№ 4а – 261/2019
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
02 августа 2019 года г. Томск
Заместитель председателя Томского областного суда Воротников С.А., рассмотрев жалобу ФИО1 на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка №5 Кировского судебного района в г. Томска от 28.11.2018 и решение судьи Кировского районного суда г. Томска от 09.04.2019, вынесенные в отношении генерального директора Томского городского унитарного муниципального предприятия «Трамвайно-троллейбусное управление» - ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка №5 Кировского судебного района в г. Томска от 28.11.2018 генеральный директор Томского городского унитарного муниципального предприятия «Трамвайно-троллейбусное управление» (далее Предприятие, ТГУМП «Трамвайно-троллейбусное управление») - ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением судьи Кировского районного суда г. Томска от 09.04.2019 постановление мирового судьи районного от 28.11.2018 оставлено без изменения.
В жалобе ФИО1 просит вынесенные по делу судебные акты отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указывает, что заявитель представил в составе пакета документов для получения субсидии справку Департамента управления муниципальной собственностью администрации г. Томска, содержащую информацию по состоянию на 05.10.2017, в которой указано, что основная задолженность по состоянию на 05.10.2017 отсутствует. Таким образом, указанная справка содержит информацию об отсутствии основной задолженности, в том числе и по состоянию на 01.10.2017, а также сведения об отсутствии задолженности по арендной плате за землю. Указанное письмо № 12652 от 06.10.2017 получено директором ТГУМП «Трамвайно-троллейбусное управление» официальным путем, оснований не доверять указанному документу, не имелось. Отмечает, что из письма Департамента управления муниципальной собственностью администрации г. Томска от 05.06.2018 следует, что при формировании справки по состоянию на 05.10.2017 произошла техническая ошибка, в связи с чем задолженность в сумме 1619,57 руб. не была отображена в ответе Департамента недвижимости от 05.10.2017. В жалобе также указывает, что ТГУМП «Трамвайно-троллейбусное управление» оплачивает суммы арендной платы, сверяясь с данными о задолженности, размещенными на сайте Департамента управления муниципальной собственностью. Данных об указанной выше задолженности за 3 квартал 2017 года сайт не содержал. Полагает наличие задолженности по пени в размере 210 387,02 руб. не является критерием для получения субсидии, поскольку в п. 4 Порядка предоставления субсидии, утвержденного Постановлением администрации г. Томска №13 от 16.01.2017, предусмотрено, что заявитель должен документально подтвердить отсутствие задолженности по арендной плате за пользование имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования «Город Томск». Таким образом, предприятие документально подтвердило отсутствие основной задолженности по арендной плате, а генеральной директор Предприятия не может нести ответственности за технические ошибки Департамента управления муниципальной собственностью администрации г. Томска. Отмечает, что распорядителем бюджетных средств проверялся весь пакет документов, на основании которых субсидия была выдана. Какие-либо дополнительные либо иные документы при этом не запрашивались. Указывает, что действия генерального директора Предприятия при сборе и подаче документов на предоставление субсидии являлись добросовестными, достаточными и необходимыми для получения информации об отсутствии задолженности по арендной плате за землю. Считает, что вмененное нарушение порядка предоставления субсидии, связанное с датой справки об отсутствии задолженности по арендной плате является малозначительным. Ссылаясь на положения ст. 2.9 КоАП Российской Федерации, отсутствие существенной угрозы интересам государства и общества, полагает возможным производство по делу прекратить, объявив ФИО1 устное замечание.
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, оценив доводы жалобы защитника, прихожу к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которое названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Данные обстоятельства устанавливаются на основании доказательств.
Согласно части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 КоАП РФ).
Согласно части 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 2 до 12 процентов суммы полученной субсидии.
Таким образом, объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ, образуют действия, связанные с нарушением условий предоставления субсидий, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 данного Кодекса.
По смыслу бюджетного законодательства, субсидия - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (статья 69, 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Предоставление бюджетных субсидий юридическим и физическим лицам регламентируется Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами, принимаемыми на уровне субъекта Российской Федерации и отдельных муниципальных образований.
Как следует из обжалуемого постановления мирового судьи судебного участка №5 Кировского района г. Томска от 28.11.2018, основанием для привлечения генерального директора ТГУМП «Трамвайно-троллейбусное управление» - ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.15.15.5 КоАП Российской Федерации послужил тот факт, что в ходе ревизии финансово-хозяйственной деятельности Томского городского унитарного муниципального предприятия «Трамвайно-троллейбусное управление» за 2017 год выявлены нарушения порядка предоставления субсидий юридическим и физическим лицам в целях финансового обеспечения затрат, связанных с осуществлением перевозки пассажиров городским электрическим транспортом на территории муниципального образования «Город Томск», утвержденного Постановлением администрации города Томска от 16.01.2017 №13 (далее Порядок №13). А именно: ревизией установлено, что для рассмотрения вопроса о предоставлении субсидии в октябре 2017 года Предприятием в управление дорожной деятельности, благоустройства и транспорта администрации города Томска (далее именуется – Управление) предоставлено заявление от 18.10.2017 № 17/849 с просьбой предоставить субсидию в сумме 50000000 рублей, которая была предоставлена на основании приказа Управления от 26.10.2017 №124 «О предоставлении субсидии ТГУМП «Трамвайно троллейбусное управление», однако в нарушение подпункт «б» подпункта 6 пункта 5 Порядка №13, вместе с заявлением о предоставлении субсидии представлено письмо Департамента недвижимости от 06.10.2017 № 12652 об отсутствии у Предприятия по состоянию на 05.10.2017 задолженности по неналоговым доходам бюджета муниципального образования, арендной плате за муниципальное имущество, платежам по рекламе, оплате за приобретение в собственность муниципального имущества и земельных участков, компенсации расходов, уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. При этом из письма Департамента недвижимости от 25.05.2018 № 6247 следует, что у Предприятия по состоянию на 01.10.2017 имелась задолженность в сумме 1619,36 руб. по арендной плате за землю. В связи с техническим сбоем базы данных задолженность по арендной плате за землю не была отражена в ответе Предприятию письмом от 06.10.217 № 12652. Указанная выше задолженность по основному долгу по арендной плате за землю погашена Предприятием только 28.12.2017. Кроме того, задолженность по пени, начисленной за несвоевременное исполнение обязательств по договорам аренды земельных участков по состоянию на 01.06.2018 составила 214448, 40 руб. Указанные выше факты свидетельствуют, что на момент подачи заявления с просьбой предоставить субсидию в октябре 2017 года Предприятие не соответствовало критерию, установленному подпунктом 2 пункта 4 Порядка №13, дающему право на получение субсидии - отсутствие задолженности на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение договора о предоставлении субсидии, по арендной плате за пользование имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования «Город Томск», что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 15.15.5 КоАП Российской Федерации.
Судья Кировского районного суда г. Томска, рассматривая жалобу на постановление мирового судьи от 28.11.2018, также пришел к выводу о наличии в действиях генерального директора Томского городского унитарного муниципального предприятия «Трамвайно-троллейбусное управление» - ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и доказанности вины должностного лица в его совершении.
Однако с такими выводами судей первой и вышестоящей инстанций, согласиться нельзя исходя из следующего.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит выяснению, в частности, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно п.1 Порядок предоставления субсидии юридическим и физическим лицам в целях финансового обеспечения затрат, связанных с осуществлением перевозки пассажиров городским электрическим транспортом на территории муниципального образования "Город Томск" в 2017 году, утвержденного постановлением администрации Города Томска от 16.01.2017 N 13, определяет критерии отбора, конкретные условия, порядок предоставления субсидии, порядок возврата субсидии в случае нарушения условий, установленных при ее предоставлении, и порядок возврата получателем субсидии в текущем финансовом году остатков субсидии, не использованных в отчетном финансовом году.
В силу подпункта 2 пункта 4 указанного выше Порядка №13 для получения права на предоставление субсидии заявитель должен документально подтвердить соответствие определенным критериям на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение договора о предоставлении субсидии, в числе которых: отсутствие задолженности по платежам в бюджетную систему Российской Федерации (отсутствие неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, срок исполнения по которым наступил в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, а также отсутствие задолженности по арендной плате за пользование имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования "Город Томск").
Согласно пункту 5 (п.б подпункта 6) Порядка №13 для рассмотрения вопроса о предоставлении субсидии заявитель представляет в управление дорожной деятельности, благоустройства и транспорта администрации г. Томска помимо иных документов письмо департамента управления муниципальной собственностью администрации г. Томска об отсутствии задолженности на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение договора о предоставлении субсидии, по арендной плате за пользование имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования "Город Томск"
Как следует из материалов дела, генеральный директор Томского городского унитарного муниципального предприятия «Трамвайно-троллейбусное управление» - ФИО1 18.10.2017 в соответствии с постановлением администрации г. Томска от 16.01.2017 N 13 «Об утверждении порядка предоставления субсидии юридическим и физическим лицам в целях финансового обеспечения затрат, связанных с осуществлением перевозки пассажиров городским электрическим транспортом на территории муниципального образования "Город Томск" в 2017 году» обратился в Управление дорожной деятельности, благоустройства и транспорта администрации г. Томска с заявлением о предоставлении субсидии.
В целях соблюдения требований п.5 Порядка №13 к указанному заявлению ФИО1 прилагалась, в том числе справка Департамента управления муниципальной собственностью (Департамента недвижимости) администрации г. Томска об отсутствии у Предприятия задолженности по основному долгу по арендной плате земельных участков по состоянию на 05.10.2017 (л.д. 41).
В соответствии с п. 6 названного выше Порядка №13 в срок не более 3 рабочих дней со дня окончания приема документов Комиссия рассматривает на заседании представленные в соответствии с пунктом 5 Порядка предоставления субсидий документы на предмет соответствия (несоответствия) требованиям, предусмотренным настоящим Порядком.
Основанием для принятия решения о несоответствии заявителя и (или) представленных им документов требованиям настоящего Порядка и об отказе в предоставлении субсидии является несоответствие представленных заявителем документов требованиям, определенным настоящим Порядком, или непредставление (предоставление не в полном объеме) указанных документов; недостоверность представленной заявителем информации.
Согласно п.8 Порядка №13, в случае соответствия заявителя требованиям настоящего Порядка и представления всех документов, предусмотренных в пункте 5 настоящего Порядка, Управление в срок не более 10 рабочих дней со дня принятия решения, предусмотренного подпунктом 1 пункта 6 настоящего Порядка, заключает с заявителем договор о предоставлении субсидии в соответствии с типовой формой, установленной финансовым органом муниципального образования "Город Томск" для соответствующего вида субсидии.
Исходя из материалов дела, 26.10.2017 между Управлением дорожной деятельности, благоустройства и транспорта администрации г. Томска и Томским городским унитарным муниципальным предприятием «Трамвайно-троллейбусное управление» был заключен договор о предоставлении субсидии юридическим и физическим лицам в целях финансового обеспечения затрат, связанных с осуществлением перевозки пассажиров городским электрическим транспортом на территории муниципального образования «Город Томск» в 2017 году, согласно которому организации предоставлена субсидия в размере 50000000 рублей.
Поскольку указанный договор о предоставлении субсидии от 26.10.2017 был заключен между сторонами, следовательно было принято решение о соответствии заявителя и представленных им документах требованиям Порядка №13 о предоставлении субсидий и об определении размера субсидии.
Должностное лицо, приняв все зависящие от него меры, а именно представив надлежащие документы и получив субсидию по итогам их рассмотрения, было вправе полагать, что у административного органа нет претензий к условиям предоставления субсидии.
То обстоятельство, что в связи с техническим сбоем базы данных задолженность по арендной плате на землю, которая числилась за ТГУМП «Трамвайно троллейбусное управление» в период с 05.10.2017 по 26.12.2017 в сумме 1619,58 руб. не была отражена в ответе Департамента недвижимости от 05.10.2017 не свидетельствует о том, что директором ТГУМП «Трамвайно-троллейбусное управление» ФИО1 были нарушены какие-либо условия предоставления субсидии организации, установленные Порядком №13 и Бюджетным Кодексом Российской Федерации, что исключает наличие вины ФИО1 в вмененном ему административном правонарушении.
Данным обстоятельствам мировым судьей и судьей вышестоящей судебной инстанции не была дана надлежащая оценка.
В силу положений ч.1 и 4 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
Учитывая вышеизложенное, постановление мирового судьи судебного участка №5 Кировского судебного района в г. Томска от 28.11.2018 и решение судьи Кировского районного суда г. Томска от 09.04.2019, вынесенные в отношении генерального директора Томского городского унитарного муниципального предприятия «Трамвайно-троллейбусное управление» - ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не могут быть признаны законными и подлежат отмене, а производство по данному делу об административном правонарушении прекращению на основании п.4 ч.2 ст. 30.17 названного Кодекса в связи с отсутствием состава административного правонарушения
Принимая во внимание, что установленные нарушения являются самостоятельным основанием для отмены принятых по делу судебных актов, остальные доводы жалобы рассмотрению и оценке не подлежат.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заместитель председателя Томского областного суда
постановил:
жалобу генерального директора Томского городского унитарного муниципального предприятия «Трамвайно-троллейбусное управление» - ФИО1 удовлетворить;
постановление мирового судьи судебного участка №5 Кировского судебного района в г. Томска от 28.11.2018 и решение судьи Кировского районного суда г. Томска от 09.04.2019, вынесенные в отношении генерального директора Томского городского унитарного муниципального предприятия «Трамвайно-троллейбусное управление» - ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить;
производство по настоящему делу об административном правонарушении прекратить на основании п.4 ч.2 ст. 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заместитель председателя
Томского областного суда /подпись/ С.А. Воротников
.
.
.
.
.
.
.