ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-255/12 от 05.10.2012 Томского областного суда (Томская область)

                                                                                    Томский областной суд                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                       Вернуться назад                                                                                               

                                    Томский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Мировой судья Жданова Е.С.

судья 2-ой инстанции Пашук И.О. № 4а-255/12

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

05 октября 2012 года г. Томск

Заместитель председателя Томского областного суда Антонов С.М., рассмотрев жалобу представителя Администрации Томского района Захаровой О.А. на постановление мирового судьи судебного участка № 1 Томского судебного района Томской области от 14 июня 2012 года и решение судьи Томского районного суда Томской области от 26 июля 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Томского судебного района Томской области от 14.06.2012 Администрация Томского района привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.

Решением судьи Томского районного суда Томской области от 26.07.2012 указанное постановление оставлено без изменения.

В жалобе представитель Администрации Томского района Захарова О.А. просит об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений, по тому основанию, что Администрацией Томского района принимаются все возможный меры по осуществлению мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Так, Администрацией Томского района изданы постановления, регламентирующие организацию и ведение гражданской обороны в Томском районе Томской области, планирование и осуществление обучения населения в области гражданской обороны, проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Сведения, указанные в отчетах отдела ГО и ЧС, подтверждают факт обучения посредством средств массовой информации, путем размещения стендов по гражданской обороне в администрациях сельских поселений и в образовательных учреждениях. Обучение проводится на основании распоряжения Главы района один раз в четыре года в учебно-методическом центре Томской области. Там же проводится обучение диспетчерского состава. Кроме того, отделом ГО и ЧС проводятся выездные мероприятия по обучению населения на местах. Администрацией Томского района запланировано на территории района размещение эваконаселения в определенных планом убежищах в виде подвалов (погребов). Ввиду отсутствия на территории района зданий и сооружений капитального характера, предназначенных для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне, предполагается возведение легких конструкций временного назначения – легко возводимых палаток. Также определена номенклатура и объемы запасов, исходя из их потребности, в военное время для обеспечения населения, аварийно-спасательных формирований и спасательных служб. Кроме того, в случае необходимой эвакуации в результате перехода на военное время предусмотрен запас противогазов порядка 13000 единиц, который находится на областных складах у ГО и СЧ и ПБ Томской области. Запланированы и осуществляются мероприятия по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Однако, необходимо учитывать, что на реализацию полного комплекса мероприятий в области гражданской обороны отсутствует финансирование, а осуществление определенных мероприятий невозможно в силу технологической составляющей.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, нахожу постановление мирового судьи судебного участка № 1 Томского судебного района Томской области от 14.06.2012 и решение судьи судьи Томского районного суда Томской области от 26.07.2012 подлежащими отмене.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Как следует из ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

В силу ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе, наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Указанные обстоятельства выясняются на основании представленных доказательств, которыми являются, согласно ст. 26.2 КоАП РФ, любые фактические данные, позволяющие установить эти обстоятельства, а именно: протокол об административном правонарушении, иные протоколы, предусмотренные КоАП РФ, объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего, свидетелей, заключение эксперта, иные документы.

Как следует из состоявшихся по делу постановлений, вина Администрации Томского района подтверждается протоколом об административном правонарушении от 27.04.2012, копией свидетельства о государственной регистрации юридического лица, копией о постановке на учет юридического лица в налоговом органе, актом проверки от 27.04.2012 №33, объяснениями начальника отдела по делам ГО и ЧС К.

Однако с указанными выводами судебных инстанций согласиться нельзя. Оценивая представленные в материалы дела письменные доказательства, прихожу к выводу о том, что обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, не выяснены, в результате чего определить наличие в действиях Администрации Томского района состава вмененного административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ, не представляется возможным.

Согласно протоколу об административном правонарушении от 27.04.2012 №28 Администрация Томского района не выполнила мероприятия по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а именно:

- в нарушение п. 15.1 приказа МЧС РФ от 14.11.2008 № 687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях» органом местного самоуправления Муниципальным образованием «Томский район» не созданы, не оснащены учебно-консультационные пункты по гражданской обороне и не организована их деятельность (п.1);

- в нарушение п. 7 приказа МЧС РФ от 14.11.2008 № 687, п. 2 постановления Правительства РФ от 29.11.1999 № 1309 «О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» органом местного самоуправления Муниципальным образованием «Томский район» не созданы и не содержатся объекты гражданской обороны (специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне) (п.2);

- органом местного самоуправления Муниципальным образованием «Томский район» в целях проведения аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, созданы аварийно-спасательные формирования и спасательные службы (постановление суженного заседания Администрации Томского района от 22.10.2009 № 14). В нарушение п. 15.6 приказа МЧС РФ от 14.11.2008 №687 оснащение и подготовка в области гражданской обороны аварийно-спасательных формирований и спасательных служб, а также планирование их действий, осуществляется организациями, на базе которых они созданы (п.3);

- нарушение п. 15.6 приказа МЧС РФ от 14.11.2008 №687 аварийно-спасательные работы в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для всестороннего обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ, осуществляется организациями, на базе которых они созданы (п.4);

- постановлением Главы Томского района от 01.12.2006 № 485 утверждено Положение о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств. В нарушение п.п. а) п. 6 постановления Правительства РФ от 27.04.2000 № 379 «О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств», п. 7 приказа МЧС РФ от 14.11.2008 №687 органом местного самоуправления Муниципальным образованием «Томский район» не определена номенклатура с объемом в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, исходя из их потребности, в военное время для обеспечения населения, аварийно-спасательных формирований и спасательных служб (п.5);

- в нарушение п.п. а) п. 6 постановления Правительства РФ от 27.04.2000 № 379, п. 7 приказа МЧС РФ от 14.11.2008 №687, органом местного самоуправления Муниципальным образованием «Томский район» не содержатся в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств (п.6);

- в нарушение п. 4, 7, 8, 9 Приказа МЧС РФ от 21.12.2005 №993 «Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты»; п. 16.4. приказа МЧС России от 14.11.2008 №687; распоряжения Правительства РФ от 1.11.2000 №1634-рс «Об утверждении перечня городов и иных населенных пунктов, отнесенных к группам по гражданской обороне» не обеспечены средствами индивидуальной защиты работники органов местного самоуправления Муниципальное образование «Томский район» и созданные ими муниципальные предприятия и учреждения, не предоставлено наличие количества средств индивидуальной защиты (СИЗ) для работников организации (органа местного самоуправления Муниципальное образование «Томский район» и созданных муниципальных предприятий и учреждений) - противогазов из расчета на 100% от общей численности их работников и других СИЗ в соответствии с табелями оснащения аварийно-спасательных формирований и спасательных служб, привлекаемых к выполнению задач по ГО и защите населения от чрезвычайных ситуаций (п.7);

- в нарушение п. 4, 7, 8, 9 Приказа МЧС РФ от 21.12.2005 № 993; п. 16.4 приказа МЧС России от 14.11.2008 №687, распоряжения Правительства РФ от 01.11.2000 №1634-рс не предоставлено наличие медицинских средств индивидуальной защиты в военное время из расчета 100% от их общей численности и в мирное время на 30% от их общей численности; дополнительных патронов к противогазам для защиты от аварийно химически опасных веществ в военное и мирное время из расчета на 40% от их общей численности (п.8),

то есть совершила административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ.

Так, п. 15.1 приказа МЧС РФ от 14.11.2008 № 687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях» предусматривает, что органы местного самоуправления в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют мероприятия, в числе которых создание, оснащение курсов гражданской обороны и учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне и организация их деятельности, а также обеспечение повышения квалификации должностных лиц и работников гражданской обороны муниципальных образований в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, имеющих соответствующую лицензию.

Что касается данного нарушения (пункт 1 протокола об административном правонарушении от 27.04.2012 №28), то в жалобе на постановление мирового судьи представитель Администрации Томского района указывал на то, что данное нарушение опровергается сведениями, указанными в отчетах отдела ГО и ЧС Администрации Томского района, согласно которым обучение проводится посредством средств массовой информации путем размещения стендов по ГО в администрациях сельских поселений и в образовательных учреждениях. Однако, судьей районного суда данное обстоятельство не проверено, отчеты не истребованы, сведения о невозможности представить данные документы в деле отсутствуют.

Кроме того, в судебном заседании К., являющийся начальником отдела ГО и ЧС Управления делами Администрации Томского района, пояснил, что создание учебно-консультационных пунктов входит в полномочия глав сельских поселений.

Пояснения К., который, как указал судья районного суда, фактически признал все нарушения, оставлены без внимания и не проверены должным образом.

Кроме данного нарушения Администрации Томского района вменен и п. 7 приказа МЧС РФ от 14.11.2008 № 687 (пункт 2 протокола об административном правонарушении от 27.04.2012 №28), из которого следует, что органы местного самоуправления и организации в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с полномочиями в области гражданской обороны создают и содержат силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне, а также п. 2 постановления Правительства РФ от 29.11.1999 № 1309 «О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны», который предусматривает, что к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно - обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.

В письменных объяснениях, данных инспектору К. 18.04.2012, имеется указание на то, что постановлением от 01.12.2006 №485 утверждено Положение о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Копия данного постановления и Положения имеется в материалах дела.

Однако, они мировым судьей и судьей районного суда оставлены без внимания, их содержание не принято к сведению.

Из вынесенных судебных актов следует, что Администрацией Томского района нарушен и п. 15.6 приказа МЧС РФ от 14.11.2008 №687, согласно которому органы местного самоуправления в целях решения задач в области гражданской обороны по проведению аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера создание, оснащение и подготовка в области гражданской обороны аварийно-спасательных формирований и спасательных служб, а также планирование их действий; создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для всестороннего обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ (пункты 3 и 4 протокола об административном правонарушении от 27.04.2012 №28).

В соответствии с представленным в материалы дела постановлением суженного заседания от 22.10.2009 №14 утверждено Положение об организации и ведении гражданской обороны в Томском районе. Также представлен документ для служебного пользования, в котором имеется перечень спасательных и аварийно-восстановительных служб гражданской обороны Томского района с указанием того, на базе какого предприятия они созданы.

Данные документы не учтены при рассмотрении дела, судьями не проверено действительно ли аварийно-спасательные формирования и спасательные службы, а также планирование их действий, осуществляется указанными в перечне организациями.

В жалобе на постановление мирового судьи представитель Администрации Томского района указывает на то, что создание данных служб на базе предприятий не противоречит законодательству. При проведении аварийно-спасательных работ используются запасы аварийно-спасательных формирований. При этом компенсация используемых затрат осуществляется за счет средств резервного фонда в каждом конкретном случае.

Ни в постановлении, ни в решении судьями не указаны нормы, опровергающие данное утверждение, не проверено финансирование затрат при проведении аварийно-спасательных работ за счет средств резервного фонда.

Также не проверено нарушение пунктов 5 и 6, указанных в протоколе об административном правонарушении от 27.04.2012 №28, свидетельствующих, что органом местного самоуправления Муниципальным образованием «Томский район» не определена номенклатура с объемом в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, исходя из их потребности, в военное время для обеспечения населения, аварийно-спасательных формирований и спасательных служб, не содержатся в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Действительно, согласно п.п. а) п. 6 постановления Правительства РФ от 27.04.2000 № 379 «О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств», федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации определяют номенклатуру и объемы запасов исходя из их потребности в военное время для обеспечения населения, аварийно-спасательных формирований и спасательных служб.

В соответствии с п. 7 приказа МЧС РФ от 14.11.2008 № 687 органы местного самоуправления и организации в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с полномочиями в области гражданской обороны создают и содержат силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне.

Так, постановлением Главы Администрации Томского района от 01.12.2006 №485 утверждено Положение о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, которое представлено в материалы дела.

Из п.4 данного Положения следует, что номенклатура и объемы запасов определяются с учетом методических рекомендаций, разрабатываемых Отделом по ГО и ЧС Администрации Томского района совместно с Управлением по экономической политике и муниципальным ресурсам Администрации Томского района.

Помимо этого, в письменных объяснениях К. указал на то, что ОМС своих складов не имеет для хранения имущества, но заключены договоры о намерении №50 и №51 от 06.04.2011. Медицинское имущество хранится в ЦРБ, в пяти медицинских учреждениях. Средства для оснащения ИАСФ хранятся в организациях, создающих данные формирования.

Кроме того, в жалобе на постановления мирового судьи представитель Администрации Томского района указывает на то, что в декабре проведен предварительный конкурсный отбор предприятий, готовых участвовать в проведении работ по материально-техническому и иному обеспечению.

Тем не менее, судьями указанные документы не истребованы, судьей второй инстанции довод не проверен.

Нарушение пункта 7 в протоколе об административном правонарушении от 27.04.2012 №28 также оставлено без внимания. Администрации Томского района вменено то, что не обеспечены средствами индивидуальной защиты работники органов местного самоуправления Муниципальное образование «Томский район» и созданных ими муниципальных предприятий и учреждений, не предоставлено наличие количества средств индивидуальной защиты (СИЗ) для работников организации (органа местного самоуправления Муниципальное образование «Томский район» и созданных муниципальных предприятий и учреждений) - противогазов из расчета на 100% от общей численности их работников и других СИЗ в соответствии с табелями оснащения аварийно-спасательных формирований и спасательных служб, привлекаемых к выполнению задач по ГО и защите населения от чрезвычайных ситуаций.

Из письменных объяснений К. следует, что в ОМС Томского района имеются в наличии 722 противогаза ГП-5, ГП-7, но отсутствуют формуляры и паспорта о их пригодности.

В судебном заседании 26.07.2012 К. пояснил, что члены комиссии не просили показать наличие средств индивидуальной защиты. В жалобе на постановление мирового судьи представитель Администрации Томского района также указывает на то, что при проведении выездной проверки требование о представлении средств индивидуальной защиты инспектором не предъявлялось.

Данное обстоятельство судьями не проверено, численность сотрудников не истребовалась, не проверялось соответствие заявленного количества противогазов количеству работников органов местного самоуправления Муниципальное образование «Томский район» и созданных ими муниципальных предприятий.

Что касается нарушения, указанного в пункте 8 протокола об административном правонарушении от 27.04.2012 №28, оно также не исследовано. Согласно данному пункту Администрацией Томского района не предоставлено наличие медицинских средств индивидуальной защиты в военное время из расчета 100% от их общей численности и в мирное время на 30% от их общей численности; дополнительных патронов к противогазам для защиты от аварийно химически опасных веществ в военное и мирное время из расчета на 40% от их общей численности.

Как указано выше, в письменных объяснениях К. указал на то, что медицинское имущество хранится в ЦРБ, в пяти медицинских учреждениях. В жалобе на постановление мирового судьи представитель также приводил это в качестве довода.

Однако, он не был проверен должным образом, не истебованы документы о хранении средств индивидуальной защиты, об их количестве.

Сославшись на то, что К. в судебном заседании фактически признал все нарушения, судья районного суда не проверил ни один довод, изложенный в жалобе. Однако, судье следовало обратить внимание на пояснения К. о том, что если смотреть комплексно, то все есть, в том числе, и сирены.

Судом не исследован вопрос об отсутствии финансирования и порядка формирования бюджета в данной части, а также не выяснено наличие реальной возможности устранения нарушений ввиду отсутствия предусмотренных на это денежных средств.

В соответствии с п. 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при рассмотрении дела об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в ст. 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности – презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. При этом неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны трактоваться в пользу этого лица.

Оценивая в совокупности представленные доказательства, прихожу к выводу о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о наличии в действиях Администрации Томского района признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ, поскольку отсутствие доказательств, документов, объяснения К., доводы, приведенные в жалобе на постановление мирового судьи не позволяют сделать однозначный вывод о виновности Администрации Томского района в нарушении вмененных пунктов, а поскольку имеющиеся в деле доказательства с неоспоримостью не подтверждают вину Администрации Томского района и оставляют неустранимые сомнения в виновности, то нельзя считать, что вина Администрации Томского района в нарушении вмененных пунктов установлена.

При таких обстоятельствах выводы судебных инстанций о виновности Администрации Томского района в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ сделаны без достаточных на то оснований.

С учетом изложенного, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ постановление мирового судьи судебного участка № 1 Томского судебного района Томской области от 14.06.2012 и решение судьи Томского районного суда Томской области от 26.07.2012 подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении в отношении Администрации Томского района прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены судебные постановления.

На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, заместитель председателя Томского областного суда

ПОСТАНОВИЛ:

постановление мирового судьи судебного участка № 1 Томского судебного района Томской области от 14 июня 2012 года и решение судьи Томского районного суда Томской области от 26 июля 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ, в отношении Администрации Томского района, отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить.


Заместитель председателя

Томского областного суда С.М. Антонов