ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-248/19 от 11.07.2019 Сахалинского областного суда (Сахалинская область)

Федеральный судья – Абикова Ю.В. дело № 4а-248/2019

Федеральный судья – Русецкая А.А.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

11 июля 2019 года городЮжно-Сахалинск

Заместитель председателя Сахалинского областного суда Крылов Н.А., рассмотрев протест прокурора Сахалинской области на вступившие в законную силу постановление судьи Южно-Сахалинского городского суда от 11 февраля 2019 года и решение судьи Сахалинского областного суда от 15 апреля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении вице-мэра города Южно-Сахалинска Гринберга Александра Марковича,

установил:

10 января 2019 года прокурором города Южно-Сахалинска в отношении вице-мэра города Южно-Сахалинска Гринберга А.М. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по факту неисполнения требований прокурора, вытекающих из его полномочий в связи с неустранением выявленных нарушений жилищного законодательства.

Постановлением судьи Южно-Сахалинского городского суда от 11 февраля 2019 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении вице-мэра города Южно-Сахалинска Гринберга А.М. прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Решением судьи Сахалинского областного суда от 15 апреля 2019 года указанное постановление оставлено без изменения.

24 мая 2019 года на перечисленные судебные акты, вступившие в законную силу, прокурором Сахалинской области в Сахалинский областной суд принесен протест, в котором поставлен вопрос об отмене судебных актов и возвращении дела на новое рассмотрение. В протесте прокурор, не соглашаясь с выводами судов, утверждает, что решение о проведении капитального ремонта муниципального жилого помещения принимается лишь на основании соответствующего решения межведомственной комиссии о признании помещения подлежащим капитальному ремонту. Указывает, что работы, не отнесенные Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года № 170, к капитальному ремонту жилищного фонда, должны осуществляться нанимателем за свой счет.

В письменных возражениях защитник Евстафьева А.А. просила оставить состоявшиеся по делу судебные акты без изменения.

Дело истребовано из Южно-Сахалинского городского суда и поступило в Сахалинский областной суд 11 июня 2019 года.

Проверив материалы дела, изучив доводы протеста и возражений, оснований для его удовлетворения не нахожу.

Статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, что влечет для должностных лиц наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.

Частью 3 статьи 22 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель, в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного Закона, вносит представление об устранении нарушений закона.

Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 24 данного Закона в течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Из статьи 6 Закона о прокуратуре следует, что требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 названного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой установленную законом ответственность.

Из материалов дела следует, 3 ноября 2016 года в Департамент городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска поступило заявление Е.Т.В. о проведении капитального ремонта муниципального жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>

На основании указанного заявления Департаментом проведено обследование данной квартиры, по результатам которого объект включен в титульный список капитального ремонта на 2017 год, что следует из постановления администрации города от 11 июля 2017 года №1825.

30 августа 2017 года между Департаментом городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска и индивидуальным предпринимателем М.В.С. заключен муниципальный контракт на выполнение работ по капитальному ремонту муниципальной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.

18 октября 2017 года и 31 октября 2017 года нанимателем Е.Т.В. отказано в обеспечении доступа в жилое помещение для начала капитального ремонта.

В этой связи, Е.Т.В. предложено другое жилое помещение из маневренного фонда, от которого она отказалась.

27 ноября 2017 года муниципальный контракт от 30 августа 2017 года расторгнут в связи с необеспечением Е.Т.В. доступа в квартиру для проведения ремонтных работ, недостаточностью оставшегося времени для выполнения работ в установленный контрактом срок.

Обращение Е.Т.В. о нарушении ее жилищных прав повлекло проведение проверки, по итогам которой мэру города Южно-Сахалинска внесено представление от 14 сентября 2018 года с требованиями рассмотреть его с уведомлением прокурора города Южно-Сахалинска и принять конкретные меры к устранению допущенных нарушений закона, причин и условий, им способствующих; решить вопрос о привлечении к установленной законом ответственности лиц, допустивших нарушения федерального законодательства; о результатах принятых мер уведомить прокурора города Южно-Сахалинска в установленный законом срок.

По мнению исполняющего обязанности прокурора города Южно-Сахалинска правовых оснований по проведению капитального ремонта в муниципальной квартире при отсутствии заключения межведомственной комиссии о признании жилого помещения непригодным для проживания с последующей рекомендацией по проведению капитального ремонта у Департамента городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска не имелось. Также указывает, что отсутствовали законные основания по предоставлению Е.Т.В. в рамках исполнения муниципального контракта жилого помещения из маневренного жилого фонда.

25 октября 2018 года представление исполняющего обязанности прокурора рассмотрено вице-мэром города Южно-Сахалинска Гринбергом А.М., по существу поставленных в нем вопросов дан ответ о том, что организация проведения капитального ремонта муниципальных помещений в городском округе «город Южно-Сахалинск» производится в соответствии с постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 29 августа 2014 года №1623-па «Об утверждении муниципальной программы «Жилищное хозяйство и благоустройство на территории городского округа «город Южно-Сахалинск» на 2015-2021 годы» и Порядком финансирования работ по капитальному ремонту объектов жилищного фонда за счет средств бюджета городского округа «город Южно-Сахалинск», утвержденным решением городского Собрания города Южно-Сахалинска от 28 января 2009 года №1390/59-09-3, которыми Департамент городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска должен руководствоваться при решении вопроса об организации капитального ремонта жилищного фонда.

При рассмотрении заявления нанимателя Е.Т.В. на проведение капитального ремонта квартиры, нормы законодательства и Порядка по проведению капитального ремонта муниципального жилого помещения Департаментом не нарушены. Так, согласно пунктам 2, 4 Порядка специалистами Департамента проведено обследование данного жилого помещения, после объект (квартира) был включен в титульный список капитального ремонта на 2017 год в связи с чем 30 августа 2017 года заключен муниципальный контракт капитального ремонта квартиры. Кроме того, из ответа следует, что Е.Т.В. разъяснялся порядок проведения капитального ремонта, и доводилась информация по предоставлению временного жилого помещения, вместе с тем каких-либо заявлений от Е.Т.В. о предоставлении временного жилого помещения не поступало, соответствующих документов не оформлялось, жилое помещение из маневренного фонда не предоставлялось. На основании изложенного, вице-мэр не усмотрел в действиях должностных лиц администрации города нарушений действующего законодательства, в связи с чем указал, что не имеется оснований для привлечения их к дисциплинарной ответственности.

При рассмотрении дела судьи обеих инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что в действиях вице-мэра города Южно-Сахалинска Гринберга А.М. отсутствуют достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса производство по делу правомерно прекращено.

Согласно пункту 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

В силу пункта 3 части 2 статьи 65 Жилищного кодекса Российской Федерации наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.

Пунктом 5 части 1 статьи 67 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено право нанимателя жилого помещения по договору социального найма требовать в установленном порядке от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения, надлежащего участия в содержании общего имущества в многоквартирном доме.

По смыслу вышеприведенных норм, обязанность проведения капитального ремонта возложена на собственника жилого помещения – администрацию города Южно-Сахалинска.

Постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 29 августа 2014 года № 1623-па утверждена муниципальная программа «Жилищное хозяйство и благоустройство на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск» на 2015 - 2021 годы» (далее – Программа № 1623-па), задачами которой является проведение капитального ремонта жилищного фонда.

Условия финансирования из бюджета городского округа «Город Южно-Сахалинск» работ по капитальному ремонту объектов жилищного фонда, в том числе разработки проектно-сметной документации для капитального ремонта жилищного фонда определены Порядком финансирования работ по капитальному ремонту объектов жилищного фонда за счет средств бюджета городского округа «Город Южно-Сахалинск», утвержденным решением городского Собрания города Южно-Сахалинска от 28 января 2009 года №1390/59-09-3 (далее – Порядок №1390/59-09-3)(пункт 1).

В перечень объектов капитального ремонта жилищного фонда, финансируемых за счет средств бюджета городского округа «Город Южно-Сахалинск», включаются, в том числе муниципальные жилые помещения (абзац 4 раздела 1 Программы № 1623-па и пункт 2 Порядка №1390/59-09-03).

По смыслу пунктов 6 и 7 Порядка №1390/59-09-03 капитальный ремонт объектов жилищного фонда, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, финансируемый за счет средств бюджета городского округа в пределах лимитов бюджетных обязательств, осуществляется в отношении жилых помещений, включенных в титульный список, после подачи заявки Заявителя на включение в титульный список и проведения обследования технического состояния дома, муниципального жилого помещения, составления дефектной ведомости, локального сметного расчета или выполнения специализированной организацией по заказу Департамента проектно-сметной документации.

Таким образом, Департамент городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска руководствовался действующим нормативным правовым актом, определяющим основания финансирования работ по капитальному ремонту объектов муниципального жилищного фонда и нарушений жилищного законодательства им не допущено.

Вопреки доводам протеста решение о проведении капитального ремонта не принимается исключительно на основании резолюции межведомственной комиссии, что согласуется с положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 (далее – Положение № 47), согласно которому решение о проведении капитального ремонта может быть принято по результатам обследования жилого помещения на предмет его непригодности для проживания (пункт 47 Положения № 47).

Постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 8 ноября 2016 № 3473-па утверждено Положение о Межведомственной комиссии при администрации города Южно-Сахалинска по оценке жилищного фонда (далее – Положение № 3473-па), основной задачей в работе которой является рассмотрение вопросов о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 2.1).

Согласно пункту 2.2 Положения № 3473-па основной функцией Межведомственной комиссии при администрации города Южно-Сахалинска по оценке жилищного фонда является проведение процедуры оценки помещения на предмет соответствия его установленным в Положении № 47 требованиям в целях признания помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Следовательно, работа межведомственной комиссии имеет иную направленность и не связана с установлением фактических оснований для выполнения собственником жилого помещения своей обязанности по проведению капитального ремонта.

Не усматривается нарушение и в неисполнении представления исполняющего обязанности прокурора в части принятия мер по устранению допущенных нарушений жилищного законодательств, выразившихся в предложении Е.Т.В. временного жилого помещения из маневренного жилого фонда, поскольку указанное жилье на время капитального ремонта ей не предоставлялось, соответствующие документы не оформлялись, на что обоснованно указано судебными инстанциями.

Отсутствие в представлении и постановлении о возбуждении административного дела доводов о проведении Департаментом городского хозяйства в рамках капитального ремонта работ, отнесенных к текущему ремонту, выполняемому за счет нанимателя, не дает оснований дать оценку соответствующим доводам протеста.

Учитывая изложенное, прихожу к выводу об отсутствии оснований к отмене опротестованных судебных актов.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заместитель председателя Сахалинского областного суда

постановил:

постановление судьи Южно-Сахалинского городского суда от 11 февраля 2019 года и решение судьи Сахалинского областного суда от 15 апреля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении вице-мэра города Южно-Сахалинска Гринберга Александра Марковича оставить без изменения, протест прокурора Сахалинской области - без удовлетворения.

В соответствии с частью 3 статьи 30.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дальнейшее обжалование судебных решений возможно путем подачи жалобы в Верховный Суд Российской Федерации.

Заместитель председателя

Сахалинскогообластногосуда Н.А. Крылов