4а-270
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
4 июня 2019 года город Архангельск
Заместитель председателя Архангельского областного суда Верещагин Г.С., рассмотрев жалобу защитника Ендовицкого Владимира Сергеевича – Дячка В.Б. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 8 Северодвинского судебного района Архангельской области от 6 марта 2019 года, решение судьи Северодвинского городского суда Архангельской области от 16 апреля 2019 года, вынесенные в отношении Ендовицкого В.С. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка № 8 Северодвинского судебного района Архангельской области от 6 марта 2019 года должностное лицо – директор ООО МКК «Центр Денежной Помощи - ДОН» Ендовицкий В.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением судьи Северодвинского городского суда Архангельской области от 16 апреля 2019 года резолютивная часть постановления мирового судьи судебного участка № 8 Северодвинского судебного района Архангельской области от 6 марта 2019 года изменена путем указания вместо признания виновным «Ендовицкого Владимира Сергеевича» – «директора ООО МКК «Центр Денежной Помощи - ДОН» Ендовицкого Владимира Сергеевича». В остальной части постановление мирового судьи оставлено без изменения.
Защитник Ендовицкого М.С. – Дячок В.Б. в жалобе просит отменить судебные постановления, считая их незаконными.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы свидетельствует об отсутствии правовых оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу об административном правонарушении постановлений.
Согласно статье 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Частями 4 и 5 статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» определено, что работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 названной статьи, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Неисполнение работодателем обязанности, установленной частью 4 указанной статьи, является правонарушением и влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 19.29 КоАП РФ привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 ноября 2017 года № 46 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что при решении вопроса о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 названного Кодекса необходимо принимать во внимание, что под указанными в статье 12 Федерального закона «О противодействии коррупции» перечнями, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации, следует понимать как перечни, утвержденные непосредственно для целей названной нормы, так и - в случае отсутствия названных перечней - нормативные правовые акты, определяющие должности государственной службы (должности муниципальной службы), при замещении которых государственные служащие (муниципальные служащие) обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, поскольку принятие последних также обусловлено предусмотренными законодательством мерами по противодействию коррупции.
Частью 2 статьи 3 Областного закона Ростовской области от 9 октября 2007 года № 786-ЗС «О муниципальной службе в Ростовской области» установлено, что должности муниципальной службы устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в соответствии с Реестром должностей муниципальной службы в Ростовской области, утверждаемым областным законом.
Как следует из материалов дела, директор ООО МКК «Центр Денежной Помощи - ДОН» Ендовицкий В.С., заключив 5 июня 2017 года трудовой договор с бывшим муниципальным служащим ФИО18, замещавшей должность специалиста первой категории администрации Войновского сельского поселения Егорлыкского района Ростовской области, включенную в реестр муниципальных должностей и реестр должностей муниципальной службы в Войновском сельском поселении, утвержденного решением Собрания депутатов Войновского сельского поселения Егорлыкского района Ростовской области от 29 августа 2016 года № 127, а также в перечень должностей муниципальной службы в администрации Войновского сельского поселения, при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие администрации Войновского сельского поселения обязаны представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный постановлением Администрации Войновского сельского поселения от 12 сентября 2016 года № 181 «О предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы в Администрации Войновского сельского поселения, и муниципальными служащими администрации Войновского сельского поселения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» в нарушение статьи 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации, пункта 4 статьи 12 Закона № 273-ФЗ, не сообщил в десятидневный срок (не позднее 15 июня 2017 года) о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) муниципального служащего по последнему месту его службы.
Фактические обстоятельства дела в жалобе не оспариваются и подтверждаются собранными по делу доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении (л.д. 3-7); копией трудового договора от 5 июня 2017 года, заключенного с ФИО14 (л.д. 25-29); копией приказа (распоряжения) о приеме на работу (л.д. 30); копией трудовой книжки ФИО14; объяснением Ендовицкого В.С. от 12 ноября 2018 года (л.д. 33-34); иными доказательствами, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Надлежаще заверенные копии решения от 29 августа 2016 года № 127 и постановления от 12 сентября 2016 года № 181 представлены по запросу мирового судьи.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Таким образом, действия Ендовицкого В.С. образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 КоАП РФ, и он обоснованно привлечен к ответственности как должностное лицо, в связи с ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Подписание трудового договора от имени работодателя иным лицом не ставит под сомнение выводы судебных инстанций о наличии в деянии Ендовицкого В.С. объективной стороны состава вмененного ему административного правонарушения, поскольку он привлечен к ответственности за иные действия, а именно за то, что не сообщил о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) муниципального служащего по последнему месту его службы
Материалами дела объективно не подтверждается то, что названным лицом выполнялись необходимые действия, направленные на реализацию этих мер, а также производился должный контроль за деятельностью уполномоченных сотрудников.
При рассмотрении дела об административном правонарушении, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств, установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.
Вопреки доводам жалобы при заключении трудового договора с ООО МКК «Центр Денежной Помощи - ДОН» ФИО14 о факте прохождения муниципальной службы в администрации Войновского сельского поселения Егорлыкского района Ростовской области в период с 7 мая 2013 года по 27 апреля 2017 года сообщила работодателю путем представления трудовой книжки, из который данные обстоятельства усматривались.
Утверждение в жалобе о том, что трудовая книжка не могла быть предъявлена в день приема на работу, поскольку направлялась по почте, объективно ничем не подтверждено и опровергается материалами дела.
Согласно статье 65 Трудового кодекса Российской Федерации при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства.
В силу презумпции знания закона, граждане и организации должны знать действующее законодательство. Для реализации указанной презумпции права предусмотрено обязательное опубликование законов и иных нормативных правовых актов, затрагивающих права и обязанности граждан и организаций.
Должность специалиста первой категории включена в реестр муниципальных должностей Ростовской области Областным законом Ростовской области от 9 октября 2007 года № 787-ЗС «О реестре муниципальных должностей и реестре муниципальных должностей муниципальной службы в Ростовской области» (младшая группа должностей Перечня должностей муниципальной службы в аппарате администрации муниципального образования, отраслевых (функциональных) и территориальных органах администрации муниципального образования, Раздел II, приложения 2 к Закону).
Указанный Областной закона опубликован в установленном порядке, следовательно Ендовицкий В.С. при должной степени осмотрительности и заботливости мог установить, что должность специалиста первой категории включена в реестр муниципальных должностей Ростовской области.
Пунктом 2 статьи 1 Областного закона Ростовской области от 9 октября 2007 года № 787-ЗС установлено, что должности муниципальной службы устанавливаются нормативными правовыми актами, издаваемыми представительными органами муниципальных образований в соответствии с Реестром должностей муниципальной службы в Ростовской области. При составлении и утверждении штатного расписания органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, используются наименования должностей муниципальной службы, предусмотренные Реестром должностей муниципальной службы в Ростовской области.
Таким образом, решение Собрания депутатов Войновского сельского поселения Егорлыкского района Ростовской области от 29 августа 2016 года № 127, утвердившее реестр муниципальных должностей и реестр должностей муниципальной службы в Войновском сельском поселении, принято во исполнение указанной нормы в соответствии с Реестром должностей муниципальной службы в Ростовской области.
Утверждение подателя жалобы о том, что в полномочия Собрания депутатов Войновского сельского поселения не входит принятие реестра должностей муниципальной службы в Войновском сельском поселении, следовательно, решение от 29 августа 2016 года № 127 принято с превышением полномочий, не подлежит обсуждению в рамках данного дела и на квалификацию действий юридического лица не влияет. Решение от 29 августа 2016 года № 127 в установленном порядке не обжаловано, недействующим не признано.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, муниципальные служащие, замещающие указанные должности, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Постановлением Администрации Войновского сельского поселения от 12 сентября 2016 года № 181 утвержден Перечень должностей муниципальной службы в Администрации Войновского сельского поселения, при замещении которых муниципальные служащие Администрации Войновского сельского поселения обязаны предоставлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Пунктом 6 части 1 статьи 44 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что уставом муниципального образования должны определяться виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов. В соответствии с частью 1 статьи 47 Закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования. Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) (часть 2 названной статьи).
Согласно пункту 1 статьи 52 Устава муниципального образования «Войновское сельское поселение», принятого решением Собрания депутатов Войновского сельского поселения 30 ноября 2015 года (действовавшего на момент принятия указанного нормативного акта), муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Пунктами 2-4 указанной статьи установлено, что официальным опубликованием считается первая публикация полного текста муниципального правового акта в периодическом печатном издании, определенном правовым актом Администрации Войновского сельского поселения.
Администрацией Войновского сельского поселения может издаваться информационный бюллетень Войновского сельского поселения, в который включаются тексты муниципальных правовых актов, подлежащих официальному опубликованию (обнародованию). В случае если информационный бюллетень используется для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов Войновского сельского поселения, применяется порядок, установленный пунктами 2 и 3 настоящей статьи.
Постановление Администрации Войновского сельского поселения от 12 сентября 2016 года № 181 опубликовано в муниципальном вестнике - информационном бюллетене Войновского сельского поселения от 12 сентября 2016 года № 164, а также на официальном сайте, следовательно, подлежало применению.
Ссылка на то, что в обжалуемом постановлении не указана дата совершения административного правонарушения, несостоятельна, поскольку из текста постановления о возбуждении дела об административном правонарушении следует, что временем совершения является день окончания срока, в который должно было направить сведения о привлечении к трудовой деятельности бывшего муниципального служащего – 16 июня 2017 года, и который указан в постановлении мирового судьи от 6 марта 2019 года и решении судьи городского суда от 16 апреля 2019 года.
Довод жалобы о том, что в основу постановления по делу об административном правонарушении положены доказательства, полученные прокурором с нарушением закона, несостоятелен. Прокурорская проверка проводилась на основании приказа прокурора Ростовской области от 19 ноября 2014 года № 143 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции».
В рассматриваемой ситуации нарушение выявлено прокуратурой в результате осуществления мероприятий прокурорского надзора. В силу прямого указания в пункте 3 части 3 статьи 1 Закона № 294-ФЗ положения его не применяются при осуществлении прокурорского надзора. Рассмотрение уголовного дела в отношении ФИО14, на выводы судей не влияет.
В соответствии с частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 названного Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В силу части 1 статьи 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Как следует из материалов дела, о явке 6 марта 2019 года в 14 часов 00 минут к мировому судье Ендовицкий В.С. извещался повесткой, направленной заказной корреспонденцией по месту жительства: Архангельская область, город Северодвинск, улица Коновалова, дом 14, квартира 4, которая получена им лично (л.д. 115).
6 марта 2019 года в судебное заседание Ендовицкий В.С. не явился, о причинах неявки не сообщил, об отложении судебного заседания не ходатайствовал.
С учетом изложенного мировой судья имел право на основании части 2 статьи 25.1 КоАП РФ рассмотреть дело в отсутствие Ендовицкого В.С.
Несогласие подателя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и выводами судьи не свидетельствует о том, что судьей допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, и не является основанием к отмене состоявшегося по делу судебных актов.
Изменение судьей городского суда постановления мирового судьи не является исправлением описки и не ухудшает положение Ендовицкого В.С., поскольку из текста постановления усматривается, что последний привлекался к административной ответственности как директор ООО МКК «Центр Денежной Помощи - ДОН», то есть как должностное лицо, административное наказание ему назначено как должностному лицу в соответствии с санкцией статьи 19.29 КоАП РФ.
Указание в абзаце 3 страницы 2 постановления мирового судьи на участие при рассмотрении дела Дячка В.С., вместо Дячка В.Б., является явной опиской, которая может быть исправлена в порядке, установленном статье 29.12.1 КоАП РФ.
Постановление о привлечении Ендовицкого В.С. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного 19.29 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено Ендовицкому В.С. в размере санкции статьи 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с соблюдением общих правил назначения наказания юридическому лицу, установленных статьями 4.1-4.3 КоАП РФ.
Оценив представленные по делу доказательства, характер и степень общественной опасности совершенного административного правонарушения, судьи сделали вывод о невозможности применения в рассматриваемом случае статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности административного правонарушения. Оснований для переоценки указанных выводов не имеется.
По существу в жалобе защитника не содержится каких-либо новых данных, не учтенных при рассмотрении дела об административном правонарушении и пересмотре постановления по делу об административном правонарушении, и не содержится обстоятельств, которые могут послужить основанием для отмены судебных постановлений.
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении и пересмотра постановления по делу об административном правонарушении, установленный главами 29 и 30 КоАП РФ, судьями соблюден, нормы материального права применены и истолкованы правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 30.17, статьей 30.18 и статьей 30.19 КоАП РФ,
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка № 8 Северодвинского судебного района Архангельской области от 6 марта 2019 года, решение судьи Северодвинского городского суда Архангельской области от 16 апреля 2019 года, вынесенные в отношении Ендовицкого В.С. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу защитника Дячка В.Б. - без удовлетворения.
Заместитель председателя Г.С. Верещагин