ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-258/19 от 12.03.2019 Пермского краевого суда (Пермский край)

Мировой судья – Шилова М.А.

Судья – Архипова И.П. 44а-258/2019

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Пермь 12 марта 2019 года

Заместитель председателя Пермского краевого суда Киселева Н.В., рассмотрев дело об административном правонарушении по жалобе защитника Бевха Виктора Петровича, действующего в интересах заместителя генерального директора – главного инженера МУП «ПермГорЭлектроТранс» Дробахи Александра Владимировича на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 4 Мотовилихинского судебного района г.Перми от 13 декабря 2018 года, решение судьи Мотовилихинского районного суда г. Перми от 23 января 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 12 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заместителя генерального директора – главного инженера МУП «ПермГорЭлектроТранс» Дробахи Александра Владимировича,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 4 Мотовилихинского судебного района г. Перми от 13.12.2018 Дробаха А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 3 000 руб. (л.д. 84-89).

Решением судьи Мотовилихинского районного суда г. Перми от 23.01.2019 постановление мирового судьи судебного участка № 4 Мотовилихинского судебного района г. Перми от 13.12.2018 оставлено без изменения, жалоба защитника Дробахи А.В. – Бевха В.П. оставлена без удовлетворения (л.д. 122-126).

В жалобе, поступившей в Пермский краевой суд 15.02.2019, защитник Дробахи А.В. – Бевх В.П. просит отменить вышеуказанные судебные акты, производство по делу об административном правонарушении отношении Дробаха А.В. прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях должностного лица состава административного правонарушения. В обоснование жалобы защитник указал, что Дробаха А.В. как должностное лицо МУП «ПермГорЭлектроТранс», которое владеет недвижимым имуществом, находящимся по адресу: ****, на правах хозяйственного ведения, не может быть привлечен к административной ответственности за несоблюдение правил пожарной безопасности, поскольку МУП «ПермГорЭлектроТранс» данное имущество передано во временное владение и пользование по договорам аренды хозяйствующим субъектам – индивидуальным предпринимателям и обществам с ограниченной ответственностью, в соответствии с пунктами 2.2.1, 3.2.4, 3.2.4.1 которых возложена обязанность по несению бремени содержания арендованного имущества, в том числе в течение всего срока действия договоров содержать объект в надлежащем состоянии, соответствующем техническим, санитарным, противопожарным и иным обязательным правилам и нормам. Таким образом, обязанность по обеспечению пожарной безопасности и соблюдению противопожарных норм в нежилых помещениях, расположенных по ул. **** г. Перми, в соответствии с действующим законодательством о пожарной безопасности в полном объеме возложена на арендаторов помещений. Большинство нарушений требований пожарной безопасности, отмеченных в предписании, допущено хозяйствующими субъектами, арендующими нежилые помещения по ул. **** г. Перми, в связи с чем последние должны нести ответственность за приведение арендуемых объектов в нормативное состояние. Протокол № 220 от 12.11.2018 об административном правонарушении не отвечает требованиям ст.28.2 КоАП РФ, вследствие чего в силу ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не может быть признан допустимым доказательством по делу об административном правонарушении: составлен с существенными нарушениями и недостатками с точки зрения полноты исследования события правонарушения; сведения о событии правонарушения не вытекают из результатов и содержания акта проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица №764 от 17.10.2018; в нем не раскрыто существо совершенного административного правонарушения. Вина заместителя генерального директора – главного инженера МУП «ПермГорЭлектроТранс» Дробахи А.В. в совершении административного правонарушения по ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ не доказана. В соответствии с пунктами 3.5, 3.24, 3.26 должностной инструкции от 19.03.2015 № 194 обеспечение выполнения мероприятий в сфере пожарной безопасности не входит в круг должностных обязанностей заместителя генерального директора – главного инженера МУП «ПермГорЭлектроТранс», ответственность за выполнение указанных мероприятий на него должностной инструкцией и иными локальными нормативными актами предприятия не возложена. При таких обстоятельствах в действиях должностного лица Дробаха А.В. не содержится признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ.

Определением заместителя председателя Пермского краевого суда от 20.02.2019 жалоба защитника Бевха В.П., действующего в интересах заместителя генерального директора – главного инженера МУП «ПермГорЭлектроТранс» Дробахи А.В., принята к рассмотрению, дело об административном правонарушении № 5-1423/2018 истребовано 20.02.2019, поступило в Пермский краевой суд 01.03.2019.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Административная ответственность по ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ наступает за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности".

В силу ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что по результатам проведения старшим инспектором отделения надзорной деятельности и профилактической работы г. Перми по Свердловскому району и п. Новые Ляды 1 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Перми П1. внеплановой проверки территории, производственных, складских, административных зданий и помещений по адресу: **** в период с 16.10.2017 по 23.10.2017, МУП «ПермГорЭлектроТранс» выдано 23.10.2017 предписание № 655/1/1 об устранении выявленных в ходе проверки нарушений обязательных требований пожарной безопасности в срок до 01.10.2018, а именно:

1. В помещениях здания (Лит. Б) не выполнен монтаж системы автоматической пожарной сигнализации (ст. ст. 4, 6, 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 1.2 Приложения А СП 5.13130.2013).

2. В помещениях здания (Лит. Б) не выполнен монтаж оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (ст. ст. 4, 6, 84 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 1.1 СП 3.13130.2009).

3. В помещениях стоянки и ремонтной зоны (Лит. Б) система вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения находится в нерабочем состоянии (ст. ст. 4, 6 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункты 6.3.9-6.3.12 СП 113.13330.2012).

4. В помещениях стоянки и ремонтной зоны (Лит. Б) не выполнен монтаж автоматической установки пожаротушения (ст. ст. 4, 6, 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", 6.5.3 СП 113.13330.2012).

5. Административно-бытовой корпус (Лит. А) класса функциональной пожарной опасности Ф 4.3 не отделен противопожарной преградой с нормируемым пределом огнестойкости от помещений Лит. Б класса функциональной пожарной опасности Ф 5.2 (ст. 88 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности").

6. Для отделки стен коридора в переходе между Лит. А и Лит. Б на пути эвакуации применен материал (масляная краска) с показателями пожарной безопасности более чем КМЗ (таблица 28, ч. 6 ст. 134 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 33 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390).

7. Не рассчитаны категории по взрыпожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» всех помещений производственного и складского назначения с указанием на дверях помещений (п. 20 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390).

8. Каркас подвесного потолка в помещениях ЦУП выполнен из сгораемого материала (ч. 5 ст. 134 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 33 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390).

9. В помещениях окрасочных камер (Стар Авто, Лидер) не выполнен монтаж автоматической установки пожаротушения (ст. ст. 4, 6, 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 6.5.3 СП 113.13330.2012).

10. В помещениях здания (Лит. Б1) не выполнен монтаж системы автоматической пожарной сигнализации ст. ст. 4, 6, 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 1.2 приложения А СП 5.13130.2013).

11. В помещениях здания (Лит. Б1) не выполнен монтаж системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (ст. ст. 4, 6, 84 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 1 СП 3.13130.2009).

12. В помещениях (Лит. Б1) система вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения находится в нерабочем состоянии (ст. ст.4, 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункты 6.3.9.-6.3.12 СП 113.13330.2012).

13. В помещениях (Лит. Б1) автоматическая установка пожаротушения находится в неработоспособном состоянии (ст. ст. 4, 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 6.5.3 СП 113.13330.2012).

14. В помещении насосной станции отсутствует схема противопожарного водоснабжения и схема обвязки насосов (п. 58 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390)

15. На каждой задвижке и пожарном насосе-повысителе отсутствует табличка с информацией о защищенных помещениях, типе и количестве пожарных оросителей (п. 58 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390)

16. Не проводится проверка работоспособности задвижек с электроприводом (не реже 2 раз в год), установленных на обводных линиях водомерных устройств и пожарных основных рабочих и резервных пожарных насосных агрегатов (ежемесячно), с занесением в журнал даты проверки и характеристики технического состояния указанного оборудования (п. 59 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390)

17. Каркас подвесного потолка в помещениях компрессорной выполнен из сгораемого материала (ч. 5 ст. 134 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" п. 33 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390)

18. Не рассчитаны категории по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5,7 и 8 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» всех помещений производственного и складского назначения с указанием на дверях помещений (п. 20 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390).

19. В помещениях здания (Лит. Б2) не выполнен монтаж системы автоматической пожарной сигнализации (ст. ст. 4, 6, 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п.1.2 приложения А СП 5.13130.2013).

20. В помещениях здания (Лит. Б2) не выполнен монтаж системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (ст. ст. 4, 6, 84 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 1 СП 3.13130.2009).

21. Каркас подвесного потолка в помещениях раздевалок выполнен из сгораемого материалов (ч. 5 ст. 134 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" п. 33 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390)

22. В районе бойлерной между зданиями Лит. Б и Лит. Б2 не заделаны негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость, образовавшиеся отверстия и зазоры в местах пересечения противопожарных преград различными инженерными и технологическими коммуникациями (п. 22 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 №390)

23. Не рассчитаны категории по взрыпожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» всех помещений производственного и складского назначения с указанием на дверях помещений (п. 20 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390)

24. В помещениях (Лит. Б3) не выполнен монтаж системы автоматической пожарной сигнализации. (ст. ст. 4, 6, 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п.1.2 приложения А СП 5.13130.2013).

25. В помещениях (Лит. Б3) не выполнен монтаж системы оповещения и управления эвакуаций людей при пожаре (ст. ст. 4, 6, 84 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 1 СП 3.13130.2009).

26. Не рассчитаны категории по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5,7 и 8 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» всех помещений производственного и складского назначения с указанием на дверях помещений (п. 20 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390)

27. В помещениях (Лит. Б4) не выполнен монтаж системы автоматической пожарной сигнализации (ст. ст. 4, 6, 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 1.2 приложения А СП 5.13130.2013).

28. В помещениях (Лит. Б4) не выполнен монтаж системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (ст. ст. 4, 6, 84 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 1 СП 3.13130.2009).

29. Не рассчитаны категории по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» всех помещений производственного и складского назначения с указанием на дверях помещений (п. 20 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390)

30. В помещениях здания (Лит. Б5) не выполнен монтаж системы автоматической пожарной сигнализации (ст. ст. 4, 6, 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 1.2 приложения А СП 5.13130.2013).

31. В помещениях здания (лит. Б5) не выполнен монтаж системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (ст. ст. 4, 6, 84 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 1 СП 3.13130.2009).

32. Не рассчитаны категории по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» всех помещений производственного и складского назначения с указанием на дверях помещений (п. 20 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390).

33. Для отделки стен коридора 2-го этажа здания Лит. Б5 на пути эвакуации применен материал (масляная краска) с показателями пожарной опасности более чем КМЗ (п. 33 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, таблица 28, ст. 134 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности").

34. В помещении мойщиков не выполнен монтаж системы автоматической пожарной сигнализации (ст. ст. 4, 6, 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 1.2 приложения А СП 5.13130.2013).

35. В помещении мойщиков не выполнен монтаж системы оповещения управления эвакуацией людей при пожаре (ст. ст. 4, 6, 84 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 1 СП 3.13130.2009).

36. В помещениях здания (Лит. Г) не выполнен монтаж системы автоматической пожарной сигнализации (ст. ст. 4, 6, 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 1.2 приложения А СП 5.13130.2013).

37. В помещениях здания (Лит. Г) не выполнен монтаж системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (ст. ст. 4,6, 84 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 1 СП 3.13130.2009).

38. Не рассчитаны категории по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» всех помещений производственного и складского назначения с указанием на дверях помещений (п. 20 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390).

39. В помещениях здания (Лит. 3) не выполнен монтаж системы автоматической пожарной сигнализации (ст. ст. 4, 6, 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 1.2 приложения А СП 5.13130.2013).

40. В помещениях здания (Лит. 3) не выполнен монтаж системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (ст. ст. 4, 6, 84 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 1 СП 3.13130.2009).

41. В помещении КПП не выполнен монтаж системы автоматической пожарной сигнализации. (ст. ст. 4, 6, 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 1.2 приложения А СП 5.13130.2013).

42. В помещении КПП не выполнен монтаж системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (ст. ст. 4, 6, 84 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 1 СП 3.13130.2009).

43. В помещениях здания (Лит. А, А1) не выполнен монтаж системы автоматической пожарной сигнализации (ст. ст. 4, 6, 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 1.2 приложения А СП 5.13130.2013).

44. В помещениях здания (Лит. А, А1) не выполнен монтаж системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (ст. ст. 4, 6, 84 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 1 СП 3.13130.2009).

45. Территория и здания предприятия не в полном объеме укомплектованы пожарными щитами в соответствии с приложением № 5 ППР в РФ от 25.04.2012 № 390 (п. 481 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390).

46. Пожарные щиты, имеющиеся на территории и в зданиях предприятия, не в полном объеме укомплектованы в соответствии с приложением №6 ППР в РФ от 25.04.2012 № 390 (п. 482 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390)

47. Не проводятся эксплуатационные испытания нужных пожарных лестниц не реже 1 раза в 5 лет с составлением соответствующего акта испытаний (п. 24 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390) (л.д. 14-30).

На основании распоряжения начальника отделения надзорной деятельности и профилактической работы г. Перми по Свердловскому району и п. Новые Ляды 1 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Перми (далее - ОНПР г. Перми по Свердловскому району и п. Новые Ляды) З. № 764 от 01.10.2018 старшим инспектором ОНПР г. Перми по Свердловскому району и п. Новые Ляды П1. совместно с представителями экспертных организаций в присутствии заместителя генерального директора-главного инженера МУП «ПермГорЭлектроТранс» Дробахи А.В., начальника отдела по безопасности и общим вопросам МУП «ПермГорЭлектроТранс» П2. с целью контроля исполнения обществом предписания от 23.10.2017 № 655/1/1, срок исполнения которого 01.10.2018, проведена в период с 09.10.2018 по 17.10.2018 внеплановая выездная проверка в отношении МУП «ПермГорЭлектроТранс», по результатам которой выявлены факты невыполнения предписания № 655/1/1 от 23.10.2017: а именно пунктов 1-8, 12-40, 43-47 предписания, о чем составлен акт проверки № 764 от 17.10.2018 (л.д. 6-9).

По результатам проверки МУП «ПермГорЭлектроТранс» 17.10.2018 выдано предписание № 764/1/1 об устранении выявленных нарушений в срок до 01.10.2019 (л.д. 10-13).

Как следует из приказа МУП «ПермГорЭлектроТранс» с 30.03.2017 Дробаха А.В. принят на работу в МУП «ПермГорЭлектроТранс» на должность заместителя генерального директора – главного инженера 17 разряда (л.д. 31).

Из должностной инструкции заместителя генерального директора – главного инженера МУП «ПермГорЭлектроТранс» следует, что указанная должность относится к категории руководителей.

В соответствии с п. 3.5 должностной инструкции заместителя генерального директора – главного инженера МУП «ПермГорЭлектроТранс», являющейся приложением № 3 к приказу МУП «ПермГорЭлектроТранс» от 19.03.2015 № 194, в должностные обязанности Дробахи А.В. входит осуществление контроля за соблюдением проектной, конструкторской и технологической дисциплин, правил и норм по охране труда и технике безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности, требований природоохранных, санитарных органов, а также осуществление технического надзора.

Поскольку Дробаха А.В. как заместитель генерального директора – главный инженер МУП «ПермГорЭлектроТранс» не обеспечил полное и своевременное выполнение предписания государственного пожарного надзора от 23.10.2017 №655/1/1, срок для исполнения которого истек 01.10.2018, в отношении него 12.11.2018 государственным инспектором г. Перми по пожарному надзору П1. составлен протокол № 220 об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ (л.д. 5).

Принимая решение о наличии оснований для привлечения заместителя генерального директора – главного инженера МУП «ПермГорЭлектроТранс» к административной ответственности по ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ, судьи исходили из того, что он, исполняя свои обязанности в установленный срок не выполнил возложенную на него обязанность по устранению выявленных надзорным органом нарушений требований пожарной безопасности.

Факт совершения заместителем генерального директора – главным инженером МУП «ПермГорЭлектроТранс» Дробахой А.В. административного правонарушения по ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ и его вина подтверждены вышеуказанными доказательствами, в том числе приказом Департамента имущественных отношений администрации г. Перми № 554 от 30.05.2007 и приложением к нему (л.д. 62-64).

Фактические обстоятельства дела мировым судьей и судьей районного суда проверены, подтверждены совокупностью исследованных доказательств, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Доводы жалобы защитника о том, что заместитель генерального директора – главный инженер МУП «ПермГорЭлектроТранс» Дробаха А.В необоснованно привлечен к административной ответственности по ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ, так как не является субъектом вмененного правонарушения, несостоятельны.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В соответствии с примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.

Согласно положениям ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Согласно п. 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и установок противопожарной защиты и организует проведение проверки их работоспособности в соответствии с инструкцией на технические средства завода-изготовителя, национальными и (или) международными стандартами и оформляет акт проверки.

В соответствии с п. 33 указанных Правил при эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности) в соответствии с требованиями части 4 статьи 4 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

Согласно п. 4.4 вышеуказанной должностной инструкции заместитель генерального директора – главный инженер МУП «ПермГорЭлектроТранс» несет ответственность за нарушение правил техники безопасности, противопожарных и других правил, законодательства об охране окружающей среды, создающих угрозу деятельности предприятия и его работниками.

С должностной инструкцией Дробаха А.В. ознакомлен лично 30.03.2017 (л.д. 32-34).

Таким образом, заместитель генерального директора – главный инженер МУП «ПермГорЭлектроТранс» Дробаха А.В. несет персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Не может быть принят во внимание для отмены оспариваемых судебных постановлений, прекращения производства по данному делу об административном правонарушении и довод защитника о том, что к административной ответственности по ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ должны быть привлечены арендаторы, которым МУП «ПермГорЭлектроТранс» сдает в аренду помещения в здании, поскольку вступившими в законную силу постановлениями мирового судьи судебного участка № 2 Мотовилихинского судебного района г.Перми от 29.12.2017 по делу № 5-593/2017 и мирового судьи судебного участка № 4 Мотовилихинского судебного района г. Перми от 13.12.2018 по делу № 5-1422/2018 за невыполнение и повторное невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющий федеральный государственный пожарный надзор, привлечено к административной ответственности по ч.12 и ч.14 ст. 19.5 КоАП РФ МУП «ПермГорЭлектроТранс», должностным лицом которого является Дробаха А.В.

В соответствии с п. 3 ст. 2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Изложенная правовая позиция также подтверждена в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", согласно которому в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (ст. 2.4 КоАП РФ), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц.

Таким образом, выводы мирового судьи и судьи районного суда о том, что на Дробаху А.В. как на заместителя генерального директора – главного инженера МУП «ПермГорЭлектроТранс» возложена обязанность соблюдать требования пожарной безопасности и выполнять требования законного предписания об устранении выявленных нарушений, основаны на законе, представленных доказательствах и являются правильными.

Для исполнения вышеуказанных требований заместитель генерального директора – главный инженер МУП «ПермГорЭлектроТранс» Дробаха А.В. располагал организационными и распорядительными полномочиями и обязан был контролировать деятельность предприятия, обеспечить исполнение предписания в установленный срок, таким образом, возложение на него ответственности за неисполнение предписания № 655/1/1 от 23.10.2017 об устранении нарушений требований пожарной безопасности является правомерным.

Наказание заместителю генерального директора – главному инженеру МУП «ПермГорЭлектроТранс» Дробахе А.В. назначено минимальное, в пределах санкции ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ.

Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену постановленных по делу судебных актов.

Дело рассмотрено в соответствии с требованиями Кодекса РФ об административных правонарушениях, процессуальных нарушений, влекущих отмену судебных актов, не установлено, оснований для их отмены по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 30.17, ст. 30.18 КоАП РФ,

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка № 4 Мотовилихинского судебного района г. Перми от 13 декабря 2018 года, решение судьи Мотовилихинского районного суда г. Перми от 23 января 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 12 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заместителя генерального директора – главного инженера МУП «ПермГорЭлектроТранс» Дробахи Александра Владимировича оставить без изменения, жалобу защитника Бевха Виктора Петровича, действующего в интересах заместителя генерального директора – главного инженера МУП «ПермГорЭлектроТранс» Дробахи Александра Владимировича, – без удовлетворения.

Заместитель председателя

Пермского краевого суда - подпись