4а-269
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
5 июня 2019 г. город Архангельск
Заместитель председателя Архангельского областного суда Верещагин Г.С., рассмотрев жалобу законного представителя общества с ограниченной ответственностью «Яренские зори» ФИО1 на вступившее в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 2 Вилегодского судебного района Архангельской области от 23 января 2019 г., решение судьи Вилегодского районного суда Архангельской области от 1 апреля 2019 г., вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью «Яренские зори» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка № Вилегодского судебного района Архангельской области от 23 января 2019 г. общество с ограниченной ответственностью «Яренские зори» (далее – ООО «Яренские зори») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 125 000 рублей.
Решением судьи Вилегодского районного суда Архангельской области от 1 апреля 2019 г. постановление мирового судьи оставлено без изменения.
Законный представитель юридического лица просит отменить постановление мирового судьи и решение судьи районного суда, как незаконные.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, не нахожу предусмотренных законом оснований для удовлетворения жалобы.
Согласно части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ (норма, приведена в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Подпунктами «а», «б», «в» пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 октября 2014 г. № 1110, установлено, что лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, являются следующие требования: а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации; б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации; в) соблюдение требований, предусмотренных частью 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе о защите прав потребителей, и должно обеспечивать соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни, здоровья и имущества граждан; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц (часть 1.1 данной статьи).
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.3 этой же статьи).
Как следует из материалов дела, ООО «Яренские зори» имеет лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. На основании договора управления многоквартирными домами общество оказывает услуги и работы, в том числе по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных жилых домах: дом № 4 по улице Бр. Покровских; дома № № 2, 30, 34 по улице Володи ФИО2; дома № № 3 «А», 4 по улице Кишерская; дома № № 11, 28 «А» по улице Космонавтов; дома № № 33, 36 по улице Красных Партизан; дом № 7 «А» по улице Совхозная; дома № № 15, 23 «А», 27, 27 «А» по улице Трудовая в селе Яренск Ленского района Архангельской области.
На основании распоряжения руководителя северо-западного межрегионального отдела – заместителя руководителя государственной жилищной инспекции Архангельской области от 8 октября 2018 г. № проведена проверка в рамках лицензионного контроля в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Архангельской области, по результатам которой установлено, что ООО «Яренские зори» осуществляет управление многоквартирными домами с нарушением требований пункта 6 части 2 статьи 153, статьи 157.2, части 14 статьи 161, части 2 статьи 162 ЖК РФ, подпункта «з» пункта 11, подпунктов «в», «в (1)», пункта 24 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491, пункта 19 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2013 г. № 290, и абзацев 2, 7, 8 подпункта 2.6.10, абзацев 1 пункта 5.2.10 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. № 170.
В ходе проверки, выявлено отсутствие в составе технической документации паспортов готовности к эксплуатации в осенне-зимний период 2018-2019 г.г. с отметкой о присутствии при проведении опрессовки системы отопления представителей теплоснабжающей организации, а также отсутствие проведения работ по промывке системы отопления после отопительного периода 2017-2018 г.г. в многоквартирных жилых домах: дома № 4 по улице Бр. Покровских; дома № № 2, 30, 34 по улице Володи ФИО2; дома № № 3 «А», 4 по улице Кишерская; дома № № 11, 28 «А» по улице Космонавтов; дома № № 33,36 по улице Красных Партизан; дом № 7 «А» по улице Совхозная; дома № № 15, 23 «А», 27, 27 «А» по улице Трудовая в селе Яренск Ленского района Архангельской области.
Мировым судьей и судьей районного суда было установлено, что ООО «Яренские зори» не приняло надлежащих мер к недопущению нарушения лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Фактические обстоятельства дела в жалобе не оспариваются и подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 19 ноября 2018 г., распоряжением о проведении внеплановой выездной проверки от 8 октября 2019 г., актом проверки соблюдения законодательства в сфере лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 26 октября 2018 г., предписанием об устранении выявленных нарушений от 26 октября 2018 г., копиями паспортов и актов проверки готовности к отопительному периоду 2018/2019 г. г.; копиями актов промывки и опрессовки системы отопления за 2017 г. и иными доказательствами, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности на основании статьи 26.11 КоАП РФ.
Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ определено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств наличия чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения лицензионных требований, а также свидетельствующих о том, что ООО «Яренские зори» приняло все зависящие от него меры по недопущению правонарушения, в материалах дела не имеется.
Допустив нарушение лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, ООО «Яренские зори» совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
В жалобе законного представителя на судебные постановления не содержится каких-либо новых доводов, не учтенных судьями при рассмотрении дела. Приведенные в настоящей жалобе доводы о том, что при решении вопроса промывки внутренней системы отопления дома обществом применяется пункт 5.2.4.2 Типовой инструкции по технической эксплуатации систем транспорта и распределения тепловой энергии (тепловых сетей) РД 153-34.0-20.507-98, утвержденной РАО «ЕЭС России» 06 июля 1998 г. (далее – Типовая инструкция), где указано, что промывку систем теплопотребления следует производить по мере необходимости, но в закрытых системах теплоснабжения не реже одного раза в четыре года, был изложен в жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, судье районного суда он был известен, проверен и в судебном решении получил надлежащую и правильную правовую оценку.
Типовая инструкции, предназначена для персонала организаций, осуществляющих эксплуатацию тепловых сетей в составе организаций и предприятий, входящих в систему РАО «ЕЭС России», и направлена на совершенствование организации эксплуатации, повышение эксплуатационной надежности, технического уровня эксплуатации тепловых сетей и систем централизованного теплоснабжения (СЦТ) в целом и обеспечение координации процессов выработки, передачи и потребления тепловой энергии. Другие теплоснабжающие организации и предприниматели, осуществляющие свою деятельность в сфере централизованного теплоснабжения, должны обеспечивать все требования, определенные государственными и отраслевыми нормативными актами и документами в части организации и ведения производства по системам транспорта и распределения тепловой энергии (вводная часть Типовой инструкции).
При этом в соответствии с требованиями части 2.3 статьи 161 ЖК РФ Постановлением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме № 416, устанавливающие стандарты и порядок осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом.
Согласно подпункту «з» пункта 11 указанных Правил содержание общего имущества в многоквартирном доме включает в себя текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах «а» - «д» пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
В силу пункта 19 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2013 г. № 290, в целях надлежащего содержания систем теплоснабжения (отопление, горячее водоснабжение) в многоквартирных домах, выполняются в том числе работы по промывке централизованных систем теплоснабжения для удаления накипно-коррозионных отложений.
Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 г. № 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, которые определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью, в том числе обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту уполномоченными управляющими.
В соответствии с пунктом 5.2.10 указанных Правил промывка систем теплопотребления производится ежегодно после окончания отопительного периода, а также монтажа, капитального ремонта, текущего ремонта с заменой труб.
Исходя из указанного, по смыслу вышеприведенных норм Типовая инструкция, утвержденная для организаций, входящих в систему РАО «ЕЭС России», не может применяться при осуществлении предпринимательской деятельности в сфере управления многоквартирными домами.
Довод жалобы о том, что утвержденные постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. № 170 «Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда» носят для Общества рекомендательный характер, в связи с этим необоснованно вменено отсутствие оформленных согласно указанным Правилам паспортов готовности к эксплуатации в осенне-зимний период 2018/2019 г.г., основан на неверном толковании норм права, поскольку указание в Правилах об обязательности их исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления, не является основанием для игнорирования их юридическим лицом, которое осуществляет управление многоквартирным домом, то есть занимается деятельностью, направленной на обеспечение сохранности и содержание жилищного фонда.
Пересматривая постановление по делу об административном правонарушении, судья районного суда, исследовав обстоятельства правонарушения, проанализировав все собранные по делу доказательства, исходя из статей 161, 162 ЖК РФ, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года № 170, пришел к выводу, что организация, которой была выдана лицензия на осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и которая впоследствии заключила договоры на управление многоквартирными домами, обязана надлежащим образом осуществлять работы по содержанию общего имущества многоквартирных домов.
Повторно приведенные в жалобе доводы направлены на иную оценку доказательств и оспаривание обоснованности выводов судей об установленных ими обстоятельствах.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о том, что судом допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Постановление о привлечении ООО «Яренские зори» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено в размере ниже минимального штрафа санкции, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
В рассматриваемом случае Обществу назначено наказание, соразмерное характеру совершенного правонарушения, степени вины нарушителя, наступившим последствиям, отвечает принципам юридической ответственности (законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности).
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебных актов не усматривается.
С учетом изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 30.17, статьей 30.18 и статьей 30.19 КоАП РФ,
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка № 2 Вилегодского судебного района Архангельской области от 23 января 2019 г., решение судьи Вилегодского районного суда Архангельской области от 1 апреля 2019 г., вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью «Яренские зори» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу законного представителя ООО «Яренские зори» ФИО1 - без удовлетворения.
Заместитель председателя Г.С. Верещагин