Дело №4а-268/2017
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г.Салехард 5 декабря 2017 года
Председатель суда Ямало-Ненецкого автономного округа Патлатюк В.А., рассмотрев протест заместителя прокурора Ямало-Ненецкого автономного округа Петрова А.Ю. на вступившее в законную силу решение Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 10 мая 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица - АО «РОСПАН-ИНТЕРНЕШНЛ»,
установил:
постановлением государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу №509/2016 от 24 ноября 2016 года юридическое лицо - АО «РОСПАН-ИНТЕРНЕШНЛ», подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере ста тысяч рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Пуровского районного суда от 10 мая 2017 года постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В протесте на вступившее в законную силу судебное решение заместитель прокурора Ямало-Ненецкого автономного округа просит о его отмене и направлении дела об административном правонарушении на новое рассмотрение в Пуровский районный суд.
В обоснование доводов протеста заявитель указывает, что выводы суда являются неверными, поскольку положениями Закона об охране окружающей среды установлен запрет на изменение стоимости проектных работ и утвержденных проектов за счет исключения из таких работ и проектов планируемых мероприятий по охране окружающей среды; юридическим лицом не выполнены решения утвержденных в установленном порядке проектных документов, в части несоблюдения утвержденной технологии обращения с отходами бурения, что является нарушением экологических требований и образует состав административного правонарушения.
Законный представитель юридического лица, извещенный в соответствии с ч.2 ст.30.15 КоАП РФ о принесении прокурором протеста, свои возражения на него в установленный срок не представил.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении, поступившие в суд Ямало-Ненецкого автономного округа 22 ноября 2017 года и доводы протеста, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами - влечет административную ответственность.
Из протокола об административном правонарушении следует, что АО «РОСПАН ИНТЕРНЕШНЛ» в период 2013 - 2016 годов не выполнены решения утвержденных в установленном порядке проектных документов в части несоблюдения утвержденной технологии обращения с отходами бурения, а именно вместо захоронения отходов бурения в шламовых амбарах скважин, отходы, образовавшиеся при строительстве скважин были переданы для переработки иным организациям для приготовления и применения грунтобетона с использованием бурового шлама.
Прекращая производство по делу в связи с отсутствием в действиях АО «РОСПАН ИНТЕРНЕШНЛ» состава административного правонарушения судья Пуровского районного суда указал, что передача отходов производства сторонним организациям, что не предусмотрено проектом на строительство скважин, не привела фактически к изменению проекта на строительство скважин в ущерб требованиям в области охраны окружающей среды, так как сбор и хранение отходов в шламовом амбаре, а после окончания бурения переработка отходов в амбарах либо за их пределами, с последующим мониторингом влияния отходов на окружающую среду соответствует экологическим требованиям.
С указанными выводами судьи оснований не согласиться не имеется.
Согласно положениям статей 34, 37 и 39 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, при этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности; юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию названных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов; строительство и реконструкция объектов должны осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды; запрещается изменение утвержденных проектов в ущерб требованиям в области охраны окружающей среды.
Как следует из материалов дела, строительство кустовых площадок, на которых производились работы по бурению эксплуатационных скважин осуществлялись, в том числе, и на основании проектов обустройства лицензионных участков, получивших положительное заключение государственной экспертизы.
Согласно заключениям Центра лабораторного анализа и технических измерений по Уральскому федеральному округу по Тюменской области Федеральной службы по надзору в сфере природопользования при испытаниях грунтобетона, являющегося продуктом переработки отходов бурения скважин, продукт переработки более безопасен и пригоден для производства дорог или рекультивации шламовых амбаров (том 2).
Проектная документация Новоуренгойского лицензионного участка и Восточно-Уренгойского участка (Обустройство лицензионных участков), с положительными заключениями государственной экспертизы, предусматривают ликвидацию шламовых амбаров скважин путем передачи отходов перерабатывающим предприятиям (том 1).
Отходы, согласно актам о передаче, передавались сторонним организациям в 2012-2016 годах и АО «РОСПАН ИНТЕРНЕШНЛ» осуществляло контроль за их переработкой.
В силу статьи 37 Федерального закона «Об охране окружающей среды» строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды. Запрещаются строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов до утверждения проектов и до установления границ земельных участков на местности, а также изменение утвержденных проектов в ущерб требованиям в области охраны окружающей среды.
При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о том, что изменение АО «РОСПАН ИНТЕРНЕШНЛ» мероприятий в области обращения с отходами бурения в шламовых амбарах на передачу отходов для переработки сторонним организациям без изменения проекта на строительство скважин, утвержденного в соответствии с законодательством, и на основании прошедших государственную экспертизу проектах освоения лицензионных участков осуществлено в целях статьи 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и не оказало негативного воздействия на окружающую среду.
Нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих отмену либо изменение судебного решения, при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2 статьи 30.13 и пунктом 1 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
решение Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 10 мая 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица - АО «РОСПАН-ИНТЕРНЕШНЛ», - оставить без изменения, а протест заместителя прокурора Ямало-Ненецкого автономного округа Петрова А.Ю., - без удовлетворения.
Председатель суда
Ямало-Ненецкого автономного округа (подпись) В.А.Патлатюк
Копия верна:
Председатель суда
Ямало-Ненецкого автономного округа В.А.Патлатюк