ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-258/19 от 05.04.2019 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

Судья Ревенко О.В. Дело № 4а-258/2019

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Волгоград 05 апреля 2019 года

Заместитель председателя Волгоградского областного суда Клочков А.В., рассмотрев жалобу Коржова Алексея Сергеевича на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области от 21 сентября 2018 года и решение судьи Иловлинского районного суда Волгоградской области от 10 декабря 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 КоАП РФ, в отношении главы Качалинского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области Коржова Алексея Сергеевича,

у с т а н о в и л:

постановлением государственного инспектора в области охраны окружающей среды комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области Бурова А.В. от 21 сентября 2018 года глава Качалинского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области Коржов А.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.

Согласно постановлению Коржов А.С. признан виновным в том, что он, являясь главой Качалинского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области, не обеспечил исполнение администрацией сельского поселения требований водного законодательства РФ, что выразилось в непредставлении в Нижне-Волжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов сведений о находящихся в собственности водных объектах в порядке, установленном приказом Министерства природных ресурсов РФ от 21 августа 2007 года № 214 «Об утверждении порядка представления и состава сведений, представляемых органами местного самоуправления, для внесения в государственный водный реестр».

Рассмотрев жалобу Коржова А.С., судья Иловлинского районного суда Волгоградской области решением от 10 декабря 2018 года вышеназванное постановление должностного лица административного органа оставил без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Не согласившись с постановленными по делу актами, Коржов А.С. обратился в Волгоградский областной суд с жалобой на вступившие в законную силу постановление и решение, просит их отменить и производство по делу прекратить.

В обоснование своих требований автор жалобы ссылается на отсутствие в вынесенных по делу актах указания на то, в чем конкретно выразилась объективная сторона вмененного ему административного правонарушения, поскольку государственным инспектором достоверно не установлено, имеет ли место сокрытие информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, умышленное искажение или несвоевременное сообщение такой информации, как об этом указано в диспозиции ст. 8.5 КоАП РФ. В этой связи указывает на отсутствие состава административного правонарушения.

Кроме того, считает, что в случае, если на отчетную дату в государственном водном реестре сведения имеются в полном объеме и достоверны, то непредставление «нулевых сведений» не является правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.5 КоАП РФ, поскольку законодательство РФ не содержит прямого указания о необходимости направления уведомления об отсутствии сведений, подлежащих размещению, в данном случае, в водном реестре. При этом из постановления не следует, что в реестре содержатся неполные или недостоверные сведения.

Обращает внимание на противоречия в обжалуемом постановлении по делу об административном правонарушении, поскольку должностное лицо, установившее факт отсутствия сведений, подлежащих включению в реестр, признало его (Коржова А.С.) виновным в том, что он не организовал представление таких сведений.

Проверив в полном объеме материалы дела и доводы жалобы, оснований для ее удовлетворения не усматриваю.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в ходе разбирательства по делу об административном правонарушении подлежат выяснению наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Исходя из ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

По смыслу ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Полагаю, что названные требования закона при производстве по делу об административном правонарушении в отношении главы Качалинского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области Коржова А.С. выполнены в полной мере.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», одним из принципов осуществления хозяйственной и иной деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающей воздействие на окружающую среду, является обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц.

Статьей 31 Водного кодекса РФ предусмотрено ведение государственного водного реестра уполномоченным органом.

Государственный водный реестр представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальный образований, собственности физических лиц, юридических лиц, об их использовании, о речных бассейнах, о бассейновых округах.

В государственном водном реестре осуществляется государственная регистрация договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, а также прекращения договора водопользования.

Государственный водный реестр создается в целях информационного обеспечения комплексного использования водных объектов, целевого использования водных объектов, их охраны, а также в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.

В государственный водный реестр включаются документированные сведения: 1) о бассейновых округах; 2) о речных бассейнах; 3) о водохозяйственных участках; 4) о водных объектах, расположенных в границах речных бассейнов, в том числе об особенностях режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностях; 5) о водохозяйственных системах; 6) об использовании водных объектов, в том числе о водопотреблении и сбросе вод, в том числе сточных вод, в водные объекты; 7) о гидротехнических и иных сооружениях, расположенных на водных объектах; 8) о водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах, зонах затопления, подтопления и других зонах с особыми условиями их использования; 9) о решениях о предоставлении водных объектов в пользование; 10) о договорах водопользования; 10.1) о разрешениях на захоронение донного грунта в морях или их отдельных частях; 10.2) о местоположении береговой линии (границы водного объекта); 11) об иных документах, на основании которых возникает право собственности на водные объекты или право пользования водными объектами.

Постановлением Правительства РФ от 28 апреля 2007 года № 253 утверждено Положение о ведении государственного водного реестра.

В соответствии с данным положением, ведение государственного водного реестра осуществляется Федеральным агентством водных ресурсов в соответствии с водным законодательством и законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.

Форма реестра и правила внесения в него сведений, а также правила оформления регистрации в реестре утверждаются Министерством природных ресурсов и экологии РФ.

Федеральным агентством водных ресурсов вносятся в реестр сведения, предоставляемые на безвозмездной основе, в том числе органами местного самоуправления – о режимах особой охраны для водных объектов, расположенных в границах зон санитарной охраны водных объектов, установленных в соответствии с требованиями санитарных норм, о договорах водопользования, о переходе прав и обязанностей по договорам водопользования, а также прекращении договоров водопользования, сторонами которых они являются, принятых решениях о предоставлении в пользование водных объектов, о прекращении права пользования водными объектами, предоставленными на основании этих решений, водных объектах и расположенных на них гидротехнических и иных сооружениях, находящихся в собственности муниципальных образований.

Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 21 августа 2007 года №214 утверждены Порядок представления органами местного самоуправления сведений для внесения в государственный водный реестр и состав указанных сведений (далее - Порядок).

В соответствии с п. 2 Порядка, сведения о договорах водопользования, о переходе прав и обязанностей по договорам водопользования, а также прекращении договоров водопользования, сторонами которых являются органы местного самоуправления, о принятых органами местного самоуправления решениях о предоставлении в пользовании водных объектов представляются органами местного самоуправления для внесения в государственный водный реестр в порядке, установленном правилами оформления государственной регистрации в государственном водном реестре договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, прекращения договоров водопользования, утверждаемыми в соответствии с п.3 Постановления Правительства РФ от 28 апреля 2007 года № 253.

Согласно п. 3 Порядка, сведения для внесения в государственный водный реестр, за исключением указанных в п. 2 названного Порядка, представляются органами местного самоуправления в территориальные органы Федерального агентства водных ресурсов ежегодно в срок до 15 февраля года, следующего за отчетным, актуализированными по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным.

Сведения для внесения в государственный водный реестр представляются на бумажных и электронных носителях в документированном виде с сопроводительном письмом и описью вложения.

Согласно п. 7 Порядка, органы местного самоуправления несут ответственность за полноту и достоверность сведений, представленных для внесения в государственный водный реестр.

В соответствии со ст. 8.5 КоАП РФ административная ответственность наступает за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.

Объективную сторону данного правонарушения образуют:

- несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке;

- сокрытие, умышленное искажение указанной информации;

- искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.

Из материалов дела следует, что 11 апреля 2018 года прокуратурой Иловлинского района Волгоградской области проведена проверка, в результате которой установлено, что администрацией Качалинского сельского поселения сведения за 2017 год в соответствии с Приказом МПР России от 21 августа 2007 года № 214 до 15 февраля 2018 года в Отдел водных ресурсов по Волгоградской области Нижне-Волжского бассейнового управления Федерального агентства водных ресурсов не представлены, о чем сообщено Руководителю Управления Росприроднадзора Волгоградской области (л.д. 48, 49-51).

Главой администрации Качалинского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области является Коржов А.С., вступивший в должность с 15 сентября 2017 года на основании распоряжения № 65-Л от 15 сентября 2017 года (л.д. 53).

Согласно письменным объяснениям Коржова А.С., по состоянию на 1 января 2018 года сведения для внесения в государственный водный реестр отсутствовали, в связи с чем они не представлялись (л.д. 35).

Данные обстоятельства явились основанием для составления государственным инспектором в области охраны окружающей среды Волгоградской области Буровым А.В. в отношении главы Качалинского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области Коржова А.С. протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 КоАП РФ (л.д. 31-33).

Таким образом, факт совершения Коржовым А.С. административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, и его виновность подтверждаются совокупностью доказательств, в том числе: протоколом об административном правонарушении № 32/21331-06-18 от 15 июня 2018 года (л.д. 31-33); письменными объяснениями Коржова А.С. от 15 июня 2018 года (л.д. 35); сообщением Прокуратуры Иловлинского района Волгоградской области в адрес Управления Росприроднадзора по Волгоградской области от 12 апреля 2018 года (л.д. 48); сообщением Управления Росприроднадзора по Волгоградской области в адрес председателя комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области от 11 мая 2018 года (л.д. 46-47); актом проверки от 11 апреля 2018года (л.д. 49-51); ответом на запрос главы Качалинского сельского поселения от 11 апреля 2018 года № 183 (л.д. 52); распоряжением о вступлении в должность главы Качалинского сельского поселения от 15 сентября 2017 года № 65-Л (л.д. 53), которым в совокупности с другими материалами дела была дана надлежащая оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Не доверять указанным выше доказательствам, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, оснований не имеется, поскольку они последовательны, согласуются между собой и дополняют друг друга, получены с соблюдением процессуальных требований КоАП РФ.

Постановление о привлечении Коржова А.С. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, вынесено с соблюдением требований, предусмотренных ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ.

Судья районного суда при рассмотрении жалобы лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, проверил материалы дела, а также доводы жалобы в полном объеме в соответствии с требованиями ст. 30.6 КоАП РФ и вынес законное и обоснованное решение, которое соответствует ст. 30.7 КоАП РФ.

При рассмотрении данного дела об административном правонарушении должностным лицом административного органа и судом в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно, своевременно выяснены фактические обстоятельства совершенного административного правонарушения и в соответствии с требованиями ст. 26.1 КоАП РФ установлены наличие события административного правонарушения, виновность Коржова А.С. в совершении данного административного правонарушения, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Должностное лицо административного органа при рассмотрении дела, а также судья районного суда при рассмотрении жалобы на постановление пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях Коржова А.С. состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ.

Данных, свидетельствующих о предвзятости должностного лица административного органа и судьи при рассмотрении дела, не имеется, принцип презумпции невиновности не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны быть истолкованы в пользу Коржова А.С., не усматривается.

Вопреки доводам жалобы, выводы о виновности Коржова А.С. соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которые всесторонне, полно и объективно исследовались судом первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Несогласие лица, привлеченного к административной ответственности, с произведенной судебной оценкой доказательств по делу, не свидетельствует о том, что судьей допущены существенные нарушения КоАП РФ и предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Доводы автора жалобы об отсутствии в его действиях состава правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, основаны на ошибочном толковании закона.

Объективная сторона данного состава административного правонарушения может выражаться в сокрытии, умышленном искажении или несвоевременном сообщении полной и достоверной информации: о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно в искажении сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды.

При этом под сокрытием информации понимается недоведение ее до сведения лиц, имеющих право на ее получение; под искажением информации - сообщение неполных или неверных данных; несвоевременное сообщение полной и достоверной информации означает нарушение сроков ее доведения до заинтересованных лиц (органов).

Поскольку Коржов А.С., являясь должностным лицом, не представил в уполномоченный орган необходимую информацию, то есть не довел ее до сведения лиц, имеющих право на ее получение, должностное лицо и судья районного суда обоснованно пришли к выводу о том, что объективную сторону совершенного Коржовым А.С. правонарушения образует сокрытие полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, что охватывается диспозицией ст. 8.5 КоАП РФ.

Непредставление Коржовым А.С. указанных выше сведений за 2017 год установлено материалами дела. При этом вопреки доводам жалобы, отсутствие у Коржова А.С. сведений о находящихся в собственности водных объектах для квалификации его действий по ст.8.5 КоАП РФ значения не имеет. Определяющим в данном случае является то, что сведения, установленные Приказом МПР России от 21 августа 2007 года № 214, должны быть представлены для внесения в государственный водный реестр, в том числе, в случае их отсутствия.

Следует также отметить, что непредставление актуальной экологической информации препятствует ведению указанного выше реестра, целями которого являются информационное обеспечение комплексного использования водных объектов, целевое использование водных объектов, их охраны, а также планирование и разработка мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.

Вопреки доводам жалобы, указание о необходимости направления всех сведений, касающихся состояния земель, водных объектов и других объектов окружающей среды, содержится в Порядке представления органами местного самоуправления сведений для внесения в государственный водный реестр, утвержденном приказом Министерства природных ресурсов РФ от 21 августа 2007 года № 214.

Иных доводов, ставящих под сомнение законность вынесенных по делу постановлений и нуждающихся в дополнительной проверке, жалоба не содержит.

При таких обстоятельствах нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено.

Постановление должностного лица административного органа о привлечении Коржова А.С. к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание назначено Коржову А.С. в пределах санкции ст.8.5 КоАП РФ и с учетом требований ст. 3.5 и 4.1 КоАП РФ.

На момент рассмотрения жалобы оснований к прекращению производства по делу в отношении Коржова А.С., предусмотренных ст. 2.9 КоАП РФ и ст.24.5 КоАП РФ, не установлено.

Полномочия вышестоящих судов по отмене или изменению окончательных и вступивших в законную силу судебных постановлений и решений могут быть использованы только в целях исправления существенных ошибок, допущенных при производстве по делу.

Однако каких-либо процессуальных нарушений, которые могли бы послужить основанием для отмены постановления должностного лица административного органа и судебного решения в соответствии с положениями ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ, не допущено.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения состоявшихся по делу актов не усматриваю.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.13, 30.17, 30.18 КоАП РФ,

п о с т а н о в и л:

жалобу Коржова Алексея Сергеевича оставить без удовлетворения.

Постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области от 21 сентября 2018 года и решение судьи Иловлинского районного суда Волгоградской области от 10 декабря 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 КоАП РФ, в отношении главы Качалинского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области Коржова Алексея Сергеевича оставить без изменения.

Заместитель председателя

Волгоградского областного суда А.В. Клочков