4а-253/2019
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Самара 19 марта 2019 года
Заместитель председателя Самарского областного суда Шкуров С.И., рассмотрев надзорную жалобу ФИО2, действующего на основании доверенности в интересах ГАПОУ «ПСЭК им. П.Мачнева» на постановление мирового судьи судебного участка №13 Кировского судебного района г.Самары Самарской области от 22.11.2018г. и решение Кировского районного суда г.Самары от 31.01.2019г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка №13 Кировского судебного района г.Самары Самарской области от 22.11.2018г. юридическое лицо – ГАПОУ «ПСЭК им.П.Мачнева» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 10 000 рублей за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор об устранении нарушений законодательства.
Решением Кировского районного суда г.Самары от 31.01.2019г. постановление мирового судьи от 22.11.2018г. оставлено без изменения.
В надзорной жалобе представитель ГАПОУ «ПСЭК им. П.Мачнева» ФИО2, просит производство по делу прекратить на основании ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ, поскольку Учреждение неоднократно обращалось в адрес Министерства образования и науки Самарской области с просьбой о выделении денежных средств на проведение ремонта общежития ГАПОУ СО «Поволжский строительно-энергетический колледж им.П.Мачнева» в целях устранения нарушений санитарно-эпидемиологического, жилищного законодательства, требований пожарной безопасности, при этом бюджетные ассигнования на указанные цели Учредителем не выделялись.
Проверив доводы надзорной жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении, полагаю, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Предписание об устранении нарушений требований законодательства представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций. Условиями для вынесения предписания являются нарушения законодательства Российской Федерации, которые к моменту выдачи такого предписания не устранены нарушителем закона самостоятельно. Предписание по своей правовой природе является ненормативным правовым актом, подлежащим обязательному исполнению.
Невыполнение в установленный срок законного предписания должностного лица, осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 03.05.2018г. государственным жилищным инспектором Государственной жилищной инспекции Самарской области при проведении внеплановой выездной проверки в отношении ГАПОУ СО «Поволжский строительно-энергетический колледж им.П.Мачнева», расположенного по адресу: Самарская область, Кировский район, ул.Ташкентская д.22 выявлено нарушение требований абз.1 п. 9 гл. 1 Минимального Перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013г. №290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения", выразившееся в повреждении балконных плит указанного дома до оголения арматуры и выдано предписание №СКир-57528/1 от 03.05.2018г. об устранении нарушения в срок до 03.09.2018г.
Главным специалистом Государственной жилищной инспекции Самарской области 28.09.2018г. на основании распоряжения заместителя руководителя – Руководителя центрального управления жилищного надзора №СКир-62371 от 03.09.2018г., проведена внеплановая выездная проверка в отношении ГАПОУ СО «Поволжский строительно-энергетический колледж им.П.Мачнева», в ходе которой выявлено невыполнение образовательным учреждением в установленный срок до 03.09.2018г. предписания №СКир-57528/1 от 03.05.2018г., не проведены мероприятия по восстановлению целостности балконных плит всего дома, в связи с чем должностным лицом Государственной жилищной инспекции Самарской области 12.10.2018г. в отношении юридического лица ГАПОУ СО «Поволжский строительно-энергетический колледж им.П.Мачнева» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 КоАП РФ.
В подтверждение, что ГАПОУ СО «Поволжский строительно-энергетический колледж им.П.Мачнева» совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, судебными инстанциями обоснованно приняты во внимание и указаны в решениях в качестве доказательств: протокол об административном правонарушении №СКир-62371 от 12.10.2018г. (л.д.3-5); акт проверки органом регионального государственного надзора юридического лица от 28.09.2018г., составленный главным специалистом Государственной жилищной инспекции Самарской области, о выявлении невыполнения ГАПОУ СО «Поволжский строительно-энергетический колледж им.П.Мачнева» предписания №СКир-57528/1 от 03.05.2018г. (л.д.11-12); предписание государственного жилищного инспектора административного органа №СКир-57528/1 от 03.05.2018г., которым юридическое лицо ГАПОУ СО «Поволжский строительно-энергетический колледж им.П.Мачнева» обязано в срок до 03.09.2018г. устранить выявленное нарушение жилищного законодательства (л.д.17-18), - поскольку перечисленные доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, отнесены ст.26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и исключают какие-либо сомнения в виновности ГАПОУ СО «Поволжский строительно-энергетический колледж им.П.Мачнева» в совершении данного административного правонарушения.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с правилами ст.28.2 КоАП РФ, уполномоченным должностным лицом, нарушений требований закона, влекущих признание его недопустимым доказательством, не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в протоколе отражены.
Предписание №СКир-57528/1 от 03.05.2018г. выдано уполномоченным должностным лицом в пределах предоставленной компетенции и обладает достаточной степенью конкретизации, чтобы считаться исполнимым, изложенное в нем требование основано на законе, содержит подробное описание самого нарушения требований жилищного законодательства, а также указания на норму права, нарушенную юридическим лицом ГАПОУ СО «Поволжский строительно-энергетический колледж им.П.Мачнева».
Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013г. №290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" утвержден Минимальный Перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с абз.1 п.9 гл.1 которого, у юридического лица ГАПОУ СО «Поволжский строительно-энергетический колледж им.П.Мачнева» имеется обязанность выполнять работы, необходимые для надлежащего содержания ненесущих конструкций многоквартирного дома в частности работы, выполняемые в целях надлежащего содержания фасада в связи с нарушением отделки фасада и его отдельных элементов, ослаблением связи отделочных слоев со стенами.
В соответствии с ч.1 ст.2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с санкцией ч.1 ст.19.5 указанного Кодекса субъектами административной ответственности, предусмотренной названной нормой, выступают, в числе прочих, юридические лица.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Следовательно, основанием для прекращения производства по делу и освобождения ГАПОУ СО «Поволжский строительно-энергетический колледж им.П.Мачнева» от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля названного юридического лица, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения предписания органа, осуществляющего государственный надзор.
Заявитель в надзорной жалобе просит производство по делу прекратить на основании ч.4 ст.24.5 КоАП РФ, поскольку директор образовательного учреждения неоднократно обращался в адрес Министерства образования и науки Самарской области с просьбой о выделении денежных средств на проведение ремонта общежития ГАПОУ СО «Поволжский строительно-энергетический колледж им.П.Мачнева».
В материалах дела действительно имеются документы, свидетельствующие, что директор ГАПОУ СО «Поволжский строительно-энергетический колледж им.П.Мачнева» 23.08.2018г., 25.08.2018г., 20.09.2018г. (л.д.29, 38, 76) обращался со служебными письмами к заместителю министра образования и науки Самарской области, врио министра образования и науки Самарской области с просьбами о выделения финансовых средств для устранения нарушений требований пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологического, жилищного законодательства.
В силу ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ в случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), иным должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иным должностным лицом местного самоуправления, руководителем государственного, муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего бюджета субъекта Российской Федерации, соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, выполнение государственным, муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц и государственных, муниципальных учреждений подлежит прекращению.
Вместе с тем, указанное выше обстоятельство, не подтверждает, что юридическим лицом - ГАПОУ СО «Поволжский строительно-энергетический колледж им.П.Мачнева» предпринимались реальные меры, направленные на исполнение предписания, а равно проведение мероприятий по восстановлению целостности балконных плит всего дома в период его действия, с учетом порядка и сроков составления проекта соответствующего местного бюджета, в данном случае бюджета Самарской области, в соответствии с Бюджетным Кодексом Российской Федерации.
Из ответа заместителя министра Министерства образования и науки Самарской области от 24.09.2018г. № 16/2895 (л.д.85) следует, что в соответствии с порядком определения объема и условий предоставления субсидий государственным бюджетным образовательным учреждениям Самарской области и государственным автономным образовательным учреждениям Самарской области, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 17.02.2011г. №51, возможность предоставления субсидии из областного бюджета определяется исходя из заявки учреждения, включающей план проведения работ с указанием срока их проведения, а также детализированной сметы выполняемых работ, согласованной с учредителем учреждения.
Таким образом, для подтверждения потребности юридического лица в проведении конкретного мероприятия, недостаточно обращений с просьбами о выделения финансовых средств для устранения различных нарушений требований жилищного законодательства, необходимо представление полного пакета документов (проектно-сметная документация, не менее трех коммерческих предложений на выполнение необходимых работ), который рассматривается министерством образования и науки Самарской области при исполнении закона Самарской области об областном бюджете на соответствующий год, составленном с учетом заявки учреждения, включающей план проведения работ с указанием срока их проведения, а также детализированной сметы выполняемых работ, согласованной с учредителем учреждения.
В соответствии с п.1.6 Устава ГАПОУ СО «Поволжский строительно-энергетический колледж им.П.Мачнева», утвержденного приказом министерства образования и науки Самарской области 17.02.2015г. и.о.министра ФИО3, согласованного приказом министерства имущественных отношений Самарской области 17.06.2015г. врио заместителем министра ФИО4, Учреждение наделено имуществом находящимся в собственности Самарской области и закрепленным за ним на праве оперативного управления, самостоятельно в осуществлении финансово-экономической деятельности, имеет самостоятельный баланс, вправе от своего имени заключать договоры, приобретать имущественные и неимущественные права, нести обязанности.
Кроме того, согласно Устава источниками финансового обеспечения Учреждения являются, в том числе и внебюджетные средства, полученные от не основных видов деятельности Учреждения, перечисленных в п.2.3.3 Устава, приносящих доход.
В соответствии с п.5.5 Устава, при оперативном управлении имуществом Учреждение обязано осуществлять капитальный и текущий ремонт, амортизацию и восстановление изнашиваемой части закрепленного за Учреждением имущества.
Таким образом, Устав Учреждения обязывает директора ГАПОУ СО «Поволжский строительно-энергетический колледж им.П.Мачнева» выполнить вышеуказанные в предписании №СКир-57528/1 от 03.05.2018г. мероприятия в том числе за счет привлеченных внебюджетных средств.
При этом, следует отметить, что предписание государственного жилищного инспектора административного органа №СКир-57528/1 от 03.05.2018г. юридическим лицом ГАПОУ СО «Поволжский строительно-энергетический колледж им.П.Мачнева» не обжаловалось; данных, подтверждающих, что юридическое лицо уведомило орган государственного надзора о невозможности выполнения предписания в установленный срок либо обращалось с письменным мотивированным ходатайством о продлении срока исполнения требования, содержащегося в вышеуказанном предписании, в материалах дела не представлено.
Установленные в ходе производства по делу об административном правонарушении обстоятельства позволяют сделать вывод, что юридическим лицом не приняты достаточные и все зависящие от него меры для выполнения предписания об устранении нарушений требований жилищного законодательства и привлечения необходимых для этого денежных средств.
Недостаточное бюджетное финансирование не является основанием для освобождения от выполнения законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор. Допущенное нарушение требования жилищного законодательства, на необходимость устранения которого указано в предписании, может повлечь негативные последствия, привести к недопустимому риску для жизни и здоровья людей на объекте защиты, нарушению прав жильцов общежития.
Другие доводы заявителя не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы судебными инстанциями при рассмотрении дела и жалобы на постановление по делу об административном правонарушении и оценены по правилам, установленным ст. 26.11 КоАП РФ. Правильность правовой оценки доказательств сомнений не вызывает.
При рассмотрении дела об административном правонарушении 22.11.2018г. мировым судьей в соответствии с требованиями ст.24.1 КоАП РФ на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств установлены все фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию и необходимые для правильного разрешения дела, предусмотренные ст.26.1 КоАП РФ, которым дана надлежащая правовая оценка.
Наказание ГАПОУ СО «Поволжский строительно-энергетический колледж им.П.Мачнева» назначено с соблюдением положений ст.4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица и отсутствия отягчающих и смягчающих вину обстоятельств, в пределах санкции ч.1 ст.19.5 КоАП РФ.
При рассмотрении жалобы на постановление мирового судьи от 22.11.2018г. судьей районного суда дело проверено в полном объеме, в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, и в решении судьи от 31.01.2019г. дана объективная правовая оценка всем доводам жалобы, приведены мотивы, по которым районный судья пришел к выводу о законности и обоснованности привлечения ГАПОУ СО «Поволжский строительно-энергетический колледж им.П.Мачнева» к административной ответственности по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ и отсутствии оснований для отмены постановления мирового судьи.
Каких-либо юридически значимых обстоятельств, опровергающих выводы судебных инстанций о виновности ГАПОУ СО «Поволжский строительно-энергетический колледж им.П.Мачнева» в инкриминируемом правонарушении, в надзорной жалобе не приведено.
Принцип презумпции невиновности мировым судьей при рассмотрении дела об административном правонарушении и судьей районного суда при рассмотрении жалобы на постановление мирового судьи не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые могли быть истолкованы в пользу ГАПОУ СО «Поволжский строительно-энергетический колледж им.П.Мачнева», не усматривается.
Нарушений процессуального законодательства при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно.
Состоявшиеся постановление мирового судьи и решение районного судьи являются законными и обоснованными, оснований для их отмены или изменения по доводам, изложенным в надзорной жалобе, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч.2 ст.30.17, ст.30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка №13 Кировского судебного района г.Самары Самарской области от 22.11.2018г. и решение Кировского районного суда г.Самары от 31.01.2019г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, оставить без изменения, а надзорную жалобу ФИО2, действующего на основании доверенности в интересах ГАПОУ «ПСЭК им. П.Мачнева», оставить без удовлетворения.
В соответствии с ч.3 ст.30.13 КоАП РФ, дальнейшее обжалование судебных решений возможно путем подачи жалобы в Верховный Суд РФ.
Заместитель председателя
Самарского областного суда С.И. Шкуров