ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-262 от 17.04.2017 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

4а-262

город Казань 17 апреля 2017 года

Заместитель Председателя Верховного Суда Республики Татарстан Р.Ф. Гафаров, рассмотрев жалобу законного представителя ФИО1 на вступившие в законную силу решения судей Советского районного суда города Казани от 28 сентября 2016 года и Верховного Суда Республики Татарстан от 11 января 2017 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью «Саф-М» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л:

постановлением заместителя главного государственного инспектора города Казани по пожарному надзору – заместителя начальника ОНД города Казани по Советскому району от 7 июля 2016 года, оставленным без изменения решением судьи Советского районного суда города Казани от 28 сентября 2016 года, общество с ограниченной ответственностью «Саф-М» (далее по тексту – ООО «Саф-М», Общество) привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 160000 рублей.

Решением судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 11 января 2017 года указанное постановление должностного лица и судебное решение изменены, из мотивировочной части постановления исключено указание на нарушение ООО «Саф-М» на объекте недвижимости, расположенном по адресу: <...> пожарной безопасности, указанных в пунктах № 1-3, 7-9, 13-16.

В жалобе ФИО1, не соглашаясь с постановлением должностного лица и вынесенными в отношении Общества судебными решениями в части назначенного административного наказания, просит их изменить, снизить размер административного штрафа с учетом имущественного и финансового положения ООО «Саф-М».

Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы ФИО1, прихожу к мнению, что данная жалоба подлежит удовлетворению.

Согласно части 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений -

влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

В соответствии со статьёй 20 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон N 69-ФЗ) техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.

Основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения установлены Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон N 123-ФЗ).

В соответствии со статьёй 5 Федерального закона N 123-ФЗ каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности, которая включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной в случае выполнения в полном объеме обязательных требований пожарной безопасности, установленных федеральными законами о технических регламентах, а также в случае, если пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом.

В соответствии со статьёй 38 Федерального закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе, собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, руководители организаций; должностные лица в пределах их компетенции.

Материалами дела установлено, специалистами ОНД города Казани по Советскому району проведена проверка соблюдения ООО «Саф-М» требований законодательства в сфере пожарной безопасности при эксплуатации принадлежащего Обществу объекта недвижимости, расположенном по адресу: <...>.

По результатам проверки выявлены нарушения Правил противопожарного режима в Российской Федерации, требований Федерального закона от 25.04.2012 № 390-ФЗ «О противопожарном режиме», Федерального закона № 123-ФЗ; СНиП 21-01-97*, СНиП 2.04.02-84*, НПБ 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией».

Данные обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, полученными в установленном законом порядке, в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и оценены судьями в совокупности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, факт совершения ООО «Саф-М» административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьёй 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, виновность Общества и обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела судьями установлены правильно в соответствии с требованиями статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Каких-либо обстоятельств, которые могли бы повлечь необходимость переоценки выводов судей нижестоящих судебных инстанций и отмены судебных решений, вступивших в законную силу, в ходе рассмотрения жалобы не установлено.

Вместе с тем, в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Согласно части 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Из приобщенной к материалам дела упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчетности за отчетный 2015 год следует, что выручка ООО «Саф-М» не покрывает его расходы по основной деятельности, и за отчетный финансовый год Общество получило убытки в размере 265000 руб.

По данным отчета о финансовых результатах за период с 1 января по 31 декабря 2016 года совокупный финансовый результат Общества - убыток на сумму 477000 руб.

При таких обстоятельствах назначенное ООО «Саф-М» административное наказание в виде административного штрафа в сумме 160000 рублей, то есть в размере, предусмотренном санкцией части 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не соответствует его материальному положению, и может повлечь избыточное ограничение прав юридического лица, а потому с учетом конкретных обстоятельств дела подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией данной статьи, но до размера не менее половины минимального размера.

С учетом изложенного, постановление должностного лица и судебные решения, вынесенные в отношении ООО «Саф-М» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат изменению путем снижения назначенного Обществу административного штрафа до 75000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

п о с т а н о в и л:

жалобу законного представителя ФИО1 удовлетворить.

Постановление заместителя главного государственного инспектора города Казани по пожарному надзору – заместителя начальника ОНД города Казани по Советскому району от 7 июля 2016 года, решения судей Советского районного суда города Казани от 28 сентября 2016 года и Верховного Суда Республики Татарстан от 11 января 2017 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью «Саф-М» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить, снизить размер назначенного административного штрафа до 75000 (семидесяти пяти тысяч) рублей.

В остальной части указанные постановление должностного лица и судебные решения оставить без изменения.

Заместитель

Председателя Верховного Суда

Республики Татарстан Р.Ф. Гафаров