№ 4а-247/2018
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
17 мая 2018 года г. Оренбург
Заместитель председателя Оренбургского областного суда УшаковВ.М., рассмотрев жалобу ФИО1, действующей в интересах общества в ограниченной ответственностью «Газпром добыча Оренбург», на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 5 Ленинского района г. Оренбурга от 04 декабря 2017года и решение судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга 17января 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Газпром добыча Оренбург»,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка № 5 Ленинского района г. Оренбурга от 04 декабря 2017 года, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 17 января 2018года, общество в ограниченной ответственностью «Газпром добыча Оренбург» (далее – ООО «Газпром добыча Оренбург», общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, заявитель выражает несогласие с вынесенными в отношении общества судебными актами и просит об их отмене.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательств влечет в отношении юридических лиц наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Согласно материалам дела, в период с 17 октября по 14 ноября 2016 года должностными лицами УНД и ПР ГУ МЧС России по Оренбургской области проведена внеплановая выездная проверка с целью контроля за исполнением ООО «Газпром добыча Оренбург» предписаний указанного органа от 30 октября 2015 года № *** и № *** об устранении нарушений обязательных требований в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
По результату проверки обществу были выданы новые предписания от 14 ноября 2016 года № *** и № *** об устранении нарушений обязательных требований в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций со сроком исполнения до 01 октября 2017 года.
В период с 09 октября 2017 года по 31 октября 29017 года в ходе внеплановой выездной проверки, проведенной на основании распоряжений начальника УНД и ПР ГУ МЧС России по Оренбургской области от 02 октября 2017 года № *** и № ***, было установлено невыполнение ООО «Газпром добыча Оренбург» в установленный срок п. 1 предписаний от 14 ноября 2016 года № *** и № *** (нештатные аварийно-спасательные формирования не аттестованы на право ведения аварийно-спасательных работ).
Данные обстоятельства зафиксированы в актах проверок от 31 октября 2017 года № *** и № ***, протоколе об административном правонарушении от 31 октября 2017 года № *** и послужили основанием для привлечения общества к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Судьями нижестоящих судов установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривается доводами жалобы, что из двух созданных обществом внештатных аварийно-спасательных формирований ООО «Газпром добыча Оренбург» на момент проведения внеплановой проверки аттестована только одна. Следовательно, требования п. 1 предписаний от 14 ноября 2016 года № *** и № *** исполнены не в полном объеме.
Вывод судебных инстанций о наличии в бездействии лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, является правильным, сделан на основании установленных фактических обстоятельствах дела и совокупности добытых доказательств.
В жалобе защитник указывает на то, что проведение аттестации второго созданного внештатного аварийно-спасательного формирования запланировано на 2019 год. В обществе на штатной основе с 1988 года функционирует профессиональное аварийно-спасательное формирование постоянной готовности – военизированная часть, аттестованная на право ведения аварийно-спасательных работ и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях.
В силу ст. 10 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана в том числе заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников.
Пунктом 2 ст. 7 Федерального закона от 22 августа 1995 года № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» (далее - Закон № 151-ФЗ) установлено, что организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне.
В соответствии с п. 2 ст. 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» организации, имеющие потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, создают нештатные аварийно-спасательные формирования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и поддерживают их в состоянии постоянной готовности.
ООО «Газпром добыча Оренбург» отнесено к организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты, в частности взрывопожароопасные объекты. Обществом созданы нештатные аварийно-спасательные формирования.
Пунктом 1 ст. 12 Закона № 151-ФЗ предусмотрено, что все аварийно-спасательные формирования подлежат аттестации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Согласно Положению о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 года № 1091, обязательной аттестации подлежат аварийно-спасательные службы (формирования).
При проведении аттестации аварийно-спасательной службы (формирования) определяется ее (его) соответствие установленным обязательным требованиям и готовность к выполнению задач, которые возлагаются на аварийно-спасательную службу (формирование) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, судьи нижестоящих судов пришли к правильному выводу, что непроведение аттестации нештатных аварийно-спасательных формирований не соответствует требованиям действующего законодательства. При этом наличие в обществе профессиональной аварийно-спасательной службы не исключает обязательность соблюдения требований действующего законодательства в отношении нештатного аварийно-спасательного формирования.
Вывод судов согласуется с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 23 октября 2012 года № 6724/12.
Частью 2 ст. 2.1 КоАП РФ определено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Мероприятия, принятые ООО «Газпром добыча Оренбург» для устранения выявленных нарушений, не свидетельствуют о соблюдении приведенных положений действующего законодательства.
Доказательств невозможности исполнения требований закона обществом не представлено. Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судами норм КоАП РФ и законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о том, что допущены нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Порядок и срок привлечения ООО «Газпром добыча Оренбург» к административной ответственности при вынесении постановления по делу об административном правонарушении соблюдены.
Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты сомнений в своей законности не вызывают, являются правильными и оснований для их отмены или изменения не усматривается.
Руководствуясь ст.ст. 30.13 и 30.17 КоАП РФ,
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка № 5 Ленинского района г. Оренбурга от 04 декабря 2017 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга 17 января 2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении ООО «Газпром добыча Оренбург» оставить без изменения, а жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Оренбургского областного суда ФИО2