РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
№ 4А-248/2019
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
29 мая 2019 года г. Калининград
Заместитель председателя Калининградского областного суда Мухарычин В.Ю., рассмотрев жалобу директора ЗАО «Зверохозяйство «Гурьевское» на вступившие в законную силу постановление мирового судьи
1-го судебного участка Гурьевского района Калининградской области
от 8 ноября 2018 года, решение судьи Гурьевского районного суда Калининградской области от 10 января 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении ЗАО «Зверохозяйство «Гурьевское»,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением мирового судьи 1-го судебного участка Гурьевского района Калининградской области от 8 ноября 2018 года ЗАО «Зверохозяйство «Гурьевское» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 10000 рублей.
Решением судьи Гурьевского районного суда Калининградской области
от 10 января 2019 года указанное постановление мирового судьи оставлено без изменения.
В жалобе, поступившей в Калининградский областной суд 16 апреля 2019 года, заявитель просит отменить вышеназванные судебные акты, производство по делу прекратить.
Определением и.о. заместителя председателя Калининградского областного суда от 23 апреля 2019 года жалоба принята к рассмотрению, истребовано дело об административном правонарушении в отношении ЗАО «Зверохозяйство «Гурьевское», которое поступило в Калининградский областной суд 30 апреля 2019 года.
Проверив в соответствии с требованиями ст. 30.16 КоАП РФ дело по доводам жалобы, нахожу состоявшееся по делу судебные постановления подлежащими отмене.
Согласно ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, предписания, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц – от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Как установлено судебными инстанциями и подтверждается материалами дела, в соответствии с лицензией № ВП-21-000380(К) от 10 марта 2009 года и лицензией № ВП-21-000508(С) от 21 декабря 2009 года, ЗАО «Зверохозяйство «Гурьевское» осуществляет деятельность по эксплуатации опасных производственных объектов. Лицензии содержат перечень работ, которые выполняются в составе указанного вида деятельности.
12 февраля 2018 года государственным инспектором отдела по надзору за промышленной безопасностью по Калининградской области Центрального управления Ростехнадзора ФИО1 была проведена плановая выездная проверка ЗАО «Зверохозяйство «Гурьевское», по результатам которой вынесено предписание № 8.2-к-0056-првн-П/0007-2018 от 12 февраля 2018 года о принятии мер в отношении выявленных нарушений в установленные сроки, в том числе о выполнении пунктов 1, 2 предписания, содержащих требование о переоформлении обществом в соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ (в редакции от 7 марта 2017 года) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п. 6.1 ст. 22 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ (в редакции от 31 декабря 2017 года) «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензий № ВП-21-000380(К) от 10 марта 2009 года и № ВП-21-000508(С) от 21 декабря 2009 года.
В установленный должностным лицом срок (до 20 апреля 2018 года), указанные в предписании нарушения не были устранены ЗАО «Зверохозяйство «Гурьевское», что выявлено в результате внеплановой выездной проверки
10 мая 2018 года.
Также 10 мая 2018 года государственным инспектором отдела по надзору за промышленной безопасностью по Калининградской области Центрального управления Ростехнадзора ФИО1 по результатом внеплановой выездной проверки составлено новое предписание № 8.2-0261-првн-П/0024-2018 от 10 мая 2018 года о принятии мер в отношении выявленных нарушений, которые не были устранены в установленный ранее выданным предписанием срок, в том числе о выполнении пунктов 1, 2 предписания, содержащих требование о переоформлении обществом лицензий № ВП-21-000380(К) от 10 марта 2009 года и № ВП-21-000508(С) от 21 декабря 2009 года.
В установленный должностным лицом срок (до 10 августа 2018 года), указанные в предписании нарушения вновь не были устранены ЗАО «Зверохозяйство «Гурьевское», что выявлено в результате внеплановой выездной проверки 16 августа 2018 года.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления государственным инспектором отдела по надзору за промышленной безопасностью по Калининградской области Центрального управления Ростехнадзора ФИО1 протокола об административном правонарушении № 8.2-Пр/0135-0458првн-2018 от 16 августа 2018 года по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении ЗАО «Зверохозяйство «Гурьевское».
В обоснование вывода о виновности ЗАО «Зверохозяйство «Гурьевское» в совершении вышеуказанного правонарушения судебные инстанции указали, что лицензии, выданные ЗАО «Зверохозяйство «Гурьевское», по окончании срока действия подлежали переоформлению в порядке, предусмотренном законом, поскольку п. 12 ч. 14 ст. 12 Федерального закона от 4 марта 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»
указанное в лицензиях наименование вида деятельности – «Эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов» изменено на «Эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных объектов I, II и III классов опасности».
В жалобе заявитель приводит доводы о том, что у ЗАО «Зверохозяйство «Гурьевское» в силу закона отсутствовала обязанность по переоформлению лицензий.
Данные доводы заслуживают внимания.
В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года
№ 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в редакции, действовавшей до 1 июля 2013 года; далее – Федеральный закон от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ) лицензированию подлежат виды деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов (п. 12) и по эксплуатации химически опасных производственных объектов (п. 13).
Федеральным законом от 4 марта 2013 года № 22-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившим силу подпункта 114 пункта 1 статьи 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 4 марта 2013 года № 22-ФЗ) были внесены изменения в п. 12 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ, а именно изменено наименование вида деятельности, подлежащей лицензированию: с «эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов» на «эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности».
Согласно ч. 3 ст. 22 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ лицензии на указанные в части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона виды деятельности, которые предоставлены и срок действия которых не истек до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, действуют бессрочно.
Как предусмотрено ч. 5 ст. 10 Федерального закона от 4 марта 2013 года № 22-ФЗ, лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов и лицензии на эксплуатацию химически опасных производственных объектов, предоставленные до 1 июля 2013 года, сохраняют свое действие после дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предоставляют их лицензиатам право осуществлять эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности в соответствии с перечнем выполняемых работ, указанным в таких лицензиях. К таким лицензиям применяются положения законодательства Российской Федерации, регулирующие лицензирование деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.
Действительно, частью 6.1 ст. 22 Федерального закона от 4 мая 2011 года
№ 99-ФЗ (в редакции Федерального закона от 14 октября 2014 года № 307-ФЗ) предусматривалось, что лицензии на виды деятельности, наименования которых изменены, лицензии, не содержащие перечней работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, и лицензии, содержащие перечни работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, если нормативными правовыми актами Российской Федерации в указанные перечни внесены изменения, подлежат переоформлению в порядке, установленном настоящей статьей, при условии соблюдения лицензионных требований, предъявляемых к таким видам деятельности (выполнению работ, оказанию услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности).
Частью 6.1 ст. 22 Федерального закона от 4 мая 2011 года
№ 99-ФЗ в редакции Федерального закона от 29 июля 2018 года № 249-ФЗ предусмотрено, что действующие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона лицензии на виды деятельности, наименования которых изменены, лицензии, не содержащие перечней работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, подлежат переоформлению в порядке, установленном настоящей статьей, при условии соблюдения лицензионных требований, предъявляемых к таким видам деятельности.
Вместе с тем указание судов на положения ч. 6.1 ст. 22 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ является ошибочной, поскольку эта норма введена в действие 15 ноября 2014 года Федеральным законом от 14 октября 2014 года № 307-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с уточнением полномочий государственных органов и муниципальных органов в части осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», то есть после изменения наименования лицензируемого вида деятельности ЗАО «Зверохозяйство «Гурьевское». Ни данный Федеральный закон, ни Федеральный закон от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ не содержат положений об их применении к правоотношениям, возникшим до введения их в действие, в связи с чем упомянутая норма не может распространяться на уже действующую бессрочную лицензию.
Кроме того, Федеральным законом от 29 июля 2018 года № 249-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» и ст. 3 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности и Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» внесены изменения в Федеральный закон от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ, в частности, статья 12 этого закона была дополнена ч. 2.1, которая устанавливает, что в случае если нормативным правовым актом Российской Федерации изменяются наименование лицензируемого вида деятельности, необходимость переоформления лицензии должна определяться этим нормативным правовым актом.
Таким образом, объединение с 1 июля 2013 года деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов в один лицензируемый вид деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности не влечет обязанности переоформить ранее выданную обществу лицензию. При этом ранее выданные лицензии предоставляют их лицензиатам право осуществлять эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности в соответствии с перечнем выполняемых работ, указанным в таких лицензиях.
Поскольку доказательств, свидетельствующих об изменении перечня работ, выполняемых лицензиатом в составе указанных в лицензии видов деятельности в материалах дела не имеется, предоставленные ЗАО «Зверохозяйство «Гурьевское» лицензии сохраняют свое действие в силу закона и их переоформление не требуются.
Таким образом, пункты 1, 2 предписания № 8.2-0261-првн-П/0024-2018 от 10 мая 2018 года, содержащие требования о переоформлении обществом лицензий № ВП-21-000380(К) от 10 марта 2009 года и № ВП-21-000508(С) от 21 декабря 2009 года, являются незаконными и не подлежат исполнению, соответственно в действиях ЗАО «Зверохозяйство «Гурьевское» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
В связи с этим обжалуемые судебные акты, вынесенные в отношении ЗАО «Зверохозяйство «Гурьевское» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, подлежат отмене, а производство по делу – прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.13, 30.17, 30.18. КоАП РФ,
П О С Т А Н О В И Л:
Жалобу директора ЗАО «Зверохозяйство «Гурьевское» – ФИО2 удовлетворить.
Постановление мирового судьи 1-го судебного участка Гурьевского района Калининградской области от 8 ноября 2018 года и решение судьи Гурьевского районного суда Калининградской области от 10 января 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении ЗАО «Зверохозяйство «Гурьевское» отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Заместитель председателя
Калининградского областного суда В.Ю. Мухарычин