ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-257/2018 от 14.05.2018 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

№ 4а-257/2018

№ 4а-281/2018

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Заместитель председателя Оренбургского областного суда Ушаков В.М., рассмотрев жалобы начальника ГБУ «Светлинское районное управление ветеринарии» ФИО1 и защитника Даниловой А.А. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка в административно-территориальных границах всего Светлинского района Оренбургской области от 28 декабря 2017 года и решение судьи Ясненского районного суда Оренбургской области от 12 февраля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Государственного бюджетного учреждения «Светлинское районное управление ветеринарии»,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка в административно-территориальных границах всего Светлинского района Оренбургской области от 28 декабря 2017 года, оставленным без изменения решением судьи Ясненского районного суда Оренбургской области от 12 февраля 2018года, Государственное бюджетное учреждение «Светлинское районное управление ветеринарии» (далее - ГБУ «Светлинское районное управление ветеринарии», управление) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, заявители ставят вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, ссылаясь на их незаконность.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства влечет в отношении юридических лиц наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Из представленных документов усматривается, что 02 декабря 2016 года государственным инспектором Оренбургской области в области охраны окружающей среды по результату проведенной в период с 07 ноября 2016 года по 02 декабря 2016 года плановой выездной проверки ГБУ «Светлинское районное управление ветеринарии» выданы предписания № *** и № *** об устранении выявленных нарушений законодательства в срок до 01 октября 2017 года. В названных предписаниях указано разработать и согласовать с министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области мероприятия по снижению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в период неблагоприятных метеорологических условий; организовать осуществление производственного контроля за охраной атмосферного воздуха от загрязняющих веществ, подлежащих контролю за соблюдением нормативов выбросов на источниках выброса с периодичностью 1 раз в год, в том числе назначить лиц, ответственных за проведение производственного контроля (л.д. 24, 25).

Ввиду истечения срока исполнения упомянутых предписаний с целью выявления факта устранения нарушений требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, в отношении управления в период с 16 октября 2017 года по 13 ноября 2017 года проведена внеплановая документарная проверка.

По результатам проверки 13 ноября 2017 года государственным инспектором Оренбургской области в области охраны окружающей среды составлены акт проверки № *** (л.д. 12 - 15) и протокол об административном правонарушении № *** (л.д. 3 - 6), согласно которым предписания административного органа от 02 декабря 2016 года № *** и № *** управлением не исполнены.

Изложенные обстоятельства послужили основанием для вынесения мировым судьей судебного участка в административно-территориальных границах всего Светлинского района Оренбургской области постановления от 28 декабря 2017 года о признании ГБУ «Светлинское районное управление ветеринарии» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

Совершение административного правонарушения и виновность ГБУ «Светлинское районное управление ветеринарии» подтверждается: протоколом об административном правонарушении от 13 ноября 2017 года; актом проверки от 13 ноября 2017 года № ***; предписаниями от 02 декабря 2016 года № *** и № ***; приказом о проведении плановой выездной проверки от 24 октября 2016 года № ***; проектом нормативов предельно-допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и иными материалами дела.

Действия ГБУ «Светлинское районное управление ветеринарии» правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

В своих жалобах начальник управления ФИО1 и защитник Данилова А.А. оспаривают законность выданных предписаний, ссылаясь на отсутствие стационарных источников, оказывающих негативное воздействие на атмосферный воздух.

Согласно инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников управление эксплуатирует три стационарных организованных источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферу: теплопункт ветстанции – котел отопительный КСГ-63 (труба дымовая); теплопункт гаража и ветлаборатории – котел отопительный КСГ-40 (труба дымовая); ветлаборатория – шкаф вытяжной, использование химреактивов (вентиляционная труба).

В 2015 году учреждением разработан и утвержден проект нормативов предельно допустимых выбросов (проект нормативов ПДВ), в котором отражены названные стационарные источники выбросов, а потому довод жалоб о том, что у управления отсутствуют стационарные источники выбросов, подлежит отклонению.

В жалобах заявители ссылаются на то, что используемые управлением отопительные котлы, работающие на природном газе, предназначены для теплоснабжения индивидуальных жилых домов и зданий коммунально-бытового назначения, а также для горячего водоснабжения, о чем свидетельствует Руководство по эксплуатации этих котлов. В этой связи, полагают, что установка таких бытовых котлов в административных зданиях и гараже не может повлечь автоматического признания их стационарными источниками выбросов вредных (загрязняющих) веществ.

Данный довод жалобы подлежит отклонению. Эксплуатация газовых котлов при осуществлении деятельности управления неразрывно связана с выбросом и концентрацией вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе. Установлено, что в результате сжигания природного газа образуются следующие вредные вещества: оксид азота, диоксид азота, оксид углерода, а потому мировой судья пришел к правильному выводу об отнесении используемых управлением отопительных котлов к стационарным источникам выбросов вредных (загрязняющих) веществ.

Вместе с тем является ошибочным вывод судов об отнесении гаража к стационарным источникам выбросов вредных веществ. Из акта проверки от 02 декабря 2016 года № *** и проекта нормативов ПДВ не следует, что гараж оборудован вытяжной вентиляцией, напротив, усматривается, что гараж используется только для хранения, въезда и выезда автотранспорта.

В проекте нормативов ПДВ отражены параметры выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для расчета загрязнения атмосферы (л.д. 115), в которых в качестве источника выброса вредных веществ учтена площадка гаража.

В тоже время согласно письму Минприроды Российской Федерации от 18 сентября 2015 года № 12-44/22962 «О нормировании выбросов» сами открытые автостоянки и подобные территории не являются стационарными источниками выбросов. В письме Росприроднадзора от 14 февраля 2018 года № РН-04-03-27/2839 «О постановке объектов негативного воздействия на государственный учет» отмечается, что при осуществлении хозяйственной и иной деятельности с использованием зданий, строений, помещений и иных объектов (гаражей), оборудованных вытяжной вентиляцией, стационарным источником выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух является труба вытяжной вентиляции.

При рассмотрении настоящего дела не установлено, что гараж ГБУ «Светлинское районное управление ветеринарии» оборудован вытяжной вентиляцией, а потому его отнесение к стационарным источникам выброса загрязняющих веществ ошибочно.

Наличие у управления стационарных источников выброса вредных веществ накладывает дополнительные обязательства в виде контроля соблюдения нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу при неблагоприятных метеорологических условиях (далее - НМУ), а также производственного контроля за соблюдением установленных нормативов выбросов на источниках выбросов.

Из материалов дела следует, что по результатам плановой проверки от 02 декабря 2016 года установлено, что ГБУ «Светлинское районное управление ветеринарии» относится к предприятиям четвертой категории опасности (получено разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух в размере 0,1603528 тонн/год, в том числе 1 и 2 класса опасности).

Постановлением Правительства Оренбургской области от 27 марта 2012 года № 263-п «Об организации работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на территории Оренбургской области» определено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов, разрабатывают мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ в соответствии с Методическими указаниями Госкомитета СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды «Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях» (РД 52.04-52-85) (п. 6).

Пунктом 3 РД 52.04-52-85 предусмотрено в зависимости от ожидаемого уровня загрязнения атмосферы составление предупреждения трех степеней, которым соответствуют три режима работы предприятий в периоды НМУ.

Согласно п. 5.1 РД 52.04-52-85 при первом режиме работы предприятия мероприятия должны обеспечить сокращение концентрации загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы примерно на 15 - 20%.

При разработке мероприятий по сокращению выбросов при первом режиме целесообразно учитывать мероприятия общего характера.

На основании положений п. 8 Постановления Правительства Оренбургской области от 27 марта 2012 года № 263-п, юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов, согласовывают разработанные мероприятия в периоды НМУ с министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области.

В соответствии с п. 7 РД 52.04-52-85 на согласование представляются разработанный план мероприятий и план-график контроля выбросов вредных веществ непосредственно на источниках в периоды НМУ. При согласовании также устанавливают наличие средств контроля технологических процессов и выбросов загрязняющих веществ на источниках и на границе санитарно-защитной зоны.

Материалами дела установлено, что управлению вменяется отсутствие контроля за соблюдением нормативов ПДВ в атмосферу и отсутствие мероприятий, направленных на сокращение выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу в период НМУ, согласованных с министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области.

ГБУ «Светлинское районное управление ветеринарии» разработан и утвержден в 2015 году проект нормативов ПДВ загрязняющих веществ. Названный проект согласован с Управлением Росприроднадзора по Оренбургской области.

В составе проекта утвержден план - график контроля нормативов ПДВ на источниках выброса, согласно которому управление должно осуществлять производственный экологический контроль за соблюдением нормативов ПДВ (для определенной части загрязняющих веществ с периодичностью 1 раз в 5 лет расчетным методом (период с 17 июля 2015 года по 31 декабря 2019 года); для азота диоксида с периодичностью 1 раз в год инструментальным методом). Однако документация по проведению лабораторного производственного контроля (проведение аналитических исследований) в ходе проведения проверки не представлено.

В соответствии с разделом 5 проекта нормативов ПДВ предусмотрена разработка мероприятий по кратковременному сокращению выбросов в периоды НМУ 1 режима с учетом специфики производства (л.д. 135).

Однако в нарушение ч. 3 ст. 19, абз. 7 ч. ст. 30, ст. 25 Федерального закона от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ч. 1 ст. 67 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и п.п. 6, 8 Постановления Правительства Оренбургской области от 27 марта 2012 года № 263-п на момент проведения плановой выездной проверки у ГБУ «Светлинское районное управление ветеринарии» не были разработаны и согласованы с министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области мероприятия по снижению выбросов вредных веществ в период НМУ, не организован производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов на источниках выбросов.

Таким образом, выданные ГБУ «Светлинское районное управление ветеринарии» предписания от 02 декабря 2016 года № *** и № *** являются законными, а потому подлежали исполнению в установленный предписаниями срок.

Имеются достаточные основания для вывода о том, что ГБУ «Светлинское районное управление ветеринарии» не приняты все зависящие от него меры по выполнению предписаний от 02 декабря 2016 года № *** и № ***, за что оно обоснованно привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

Несогласие заявителей с оценкой собранных по делу доказательств и установленных судебными инстанциями обстоятельств правовым основанием к отмене принятых актов не является.

Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено ГБУ «Светлинское районное управление ветеринарии» в пределах санкции ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

Обстоятельств, которые в силу п.п. 2 - 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

Руководствуясь ст.ст. 30.13 и 30.17 КоАП РФ,

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка в административно-территориальных границах всего Светлинского района Оренбургской области от 28 декабря 2017 года и решение судьи Ясненского районного суда Оренбургской области от 12 февраля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении ГБУ «Светлинское районное управление ветеринарии» оставить без изменения, а жалобы начальника ГБУ «Светлинское районное управление ветеринарии» ФИО1 и защитника Даниловой А.А. - без удовлетворения.

Заместитель председателя

Оренбургского областного суда В.М. Ушаков