
з) предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
и) предоставлять в установленном порядке федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, участки для установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, осуществлять в установленном порядке распространение информации в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций путем предоставления и (или) использования имеющихся у организаций технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, а также каналов связи, выделения эфирного времени и иными способами.
Руководитель организации, на территории которой может возникнуть или возникла чрезвычайная ситуация, и назначенный им руководитель работ по ликвидации чрезвычайной ситуации несут ответственность за проведение работ по предотвращению и ликвидации чрезвычайной ситуации на территории данной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 4 Закона единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционирует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.
Согласно п.2 Положения о Башкирской территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (утв. Постановлением Правительства РБ от 30.12.2005 г. N 294) (далее - БТП РСЧС) объединяет органы управления, силы и средства территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в Республике Башкортостан, республиканских органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и Законом Республики Башкортостан "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
В соответствии с п.3 Положения БТП РСЧС состоит из звеньев, действующих на региональном, муниципальном и объектовом уровнях.
Согласно п.5 Положения звенья БТП РСЧС муниципального уровня создаются для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах территории Республики Башкортостан и соответствуют административно-территориальному делению Республики Башкортостан.
Организация, состав сил и средств звеньев БТП РСЧС на муниципальном уровне, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми в установленном порядке органами местного самоуправления по согласованию с Главным управлением МЧС России по адрес.
В силу п.6 Положения на каждом уровне БТП РСЧС создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи и оповещения органов управления и сил БТП РСЧС, системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и системы информирования населения о чрезвычайных ситуациях.
Как усматривается из материалов дела, в соответствии с выполнением ежегодного плана проведения плановых проверок на основании распоряжения главного государственного инспектора по адрес, адрес и адрес районам адрес по пожарному надзору ГУ МЧС России по РБ ФИО3№... от дата в ООО «ФИО14» в период с дата по дата назначено проведение плановой выездной проверки соблюдения требований законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (том 1, л.д.3).
Из акта проверки №... от дата следует, что ООО «ФИО15» нарушены требования в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций:
1) в нарушение п.6, п.11 Постановления Правительства РФ от 30.12.2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» отсутствует орган повседневного управления организации (ДДС организации);
2) в нарушение п.6, п.7 Постановления Правительства РФ от 30.12.2003 г. №794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» отсутствует координационный орган организации;
3) в нарушение п.9 Постановления Правительства РФ от 04.09.2003 г. № 547 «Об утверждении Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» не проводятся тактико-специальные учения продолжительностью до 8 часов с участием с участием формирований постоянной готовности 1 раз в год;
4) в нарушение п.10 Постановления Правительства РФ от 04.09.2003 г. № 547 «Об утверждении Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» не проводятся комплексные учения продолжительностью до 2 суток 1 раз в 3 года;
5) в нарушение п.11 Приказа МЧС России от 01.10.2014 г. N 543 «Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты» отсутствует номенклатура и объемы средств индивидуальной защиты;
6) в нарушение п.9 Приказа МЧС России от 01.10.2014 г. N 543 «Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты» работники организации не обеспечены противогазами (на дата. имеется 0 противогазов на 47 человек);
7) в нарушение п.9 Приказа МЧС России от 01.10.2014 г. N 543 «Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты» не обеспечены работники организации медицинскими средствами индивидуальной защиты - на 30% от их общей численности (на дата имеется 0 медицинских средств индивидуальной защиты на 47 человек;
8) в нарушение п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.11.1996г. № 1340 «О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуации природного и
техногенного характера» не разработана номенклатура и объемы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
9) в нарушение п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.11.1996г. № 1340 «О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуации природного и
техногенного характера» отсутствуют резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
10) в нарушение п.4 Приказа МЧС России № 422, Министерства
информационных технологий и связи Российской Федерации № 90, Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации №376 от 25.07.2006г. «Об утверждении положения о системах оповещения населения» отсутствует локальная система оповещения, предназначенная для обеспечения своевременного доведения информации и сигналов оповещения до органов управления, объектового звена БТП РСЧС об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
За выявленные нарушения дата старшим дознавателем ОНД по адрес, адрес и адрес районам УНДиПР ГУ МЧС России по адресФИО4 в отношении ООО «ФИО16» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ (том 1,л.д.14-15).
Факт совершения ООО «ФИО17» правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6 КоАП РФ, подтверждается совокупностью доказательств, достоверность, относимость и допустимость которых сомнений не вызывает, а именно: распоряжением №... от дата о проведении плановой выездной проверки (том 1, л.д.3); актом проверки от дата№... (том 1, л.д.11-12); уведомлением должностного лица №... о времени и месте подписания документов по результатам проведенной плановой проверки, составления протокола об административном правонарушении от дата (том 1, л.д.13); протоколом №... об административном правонарушении от дата (том 1, л.д.14-15).
Привлекая ООО «ФИО18» к административной ответственности по ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ, мировой судья пришел к выводу о том, что указанное юридическое лицо допустило нарушения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций по всем пунктам, перечисленным в акте проверки.С постановлением мирового судьи судья Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан, рассмотревший жалобу директора ООО «ФИО19» ФИО5, согласился частично, установив, что административный надзорный орган представил доказательства, достоверно подтверждающие совершение юридическим лицом лишь одного нарушения в виде отсутствия на предприятии локальной системы оповещения, предназначенной для обеспечения своевременного доведения информации и сигналов оповещения до органов управления, объектового звена БТП РСЧС об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновения чрезвычайных ситуаций, природного и техногенного характера (п. 4 Приказа МЧС России № 422, Министерства информационных технологий и связи РФ № 90, Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ № 376 от 25.07.2006 г. «Об утверждения положения о системах оповещения населения») (пункт 10 акта проверки №... от дата).
По пунктам 3-9 акта проверки №... от дата таких доказательств суду не представлено.
По нарушениям, указанным в пунктах 1,2 акта, судья Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан пришел к выводу об отсутствии у ООО «ФИО20» обязанности по решению вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Решение судьи Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан от дата в части выводов о недоказанности вышеназванных нарушений (п.п.3-9 акта) и отсутствии у ООО «ФИО21» обязанности иметь орган повседневного управления организации (ДДС) и координационный орган организации (КЧС) (п.п.1,2 акта) вступило в законную силу, должностным лицом ОНД по адрес, адрес и адрес районам УНДиПР ГУ МЧС России по адрес не обжаловано.
Директор ООО «ФИО22» ФИО6, не соглашаясь с правомерностью вывода судьи Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан о допущении юридическим лицом нарушения пункта 4 вышеназванного совместного Приказа МЧС России, Министерства информационных технологий и связи РФ, Министерства массовых коммуникаций и культуры РФ в своей жалобе в Верховный Суд Республики Башкортостан ссылается на то, что систем оповещения населения, проживающего около опасного объекта не требуется.
Между тем, как видно из акта проверки №... от дата, протокола об административном правонарушении от дата ООО «ФИО23» вменено отсутствие локальной системы оповещения, предназначенной для обеспечения своевременного доведения информации и сигналов оповещения до органов управления, объектового звена БТП РСЧС об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Необходимость наличия на предприятии указанной системы оповещения предусмотрено Приказом МЧС России № 422, Министерства информационных технологий и связи РФ № 90, Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ № 376 от 25.07.2006 г. «Об утверждении положения о системах оповещения населения», согласно которому системы оповещения создаются:
на федеральном уровне – федеральная система оповещения (на территории Российской Федерации);
на межрегиональном уровне – региональная система оповещения (на территории субъекта Российской Федерации);
на муниципальном уровне – местная система оповещения (на территории муниципального образования);
на объектовом уровне – локальная система оповещения (в районе размещения потенциально опасного объекта) (пункт 4).
Согласно государственному реестру опасных производственных объектов (свидетельство сер.№..., выд. Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору) ООО «ФИО25» является опасным производственным объектом с использованием холодильного цеха IV класса опасности, в котором обращается аммиак объемом 3 тонны. имеется опасный объект – аммиачная холодильная установка.
Согласно пункту 2 раздела «Показатели степени риска ЧС» Паспорта безопасности опасного объекта, утвержденного директором ООО «ФИО24», согласованного начальником ГУ МЧС России по адрес (дата г.), краткая характеристика наиболее опасного сценария развития чрезвычайных ситуаций (последовательность событий) выражается в разрушении линейного ресивера в машинном отделении, выбросе парогазовой фазы и проливе жидкой фазы аммиака, мгновенном испарении части пролитого жидкого аммиака и образовании газового облака, испарении пролива и образовании загазованности в помещении, при наличии источника зажигания – взрыве аммиачно-воздушной смеси, повреждении здания, оборудования, поражении персонала.
Пунктом 9 раздела «Характеристика мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций» Паспорта безопасности опасного объекта предусмотрено наличие на опасном объекте систем оповещения персонала (т.1, л.д.41-50).
Таким образом, из содержания и смысла приведенных положений Паспорта следует, что установка системы оповещения предусмотрена на всем опасном производственном объекте, т.е. ООО «ФИО26», а не в пределах расположения аммиачной холодильной установки.
В связи с изложенным, установленная на аммиачной холодильной установке система в виде газоанализатора-сигнализатора взрывоопасных газов и паров «Сигнал-03», оповещающая об аварийной ситуации только в пределах помещения расположения установки, не отвечает требованиям действующего законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Довод жалобы о том, что положения Постановления Правительства РФ от дата№... «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально-опасных объектов» на ООО «ФИО27» не распространяются, поскольку им предусмотрено создание локальных систем оповещения только для тех объектов, аварии на которых по своей опасности выходят за пределы такого объекта, преследуя своей целью оповещение населения, расположенного вблизи такого объекта, в связи с чем в действиях ООО «ФИО28» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ, не влечет отмену обжалуемых судебных постановлений, поскольку обязательность установки локальной системы оповещения, предназначенной для обеспечения своевременного доведения информации и сигналов оповещения до органов управления, объектового звена БТП РСЧС об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, предусмотрена вышеприведенными положениями Приказа МЧС России № 422, Министерства информационных технологий и связи РФ № 90, Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ № 376 от 25.07.2006 г. «Об утверждении положения о системах оповещения населения».
Ссылка в жалобе на то, что судьей районного суда вместо решения вынесено апелляционное определение, также не влияет на законность принятого судебного акта, поскольку данное обстоятельство не повлияло на правильность вывода судьи относительно наличия в действиях ООО «ФИО29» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ, и виновности юридического лица в его совершении.
Анализ оцененных судьями первой и второй судебных инстанций доказательств позволяет сделать вывод о том, что у ООО «ФИО30» имелась возможность для выполнения требований в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, однако данным юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их исполнению.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено с учетом положений ч.ч.3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, в соответствии с которыми административный штраф назначен в половинном размере от минимального размера, предусмотренного санкцией части 1 статьи 20.6 КоАП РФ.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности не нарушены. Дело об административном правонарушении мировым судьей рассмотрено с участием защитника ООО «ФИО32» ФИО1, жалоба судьей районного суда – в отсутствие надлежаще извещенных законного представителя ООО «ФИО31» - директора ФИО5 и защитника юридического лица ФИО1 (том 2, л.д.6).
Существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ, влекущих отмену судебных актов, в том числе по иным доводам жалобы, по делу не допущено.
Вместе с тем, рассматривая жалобу в соответствии с требованиями ч.1 чт. 30.16 КоАП РФ в пределах поданной жалобы, нахожу обоснованным довод о том, что судья Мелеузовского районного суда, придя к выводу о совершении вменения ООО «ФИО33» лишь одного нарушения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в виде отсутствия локальной системы оповещения, предназначенной для обеспечения своевременного доведения информации и сигналов оповещения до органов управления, объектового звена БТП РСЧС об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, не изменил постановление мирового судьи и не исключил остальные нарушения (пункты 1-9 акта проверки, протокола об административном правонарушении) из объема вмененных нарушений.
Указанный недостаток подлежит исправлению путем внесения изменения в постановление мирового судьи судебного участка №... судебного района адрес и адрес от дата и решение судьи Мелеузовского районного суда от 18 января 2016 года с указанием об исключении из объема вмененных ООО «ФИО34» нарушений, указанных в пунктах 1-9 акта проверки от дата и протокола об административном правонарушении от дата.
На основании изложенного, руководствуясь п.2 ч.2 30.17 КоАП РФ,
П О С Т А Н О В И Л А :
жалобу защитника ООО «ФИО35» ФИО1 удовлетворить частично.
Постановление мирового судьи судебного участка № 4 судебного района Мелеузовский район и г. Мелеуз Республики Башкортостан от 04 декабря 2015 года и решение судьи Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан от 18 января 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «ФИО37» изменить, указав в резолютивной части решения на исключение из объема нарушений ООО «ФИО36»: 1) отсутствие органа повседневного управления организации (ДДС организации) (п.6, п.11 Постановления Правительства РФ от 30.12.2003 г. №794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»);
2) отсутствие координационного органа организации (п.п.6,7 Постановления Правительства РФ от 30.12.2003 г. №794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»);
3) непроведение тактико-специальных учений продолжительностью до 8 часов с участием с участием формирований постоянной готовности 1 раз в год (п.9 Постановления Правительства РФ от дата№... «Об утверждении Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»);
4) непроведение комплексных учений продолжительностью до 2 суток 1 раз в 3 года (п.10 Постановления Правительства РФ от 04.09.2003 г. № 547 «Об утверждении Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»);
5) отсутствие номенклатуры и объемы средств индивидуальной защиты (п.11 Приказа МЧС России от 01.10.2014 г. N 543 «Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты»);
6) необеспечение работников организации противогазами (на дата имеется 0 противогазов на 47 человек) (п.9 Приказа МЧС России от 01.10.2014 г. N 543 «Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты»);
7) необеспечение работников организации медицинскими средствами индивидуальной защиты - на 30% от их общей численности (на дата имеется 0 медицинских средств индивидуальной защиты на 47 человек) (п.9 Приказа МЧС России от 01.10.2014 г. N 543 «Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты»);
8) отсутствие разработанной номенклатура и объемов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций (п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.11.1996г. № 1340 «О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуации природного и
техногенного характера»);
9) отсутствие резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. (п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.11.1996г. № 1340 «О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуации природного и техногенного характера»).
В остальном постановление мирового судьи судебного участка № 4 судебного района Мелеузовский район и г. Мелеуз Республики Башкортостан от дата решение судьи Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан от 18 января 2016 года оставить без изменения, жалобу защитника ФИО1 - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Российской Федерации или его заместители.
Повторная подача жалобы по тем же основаниям в Верховный Суд Республики Башкортостан не допускается.
Заместитель Председателя
Верховного Суда
Республики Башкортостан З.У.Латыпова
Справка :
мировой судья Нургалиева Л.Х.
федеральный судья Байрашев А.Р.
№...