4а-263
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
15 июня 2018 года город Архангельск
Заместитель председателя Архангельского областного суда Старопопов А.В., рассмотрев жалобу заместителя начальника Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Архангельске Архангельской области ФИО1 на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 2 Приморского судебного района Архангельской области от 05 февраля 2018 года и решение судьи Приморского районного суда Архангельской области от 26 марта 2018 года, вынесенные в отношении ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Приморского судебного района Архангельской области от 05 февраля 2018 года, оставленным без изменения решением судьи Приморского районного суда Архангельской области от 26 марта 2018 года, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.33.2 КоАП РФ в отношении начальника федерального казенного учреждения «Архангельская воспитательная колония УФСИН России по Архангельской области» ФИО2 прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Заместитель начальника Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Архангельске Архангельской области ФИО1 в жалобе просит отменить судебные постановления, считая их незаконными.
Изучив жалобу и материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Как усматривается из материалов дела, в отношении ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.33.2 КоАП РФ, согласно которому ФИО2, являясь начальником федерального казенного учреждения «Архангельская воспитательная колония УФСИН России по Архангельской области», в нарушение пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» не представил в срок не позднее 16 октября 2017 года сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за сентябрь 2017 года (сведения представлены 17 октября 2017 года).
Протокол об административном правонарушении направлен на рассмотрение мировому судье судебного участка № 2 Приморского судебного района Архангельской области.
Прекращая производство по делу, мировой судья пришел к выводу, что ФИО2 не является субъектом вмененного административного правонарушения, поскольку исходя из положений Федерального закона от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и представленной должностной инструкции главного бухгалтера бухгалтерии федерального казенного учреждения «Архангельская воспитательная колония УФСИН России по Архангельской области» ответственность за ведение бухгалтерского учета, своевременное предоставление полной и достоверной бухгалтерской отчетности, в том числе в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, входит в обязанности главного бухгалтера.
Пересматривая постановление мирового судьи, судья районного суда пришел к аналогичным выводам.
Между тем, с таким выводом согласиться нельзя по следующим основаниям.
Статьей 15.33.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение установленных законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования порядка и сроков представления сведений (документов) в органы Пенсионного фонда Российской Федерации.
Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, устанавливаются Федеральным законом от 01 апреля года 1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Федеральный закон № 27-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ страхователи, под которыми понимаются юридические лица, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации (ст. 1 данного Закона), представляют сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ указанные сведения страхователь предоставляет о каждом работающем у него застрахованном лице ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем.
Таким образом, вопрос представления страхователем отчета формы СЗВ-М регулируется Федеральным законом № 27-ФЗ и относится к отчетности по персонифицированному учету, составляемой на основе приказов и других документов по учету кадров.
Согласно статье 5 Федерального закона от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон о бухгалтерском учете) объектами бухгалтерского учета экономического субъекта являются: факты хозяйственной жизни; активы; обязательства; источники финансирования его деятельности; доходы; расходы; иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.
Положениями статьи 3 Закона о бухгалтерском учете, определяющей основные понятия, используемые в настоящем Законе, установлено, что факт хозяйственной жизни - это сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств (п. 8).
В соответствии с пунктом 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 года № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» решая вопрос о привлечении должностного лица организации к административной ответственности по статьям 15.5, 15.6 и 15.11 КоАП РФ, необходимо руководствоваться положениями пункта 1 статьи 6 и пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», в соответствии с которыми руководитель несет ответственность за надлежащую организацию бухгалтерского учета, а главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) - за ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.
Таким образом, указанные разъяснения неприменимы при рассмотрении дел об административных правонарушениях по статье 15.33.2 КоАП РФ.
Исходя из изложенного, отчет формы СЗВ-М не относится к документам бухгалтерского учета, положения Закона о бухгалтерском учете не подлежали применению к спорным отношениям.
Кроме того, ссылаясь на должностную инструкцию главного бухгалтера, судьи не приняли во внимание, что согласно пункту 33 бухгалтер учреждения обязан осуществлять своевременное составление и предоставление бухгалтерской отчетности в полном объеме, тогда как ответственность по статье 15.33.2 КоАП РФ установлена за нарушение установленных порядка и сроков представления сведений (документов) в органы Пенсионного фонда.
Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации устанавливаются учредительными документами некоммерческой организации в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, а в отношении казенного или бюджетного учреждения - также в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации муниципального образования или в случаях, установленных федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации или нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления, - нормативными правовыми актами иных органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 указанного Федерального закона исполнительный орган некоммерческой организации может быть коллегиальным и (или) единоличным. Он осуществляет текущее руководство деятельностью некоммерческой организации и подотчетен высшему органу управления некоммерческой организацией.
Пунктами 4.4, 4.6 Устава федерального казенного учреждения «Архангельская воспитательная колония УФСИН России по Архангельской области» установлено, что начальник Учреждения осуществляет общее руководство деятельностью, несет персональную ответственность за ее результаты.
Судьи в нарушение требований статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ не выяснили, исполнил ли законный представитель юридического лица возложенные на него обязанности и принял ли необходимые меры к исполнению законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного страхования, был ли осуществлен должный контроль за действиями (бездействием) подчиненных должностных лиц, исполняющих свои должностные обязанности в интересах и от имени учреждения, и приняты ли надлежащие меры к недопущению нарушения законодательства.
С учетом изложенного, выводы судей о том, что ФИО2 не является лицом, ответственным за своевременное предоставление сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования подлежат исключению из судебных актов. Также подлежат исключению выводы о том, что пунктом 33 должностной инструкции главного бухгалтера бухгалтерии учреждения обязанности по своевременному предоставлению в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, возложены на главного бухгалтера федерального казенного учреждения «Архангельская воспитательная колония УФСИН России по Архангельской области», как противоречащие содержанию данной инструкции.
Вместе с тем, судебные акты в части, касающейся прекращения производства по делу, отмене не подлежат исходя из следующего.
Статья 30.17 КоАП РФ содержит исчерпывающий перечень решений, которые может вынести суд при рассмотрении жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов.
Согласно части 2 статьи 30.17 КоАП РФ изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается.
Учитывая, что постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Приморского судебного района Архангельской области от 05 февраля 2018 года, оставленным без изменения решением судьи Приморского районного суда Архангельской области от 26 марта 2018 года, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.33.2 КоАП РФ в отношении ФИО2 прекращено, то отмена названных судебных актов повлечет ухудшение положения ФИО2, что недопустимо.
Руководствуясь пунктом 2 части 2 статьи 30.17, статьей 30.18 и статьей 30.19 КоАП РФ,
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка № 2 Приморского судебного района Архангельской области от 05 февраля 2018 года, решение судьи Приморского районного суда Архангельской области от 26 марта 2018 года, вынесенные в отношении ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.33.2 КоАП РФ, изменить: исключить из мотивировочной части выводы, что ФИО2 не является лицом, ответственным за своевременное предоставление сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а также выводы о том, что пунктом 33 должностной инструкции главного бухгалтера бухгалтерии учреждения обязанности по своевременному предоставлению в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, возложены на главного бухгалтера федерального казенного учреждения «Архангельская воспитательная колония УФСИН России по Архангельской области».
В остальной части судебные постановления оставить без изменения.
Заместитель председателя А.В. Старопопов